'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 60

Просмотры  68 просмотров

Пасынкова С.Д.

  


КЛИП «PIECES» ГРУППЫ SUM 41 КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТЕОРИИ «ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ» Ж. БОДРИЙЯРА *

  


Аннотация:
в работе анализируется клип канадской рок-группы Sum 41 на песню «Pieces» с точки зрения эссе Ж. Бодрийяра «Общество потребления: его мифы и структуры»   

Ключевые слова:
общество потребления, популярная культура, Sum 41   


УДК 130.2

Пасынкова С.Д.

студент бакалавриата

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

(г. Москва, Россия)

 

КЛИП «PIECES» ГРУППЫ SUM 41

КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТЕОРИИ

«ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ» Ж. БОДРИЙЯРА

 

Аннотация: в работе анализируется клип канадской рок-группы Sum 41 на песню «Pieces» с точки зрения эссе Ж. Бодрийяра «Общество потребления: его мифы и структуры».

 

Ключевые слова: общество потребления, популярная культура, Sum 41.

 

Концепция «общества потребления» Ж. Бодрийяра, изложенная в труде «Общество потребления: его мифы и структуры» [1] (1970), находит воплощение во многих современных медиапродуктах. Иронично, что в интернет-пространстве любой медиаконтент сразу становится причастным к культуре потребления, даже если его содержание критикует ее. Так произошло и с клипом панк-рок группы Sum 41 на песню «Pieces» [3], которая была выпущена в 2005 году, а одноименный клип на YouTube с 2009 года набрал более 68 млн просмотров. Несмотря на то, что смысл клипа заключается в критике общества потребления (об этом речь пойдет далее), клип стал продуктом этого самого общества потребления.

Клип посвящен герою, который, как поется в песне, «старался быть идеальным» [2], соответствующим требованиям окружающих, но это было противно его природе. Герой клипа, которого играет солист Sum 41 Дерек Уибли, показан нам в двух локациях: сидящим в кресле перед телевизором в комнате, потребляющим бесконечный поток контента, и идущим по пустому ночному городу. Во время его прогулки мимо героя проезжает несколько фур, в которых одна стена – прозрачная, так что зрители могут видеть, что находится внутри фур. Они становятся похожими на большие телевизоры, внутри которых разворачивается определенный сюжет, знакомый всем и навязанный массовой культурой. Так, в фуре с надписью «The perfect vacation is waiting for you» («Идеальный отпуск ждет тебя») показан сюжет, будто сошедший со страниц глянцевого журнала или взятый из рекламного ролика: мужчина с коктейлем в руках сидит на пляже под пальмами в окружении прекрасных танцующих девушек в купальниках. Все выглядят абсолютно счастливыми.

Мимо одиноко идущего героя проносятся еще несколько сюжетов: внутри фуры с надписью «The perfect night is waiting for you» («Идеальный вечер ждет тебя») едут молодожены, которые со улыбающимися лицами режут свадебный торт, а потом танцуют романтический танец под бликами диско-шара и пьют шампанское. Герой намеренно игнорирует происходящее «на экранах» фур и идет дальше.

Новая фура достигает героя, в ней изображена «идеальная семья», образ примерного семейства, знакомый всем по фильмам об Америке второй половины ХХ века: семейный ужин, брат и сестра дружелюбно улыбаются друг другу и родителям, стол уставлен аппетитной едой, мать и отец учтиво общаются друг с другом, а со стены за семьей наблюдают с портрета милые старички – очевидно, это бабушка и дедушка. Все члены семьи одеты с иголочки, дети идеально причесаны, все что-то активно обсуждают, смеются – кажется, за столом царит порядок и взаимоуважение.

Последняя фура, проезжающая мимо героя, рекламирует «идеальное тело» с помощью сюжета из спортзала: улыбающиеся во все зубы молодые люди занимаются на спортивных тренажерах, не выглядят изможденными, у них уже идеальные фигуры.

