'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 5
  4. Научная статья № 79

Просмотры  73 просмотров

Таженова А.Е.

  


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается история становления понятия социалистического реализма в советской культуре. Автор рассказывает о том, как данное понятие было введено в 1930-е годы в культурную политику СССР и как оно влияло на развитие советского искусства. Описываются принципы социалистического реализма и его связь с идеологией коммунизма. Рассматриваются примеры работ советских художников и писателей, которые соответствовали требованиям социалистического реализма. Кроме этого, авторы анализируют критику данного понятия и его роль в подавлении свободы творчества в СССР. В целом, статья позволяет понять, как социалистический реализм стал одним из ключевых элементов советской культуры и как его влияние продолжает ощущаться до сегодняшнего дня   

Ключевые слова:
социалистический реализм, СССР, стиль, культура   


УДК 1

Таженова А.Е.

магистрант 2 курса

Институт истории и права

Казахский Национальный педагогический университет имени Абая

(г. Алматы, Казахстан)

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается история становления понятия социалистического реализма в советской культуре. Автор рассказывает о том, как данное понятие было введено в 1930-е годы в культурную политику СССР и как оно влияло на развитие советского искусства. Описываются принципы социалистического реализма и его связь с идеологией коммунизма. Рассматриваются примеры работ советских художников и писателей, которые соответствовали требованиям социалистического реализма. Кроме этого, авторы анализируют критику данного понятия и его роль в подавлении свободы творчества в СССР. В целом, статья позволяет понять, как социалистический реализм стал одним из ключевых элементов советской культуры и как его влияние продолжает ощущаться до сегодняшнего дня.

 

Ключевые слова: социалистический реализм, СССР, стиль, культура.

 

Социалистический реализм – это термин, который одновременно описывает искусство и культуру Советского Союза. В его основании лежала идеологическая концепция, которая уделяла большое внимание социальному и политическому контексту произведений искусства. Но как возникло понятие социалистического реализма в советской культуре и как оно развивалось со временем? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье. Мы рассмотрим историю становления социалистического реализма, его основные черты и значение для советского искусства и культуры.

Цель научного исследования - рассмотреть процесс становления и развития понятия социалистического реализма в советской культуре, а также выяснить, как это понятие влияло на художественное творчество и культуру в целом.

Основные направления и идеи исследования:

  1. Исторический контекст - дать общее представление о событиях и социально-политической ситуации в СССР на тот период, когда пришло к становлению понятие социалистического реализма.
  2. Культурная практика - провести обзор художественных направлений и стилей, которые существовали до появления социалистического реализма, и как новое понятие повлияло на их развитие.
  3. Идеологический аспект - рассмотреть роль идеологической цензуры в развитии социалистического реализма, а также как это понятие использовалось для поддержания власти и формирования общественного сознания.
  4. Международный контекст - исследовать взаимодействие культурных процессов в СССР и зарубежных странах и роль социалистического реализма в этом процессе.
  5. Оценка влияния - провести анализ последствий, которые оказало понятие социалистического реализма на развитие советской культуры, а также оценить культурное наследие этого понятия на современную культуру.

Исследование позволит более глубоко понять, как возникло и каково значение понятия социалистического реализма в советской культуре и как это понятие повлияло на культурные процессы в СССР.

В период возникновения этого явления многие западные исследователи лишили социалистический реализм объективного и цензурного контроля. Прежде всего, здесь следует отметить таких авторов, как Р. Гароди, Б. Гройс, И. Голомшток, М. Геллер, X. Гюнтер, X. Зееман, К. Кларк, И. У. Петере, Н. Тумаркин. В начале 80-90-х годов, сразу после распада Советского государства, был издан ряд сборников, посвященных изучению феномена социального реализма. Во-первых, это " Избавление от миражей. Социализм сегодня", в который вошли работы Е. Сергеева, М. Гагнуса, г. Белой и других. К более поздним исследованиям можно отнести сборники «Социалистический канон» и «Советское богатство». Среди большого количества литературы, посвященной данной теме, помимо перечисленных выше исследователей, в первую очередь были опубликованы работы К. Аймермахера, М. Балины, А. Бодена, К. Беккера, К. Гринберга, л. Геллера, Е. Добренко, Т. Дахусена, А. Морозовой, В. Паперного, и необходимо выделить работы Г. Поспелова, Ф. Серса, М. Тупицынова и др.

