'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 58

Просмотры  92 просмотров

Баглышева З.В., Кострома Т.А.

  


ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА: РЫНОК И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности политической рекламы и рынка политической рекламы в современной России. Стереотипы, как важный элемент психики человека, используются в политической рекламе для эффективного воздействия на избирателей. Анализируются три ключевых стереотипа, которые активно применяются в российской политической рекламе. Авторы подчеркивают, что использование понятных и характерных для масс стереотипов позволяет политической рекламе эффективно донести свой посыл до получателя и изменить его отношение к определенному объекту   

Ключевые слова:
политическая реклама, российский контекст, стереотипы, избиратели, воздействие, манипуляция, образы в политике, рынок политической рекламы   


УДК 32.019.51

Баглышева З.В.

студентка 4 курса кафедры социологии и политологии

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

 

Кострома Т.А.

студент 4 курса кафедры социологии и политологии

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА:

РЫНОК И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности политической рекламы и рынка политической рекламы в современной России. Стереотипы, как важный элемент психики человека, используются в политической рекламе для эффективного воздействия на избирателей. Анализируются три ключевых стереотипа, которые активно применяются в российской политической рекламе. Авторы подчеркивают, что использование понятных и характерных для масс стереотипов позволяет политической рекламе эффективно донести свой посыл до получателя и изменить его отношение к определенному объекту.

 

Ключевые слова: политическая реклама, российский контекст, стереотипы, избиратели, воздействие, манипуляция, образы в политике, рынок политической рекламы.

 

В современном обществе политическая реклама является важным элементом политической борьбы в связи с необходимостью адаптации к изменениям в мире. В последние годы политическая реклама стала значимой в российском политическом процессе, поскольку она способна оказывать существенное влияние на мотивы и действия избирателей. Современная политическая реклама сочетает базовые маркетинговые технологии и сложные психологические методы, которые связаны с политической культурой и системой ценностей. Важным является использование такой части сознания человека как стереотипы.

Рынок политической рекламы представляет собой один из разновидностей рекламного рынка, где активно используются массовые коммуникационные каналы для формирования определенных политических установок среди населения [5, с. 57]. Особенности рынка политической рекламы в России также связаны с влиянием государственных СМИ, которые часто определяют основные направления политического дискурса. Это создает определенные рамки для работы рекламных агентств, которые стремятся адаптировать свои кампании под господствующие тенденции. Следует отметить, что в современной России рынок политической рекламы сталкивается с рядом ограничений и регуляций, что может сказаться на свободе творчества и разнообразии рекламных кампаний. Тем не менее, рекламные агентства продолжают искать новые подходы и методы воздействия на избирателей, используя имеющиеся стереотипы и адаптируя их к современным реалиям.

Политические стереотипы являются ключевой составляющей политической рекламы и играют важную роль в психике человека. Стереотипы, являясь продуктом эволюционного процесса, помогают принимать решения в широком спектре сложных вопросов. Они представляют собой стандартизированный, схематизированный, упрощенный и эмоционально окрашенный образ социально-политического объекта [1, с. 3].

Политические стереотипы выполняют ряд важных функций: облегчают познавательную деятельность, позволяют быстро подобрать релевантную модель поведения в критических ситуациях и формировать более полную картину мира. Однако, они могут сильно влиять на восприятие действительности, упрощая ее избыточно [2, c. 153]. Следование стереотипам в сложных ситуациях, требующих объективного и глубокого анализа, может привести к неадекватным результатам.
Некоторые исследователи подчеркивают ценность политических стереотипов как средства манипуляции сознанием индивидов, групп и масс в политике. Учитывая возможность активного создания и распространения стереотипов в СМИ, они могут стать стандартными способами осмысления и подходами к социально-политическим явлениям, шаблонами мышления. Некоторые журналисты отмечают, что зная действующие политические стереотипы различных социальных групп, можно легко заставить их действовать определенным образом, используя краткосрочное воздействие сигналами или формулами. Конструированием таких сигналов и формул и занимается политическая реклама, чья цель максимизировать получаемый результат. В этом контексте особо интересны проявления стереотипов в политической рекламе в российских реалиях [3, с. 335].