Клип заканчивается тем, что свет в комнате, в которой сидел герой в начале клипа, зажигается, камера отдаляется и мы видим, что все это время герой сам ехал в такой же фуре с надписью «The perfect life is waiting for you» («Идеальная жизнь ждет тебя»). Буква «f» из слова «life» отклеивается, остается слово «lie» – получается «The perfect lie is waiting for you» («Идеальная ложь ждет тебя»). Как бы мы ни критиковали общество потребления, получается, от «идеальной лжи» никуда не деться – мы буквально становимся ее частью наряду с глянцевыми картинками об идеальном теле, семье, отпуске и т.п.

Сюжет клипа на песню «Pieces» группы Sum 41 иллюстрирует эссе Бодрийяра с критикой общества потребления. Как пишет Бодрийяр, концепция бесконечного потребления основывается на желании человека обрести «счастье» [1], что и показано в клипе. Если ты будешь проводить отпуск именно так (особенно, если купишь путевку у конкретного туроператора), ты обязательно будешь счастлив. «Мы находимся здесь в очаге потребления, который представляет собой тотальную организацию повседневности, тотальную гомогенизацию, где все схвачено и преодолено в удобстве, в полупрозрачности абстрактного «счастья», определяемого единственно как расслабление напряженности» [1], – пишет Бодрийяр. Действительно, общество потребления диктует нам, что, если мы будем одеваться в примерно одинаковую одежду, будем покупать дизайнерскую мебель в одних и тех же модных магазинов, будем ходить в похожие друг на друга спортзалы, мы обретем счастье.

Глава «Чудотворный статус потребления» начинается с описания «антропоидных охотников-сборщиков» [1], которые «блуждают в джунглях городов» – возможно, к этому отсылает образ главного героя клипа Sum 41, который бродит по ночному городу, очевидно, в поисках счастья, ответов на волнующие вопросы, но находит лишь пропаганду общества потребления, поддается ей и сам становится ее частью.

Также Бодрийяр обращает внимание, что мы не живем в «эру реального изобилия» [1], напротив – общество потребления базируется на ощущении «нехватки» [1]. Именно оно подталкивает человека к обретению новых вещей, смыслов, идеологий, чтобы заполнить зияющую, по его мнению, лакуну в том или ином аспекте его жизни. «Само изобилие», – пишет Бодрийяр, – «парадоксально означает нищету»[1].

В обществе потребления человек окружает себя «предметами-симулянтами»[1] («характерными знаками счастья»[1]) в надежде, что они помогут ему преодолеть нехватку. Общество потребления присваивает смыслы и знаки, создает свою гиперреальность. В клипе это продемонстрировано через идеальные сюжеты жизни человека: как нужно провести отпуск, как заниматься спортом, какой должна быть семья. Эти сюжеты имеют право на существование в реальном мире, однако в настоящее время они стали симулякрами, так как их присвоило общество потребления, теперь они существуют в гиперреальности. Гиперреальность в клипе ограничена рамками фур-телевизоров, транслирующих сюжеты идеальной жизни, которой нужно соответствовать.

Все разбивается в тот момент, когда оказывается, что герой, которому чужд такой образ мышления, сам оказывается заложником гиперреальности: он сам помещен в такую же фуру, сам является частью общества потребления. Несмотря на его критическое отношение к обществу, навязывающему свои идеалы-симулякры, он оказывается поглощенным этим обществом. И лишь слово «life» (жизнь), трансформирующееся в «lie» (ложь) напоминает о том, что герой знает, что находится в гиперреальном мире, в симуляции, которая существует за счет присвоения знаков и символов из реального мира.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. — М.: Республика; Культурная революция, 2006.— 269 с.
  2. Sum 41 – Pieces Lyrics // Genius Lyrics URL: https://genius.com/Sum-41-pieces-lyrics
  3. Sum 41 – Pieces (Official Music Video) // YouTube
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Пасынкова С.Д. КЛИП «PIECES» ГРУППЫ SUM 41 КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТЕОРИИ «ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ» Ж. БОДРИЙЯРА // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 327 - 331. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7954 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7954



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.