Методология данного исследования включает анализ истории становления понятия социалистического реализма в контексте советской культуры. Автор изучает возникновение и развитие данного понятия с момента его зарождения в 1930-х годах до конца 1980-х. Методы исследования включают анализ источников, использование исторического подхода, аналитическое исследование и интерпретацию данных. Главной целью исследования является выявление роли социалистического реализма в формировании советской культуры и его влияния на художественное творчество.

Социалистический реализм - это художественный стиль, который возник в Советском Союзе в 1930-х годах и стал являться государственной культурной политикой во время правления Иосифа Сталина. Этот стиль стремился создать идеальное изображение социальной жизни в Советском Союзе, отражая героические идеи социализма.

История становления социалистического реализма началась в 1932 году, когда на Втором Всесоюзном съезде советских писателей была принята резолюция "О методах литературы и искусства". Эта резолюция потребовала от художников и писателей создавать произведения, которые отражали бы реалии советской жизни и фиксировали уникальный опыт строительства социализма.

В 1934 году был создан Союз писателей СССР и Народный комиссариат просвещения СССР, которые начали надзирать за культурной политикой страны и отбирать художников и писателей, соответствующих их стандартам. Отдельники, которые не отвечали социалистическому реализму, были стерилизованы, изгнаны, лишены профессионального статуса, а некоторые даже осуждены к каторге и уничтожены.

В начале 1950-х гг. стали возникать первые проявления несогласия с социалистическим реализмом. В 1954 году Никита Хрущев на XX съезде КПСС заявил о критике культовой личности Иосифа Сталина и о том, что нужно избавиться от необходимости создавать только социалистический реализм как художественный стиль.

Со временем социалистический реализм потерял свою популярность и стал уходить в тень. В настоящее время, хотя термин «социалистический реализм» не означает больше прежних коннотаций, он используется некоторыми современными художниками как форма выражения яркой социальной критики. Однако, несмотря на все критики, социалистический реализм по-прежнему является значительным элементом советской культуры.

История становления понятия социалистического реализма в советской культуре — это интересная история, которая показывает, как создавалась идеологическая основа советской культуры.

Социалистический реализм стал официальным стилем в советской культуре с 1932 года, когда было принято решение о необходимости создания новой художественной эстетики, которая должна была соответствовать идеологическому курсу партии. Социалистический реализм стал выражать социалистические идеи в художественном языке и стал обязательным стилем в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре и кино.

Одним из крупнейших представителей социалистического реализма был художник Илья Репин, чьи произведения отражали строительство социализма, идеологию партии и отношения между людьми. Его картины «Бурлаки на Волге» и «Иван Грозный и его сын» стали символом социалистической идеологии.

Однако со временем социалистический реализм стал выглядеть устаревшим и был критикован за механическое повторение стереотипов, ограничение свободы творчества и дискриминацию других тенденций в искусстве.

В настоящее время многие исследователи рассматривают социалистический реализм как пример признака прежде всего авторитарной культуры, которая ставила в центр общественных стереотипов и унификации. Также социалистический реализм имел большое значение в формировании современной российской культуры, особенно в отношении понимания социально-политических процессов в стране.

Тем не менее, социалистический реализм остается важной исторической эпохой советской культуры, которая имела огромное влияние на формирование художественного стиля и общественных отношений в России.

Таким образом, история становления понятия социалистического реализма в советской культуре включала в себя не только формирование концепции художественного стиля, но и отражение политической и социальной обстановки в стране. Социалистический реализм стал парадигмой в советской культуре, и ее требования отразились во всех сферах искусства и литературы. Несмотря на критику этого стиля, он оставил яркий след в истории советской культуры и оказал большое влияние на ее развитие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Терц А. Что такое соцреализм (фрагменты из работы) // С разных точек зрения: Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. М., 1990 С. 54-80.
  2. Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1934.
  3. Морозов А. И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., 1995. С.23.
  4. Тупицына М. У истоков соцреализма. Государство как автор // Искусство. 1991. № 3. С. 44 - 47.
  5. Кацман Е. Записки художника. С. 14-15
  6. Деготь Е. Русское искусство XX века. M., 2000. С. 150. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Таженова А.Е. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Вестник науки №4 (61) том 5. С. 446 - 451. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7973 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7973



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.