Российская политическая реклама отличается от рекламы в других странах своим многообразием инструментов в средствах массовой информации. В настоящее время, Интернет и социальные сети являются одними из ключевых каналов распространения политической рекламы. Они обеспечивают быстрый доступ к потенциальным избирателям и создают пространство для установления контакта с ними [4, с. 46]. В российской политической рекламе активно используются стереотипы населения. Рассмотрим, как это происходит на примере трех ключевых, по нашему мнению, стереотипов.

«Царь хороший - бояре плохие» - данный стереотип предполагает разделение ответственности за политические решения и проблемы между высшим руководством и нижестоящими служащими. В политической рекламе этот стереотип может быть использован для создания образа кандидата, который будет бороться с коррупцией и некомпетентными чиновниками, при этом поддерживая идею о хорошем лидере на вершине власти.

«Оппозиция слаба и вредна» - этот стереотип формирует представление о том, что оппозиционные партии и кандидаты не способны предложить конструктивные решения, а нацелены только на дестабилизацию политической ситуации. В рекламных кампаниях данный стереотип может использоваться для демонизации оппонентов, представляя их как опасных и неконструктивных политических факторов, а также для подчеркивания собственной стабильности и опыта.

«Чиновники неэффективны» - стереотип о неэффективности чиновников и бюрократии связан с представлением о медлительности, коррупции и отсутствии ответственности в государственном аппарате. В политической рекламе этот стереотип может использоваться для обещания реформ и оптимизации государственного управления, а также для атаки на оппонентов, представляя их как часть проблемной системы.
Использование данных стереотипов мы можем обнаружить даже “невооруженным глазом”.  Например, президентская кампания часто акцентирует внимание на борьбе с коррупцией, при этом оставляя за собой образ "хорошего предводителя", не несущего ответственность за все происходящее в стране. Оппозиционные кандидаты могут быть представлены как неконструктивные и опасные для страны, подкрепляя стереотип о слабой и вредной оппозиции. Здесь активно используется формула “вся оппозиция - вредна”, но при этом действующие политические силы и парламентские партии широкими слоями населения уже не воспринимаются как оппозиция. Оппозиция представляет собой нечто абстрактно плохое, иное. Реклама местных выборов может включать обещания реформирования государственного аппарата и борьбу с неэффективностью чиновников. Изменений же после выборов, чаще всего не следует, так как стереотип очень упрощен и не принимает во внимание системных проблем.

Таким образом, политическая реклама и рынок политической рекламы в современной России тесно связаны с использованием стереотипов, которые отражают особенности восприятия политической реальности российским обществом. Рекламные агентства активно адаптируются к сложившимся условиям и продолжают использовать стереотипы в своих кампаниях, чтобы повысить их эффективность и воздействие на избирателей. Стереотипы, являясь важным механизмом психики человека, могут использоваться как фундамент для политической рекламы разного вида. Характеристики политического стереотипа определяют его эффективность как инструмента манипулирования. Поэтому использование понятных и характерных для масс стереотипов позволяют политической рекламе эффективно донести свой посыл до получателя и изменить его отношение к определенному объекту.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Берулава Г.А., Берулава М.М. Стереотипы психической активности личности [Электронный ресурс] // Гуманизация образования. 2010. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipy-psihicheskoy-aktivnosti-lichnosti (дата обращения: 03.06.2022).
  2. Боков М.Б. Нужен ли России царь? [Электронный ресурс] // Мониторинг. 2006. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhen-li-rossii-tsar (дата обращения: 06.06.2022).
  3. Стерликова А.А. Анализ политической рекламы на выборах в государственную думу РФ // Научная сессия ГУАП: Гуманитарные науки: Сборник докладов Научной сессии. СПб: Изд - во ГУАП, 2022. С. 46.
  4. Феофанов О.А. Что может политическая реклама // Коммунист. 1991. №12. С.57. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Баглышева З.В., Кострома Т.А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА: РЫНОК И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 317 - 322. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7952 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7952



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.