'
Кремлякова И.К.
РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОДУКТ ПОДРОСТКОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИИ УСПЕХА *
Аннотация:
подростковый возраст-это возраст экспериментов. Подросток экспериментирует, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым, повысить степень самостоятельности: «могу и решаюсь», потому что это круто, здорово, прикольно. И подобные формы поведения чаще всего наблюдаются не поодиночке, а в совокупности. Это попытка удовлетворить потребности: психологические, целей развития, справиться с жизненными трудностями
Ключевые слова:
подростковый возраст, рискованное поведение, мотивация успеха, особенности личности подростка, социально-психологическая проблема
УДК 159
Кремлякова И.К.
педагог-психолог
Частное общеобразовательное учреждение школа «Радиант»
(г. Тольятти, Россия)
РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК
ПРОДУКТ ПОДРОСТКОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИИ УСПЕХА
Аннотация: подростковый возраст-это возраст экспериментов. Подросток экспериментирует, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым, повысить степень самостоятельности: «могу и решаюсь», потому что это круто, здорово, прикольно. И подобные формы поведения чаще всего наблюдаются не поодиночке, а в совокупности. Это попытка удовлетворить потребности: психологические, целей развития, справиться с жизненными трудностями.
Ключевые слова: подростковый возраст, рискованное поведение, мотивация успеха, особенности личности подростка, социально-психологическая проблема.
Исследование поведения подростков 35 стран мира, проведенное Международной Организацией Здравоохранения, показало, что в возрасте от 13 до 17 лет около 40% несовершеннолетних включены в те или иные модели рискованного поведения.
С каждым годом во всем мире увеличивается количество подростков, испытывающих внутреннюю потребность «испытать себя».
Согласно данным социологических исследований и выступлениям в СМИ все чаще встречается поведение подростков, связанное с алкоголем, курением, использованием различных препаратов, систематическими прогулами школы, компьютерными играми, экстремальными видами спорта (бейсджампинг, хелискинг, кейв-дайвинг, альпинизм), досуга (паркур, зацепинг, руфинг, скайуокинг, диггерство, акрострит, граффити, брейк-данс, фриран, скейтборд, bmx) и другими поведенческими проявлениями, угрожающими жизни. Все эти варианты отклоняющегося поведения описываются понятием «рискованное поведение». Рисковое поведение или иначе поведение, опасное для здоровья, в той или иной степени проявляется у большинства подростков в развитых странах и нередко заканчивается серьезными последствиями. Недооценка вероятности негативного исхода приводит к тому, что смертность среди подростков в результате несчастных случаев, необдуманного поведения и агрессивных стычек занимает первое место в статистике по отношению к другим возрастным группам.
Проведенный нами опрос подростков показал, что 30% подростков видят в риске азарт, считая тем не менее риск опасным (54%), 15% признались, что рискуют ежедневно, 46% -реже, более 30% считают риск благородным делом. В качестве значимых причин рискованного поведения были названы: смелость в общении с людьми- 41%, желание расслабиться-18%, получить удовольствие-45%, любопытство-27%, желание показать себя более взрослым-18%, желание убежать от проблем-22%, снизить тревожность-18%, обратить внимание на себя семьи и школы-18%.
Так почему же подростковый возраст (особенно начальный) отличается желанием рисковать. Исследователи связывают это с различными формами психогенных расстройств, возрастными особенностями, неустойчивостью психики в этом возрасте, политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, распада семей.
Многие конкретные общественные и естественные науки используют понятие «риск». Тем не менее в его трактовке существуют многочисленные расхождения и нет общепринятого определения для данного термина. Это объясняется многоаспектностью этого явления. С.И Ожегов определил риск как возможную опасность и действие наудачу в надежде на счастливый исход. Необходимые элементы риска, по мнению С.И. Ожегова, это: - опасность; - неопределенность; - случайность.
Проблемы риска находят свое отражение в научных трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Т.В. Корнилова, В.А. Петровский, Ю. Козелецкий, В.В. Кочетков, П. Вайнцвай, Г. Айзенк, М.А. Котик и др.
Условно всех людей можно разделить на два типа: «рисковые» и «осторожные». Рискованное поведение взаимозависимо и взаимообусловлено внешними и внутренними факторами. Для разных субъектов, действующих в одних и тех же условиях, ситуация может оказаться разной – рискованной для одного и нерискованной для другого. Склонность человека к риску зависит от того, как человек воспринимает рискованную ситуацию, какой образ риска является для него наиболее известным.
Максимальное желание рисковать появляется в 14 лет. Только у 10% несовершеннолетних из 100% имеется «внутренний запрет» на любую форму риска. С возрастом тяга к острым ощущениям снижается. Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел. Чаще высокий риск является побочным продуктом обостренной познавательной деятельности.
Недостаточное внимание к особенностям подростков, в частности их склонности к риску становится поведенческой проблемой во взрослом возрасте.
Изучение факторов рискованного поведения подростков стало целью нашего исследования
В исследовании участвовали подростки в возрасте 13-16 лет в количестве 186 человек. Были использованы психодиагностические методики: Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР – 25), предложенный Т.В. Корниловой; Опросник диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана (в модификации М. Ш. Магомед-Эминова); Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цуккерман. Определение средней оценки учебной деятельности учащихся по изучаемым предметам.
Выдвинутая гипотеза о том, что уровень склонности к риску у подростков обусловлен мотивационными установками на достижение успеха, нашла свое подтверждение в следующих выводах.
Выводы по результатам анализа:
-исследуемые параметры "готовности к риску" и мотивация достижения успеха выявили у 88% подростков высокий уровень риска, у 12%-средний уровень, низкий уровень не проявился;
-анализ результатов параметров "готовности к риску" и мотивации избегания неудач выявил у 63% подростков средний уровень склонности к риску, у 30%-низкий уровень и только 7%-высокий;
-анализ результатов параметров "готовности к риску", "рациональности" и мотивации достижения успеха выявил высокую и среднюю рациональность (24%), сочетающуюся со средним и высоким уровнем риска (69%), низкая рациональность сочетается с высоким уровнем риска-6%. Риск в данной ситуации разумен и обдуман, адекватна оценка требований ситуации и своих возможностей в процессе принятия решения.
-анализ результатов параметров "готовности к риску", "рациональности" и мотивации избегания неудач выявил среднюю рациональность в сочетании с низким уровнем риска (29%), со средним (22%), с высоким уровнем риска (22%). Поэтому для исследуемых характерна пассивность, или чрезмерная необдуманная рискованность, что снижает эффективность и безопасность жизнедеятельности.
-процент поведенческих реакций, связанных с риском и девиантными проявлениями в группе неуспешных в учебной деятельности с мотивацией избегания неудач несколько выше, что составило 5%;
-анализ результатов самооценки склонности к экстремально-рискованному поведению показал, что для подростков с мотивацией достижения успеха, высоким и средним уровнями риска характерны высокие показатели по шкале поиск острых ощущений, а 30% из них по шкале неадаптивное стремление к трудностям. Для подростков с мотивацией избегания неудач, низким и средним уровнями риска характерны низкие и средние показатели по шкале поиск острых ощущений, а для 33% из них низкие и средние показатели по шкале неадаптивное стремление к трудностям.
Неоднозначность риска и рискованной ситуации доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках. Обыденные или неизбежные риски сопровождают нас всю жизнь. Совершенно иное понятие – высокорискованное поведение подростков. Регулирование поведения подростков будет всегда оставаться одной из актуальнейших социально-психологических проблем.
Профилактика неразумного рискованного поведения в подростковой среде позволит сократить нежелательные последствия как для самого человека, так и общества в целом. Для повышения эффективности профилактической работы решения проблемы рискованного поведения несовершеннолетних рекомендуется комплексное сопровождение, включающее в себя взаимосвязанные и дополняющие друг друга виды деятельности специалистов: правовая защита и правовой всеобуч; педагогическая поддержка; социальная помощь; психологическое сопровождение индивидуального развития; · обучение навыкам социальной компетентности.
Риск – традиция нашего общества, и мы не готовы жить без риска. Так стоит ли рисковать? Каждый вправе решать самостоятельно, признав риск своеобразным критерием здоровья подросткового возраста. Основная задача – понять, какой риск и какая его степень полезна и способствует развитию личности, а какая – создает угрозу для здоровья и жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5
Ссылка для цитирования:
Кремлякова И.К. РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОДУКТ ПОДРОСТКОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИИ УСПЕХА // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 339 - 344. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7957 (дата обращения: 24.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*