'
Ахмадуллина А.А.
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЮМОРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в статье рассмотрена педагогическая проблема развития чувства юмора дошкольников средствами художественной литературы. Раскрывается значение художественной литературы в развитии чувства юмора, а также раскрыто понятия чувство юмора и их особенности
Ключевые слова:
юмор, чувство юмора, художественная литература, дошкольник
УДК 373.2
Ахмадуллина А.А.
студентка
Казанский Федеральный Университет
(г. Елабуга, Россия)
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЮМОРА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассмотрена педагогическая проблема развития чувства юмора дошкольников средствами художественной литературы. Раскрывается значение художественной литературы в развитии чувства юмора, а также раскрыто понятия чувство юмора и их особенности.
Ключевые слова: юмор, чувство юмора, художественная литература, дошкольник.
Основным приоритетом образования в настоящее время является личностно-ориентированный подход к ученику: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, стимулирование творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. С каждым годом мир, в котором живет ребенок, становится все более сложным и разнообразным, что требует от него гибкости мышления, способности быстро ориентироваться и творческого подхода к решению задач разного уровня.
Художественная литература позволяет ребенку понимать жизнь в обществе и природе, развивает его мышление и воображение, помогает обобщать эмоции и развивает чувство юмора. Ребенок, который обладает чувством юмора, легче заводит друзей и получает симпатии сверстников, а по мере взросления также легко устанавливает контакты с коллегами по работе, успешно разрешает конфликты и проблемы.
Многие психологические аспекты юмора проявляются в детстве и продолжают развиваться во взрослой жизни, что делает развитие чувства юмора детей одним из интересных и сложных вопросов. Юмор всегда связан с эмоциями, которые играют важную роль в формировании поведения. Юмор помогает развивать логическое мышление и интеллект, так как помогает выявлять противоречия, находить способы их решения и усваивать материал. Кроме того, юмор помогает смягчать отношения и психологически разрядить обстановку [3].
Юмор всегда был интересен таким известным ученым, как В. А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев и К. Д. Ушинский, но редко являлся предметом научных исследований из-за различных подходов к его значению и пониманию. Юмор изучается в разных областях, таких как психология, педагогика, социология, биология, антропология, медицина, неврология, философия и искусство [2]. Существует несколько определений понятия «юмор», но общим является то, что юмор - это качество действия, речи или литературного произведения, вызывающее веселье и основанное на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, а также выражающее доброжелательное и шутливое отношение к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе [1].
С. Л. Рубинштейн считал, что юмор заключается не в умении замечать комическое, а в способности видеть смешное в серьезных вещах. Юмор также рассматривается как эффективное средство педагогического влияния, а не только как черта характера. Е. Тулина доказала, что использование юмора способствует формированию у детей оптимистичного восприятия действительности, активизирует их познавательную деятельность, повышает уровень усвоения знаний, умений и навыков, а также формирует творческое отношение к миру. Исследовательница также полагает, что юмор помогает воспитывать гуманность, самоуважение, ответственность, коллективизм, бережливость и аккуратность у детей [4].
Использование юмора в педагогическом процессе может помочь создать положительный психологический климат в группе, укрепить коллективные отношения и поддержать оптимистический настрой коллектива. Однако, для достижения этой цели необходимо соблюдать определенные условия, включая понимание значимости юмора в педагогическом процессе, оптимистическое отношение воспитателя к действительности, соблюдение требований педагогического такта и связь юмористических средств с реальными условиями и событиями.
Различные аспекты социальной ситуации играют важную роль в развитии чувства юмора у детей, и это может привести к индивидуальным различиям в будущем. Художественная литература может стать хорошим источником юмора и душевной теплоты для детей. Поэтому им следует читать веселые и смешные стихотворения, потешки и сказки. Радостные эмоции, получаемые от таких произведений, могут помочь улучшить коммуникативные способности детей, делая их более общительными и эмоциональными.
Согласно Т.А. Ткаченко, детская художественная литература – это литература, специально написанная для детей с целью воспитания и образования их через использование художественных образов. Она помогает детям понять и объяснить мир вокруг них, включая общество, природу, человеческие чувства и отношения. Детская литература также помогает развивать мышление и воображение у детей, и учит их обобщать свои эмоции [5].
Кроме того, детская литература отличается свойством юмора, которое соответствует природе детей, которые, как сказал Чуковский, «есть великая потребность смеяться». Воспитание чувства юмора начинается с знакомства детей с фольклором, таким как песенки, потешки, небылицы, дразнилки, частушки и припевки, которые являются первыми художественными произведениями, с которыми дети сталкиваются. Воспитатели, особенно те, кто работает с младшими группами детей, должны помнить о большом запасе таких произведений и тактично, с чувством меры и учетом доступности для восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми.
Небылички используют путаницу реального мира. Эти «перевертыши», как их называет Чуковский, нарушают естественные отношения жизненных явлений, и их основа - познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений, поэтому они по сути игра, но интеллектуального характера. Ребенок получает удовольствие от восстановления естественных отношений в своем сознании, нарушенных перевертышем, путем сопоставлений и умозаключений. Небылички помогают развивать чувство реальности и подготавливают детей к пониманию более сложных форм юмора [6].
Дразнилки, как форма потешного фольклора, представляют собой проявление детской сатиры и юмора, где высмеиваются пороки, недостатки или слабости человека. Они быстро и остроумно фиксируют внешние признаки предметов и явлений, и в каждой дразнилке содержится заряд эмоциональной силы.
Частушки, по своему ритму и динамизму, напоминают многие народные детские песенки. Они могут служить детям как прибаутки, приговорки, считалки и даже перевертыши. Многочисленные нескладушки в фольклоре также забавляют слушателей тем, что приписывают людям необычные поступки и действия.
Рассказывая о воспитании юмора через литературу, дети знакомятся с произведениями многих писателей, включая К. И. Чуковского, Б. Заходера, Н. Н. Носова, Г. Остера, Э. Успенского и Ю. Морица. В произведениях Николая Носова особенно проникновенно передаётся отношение героя-мальчишки к происходящему, позволяющее увидеть художественно достоверные события с непосредственной, мальчишеской точки зрения. Это создаёт не только комические ситуации, но и позволяет по-юмористически рассмотреть логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или здравого смысла [4].
В дошкольном воспитании, очень важно формировать чувство юмора у детей. Это качество помогает детям увеличить их устойчивость к неблагоприятным ситуациям и не зацикливаться на мелочах. Дети имеют великую потребность в смехе и воспитание их чувства юмора - одна из ключевых задач воспитания. Как утверждает К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти», произведения художественной литературы помогают детям развивать чувство юмора, быть более доброжелательными и оптимистичными, а также учат их разбираться в хаосе впечатлений и видеть смешное в поступках.
На основании вышесказанного можно заключить, что развитие чувства юмора у детей дошкольного возраста является важным аспектом дошкольного образования. Художественная литература является одним из эффективных средств для достижения этой цели, так как она помогает детям развивать чувство юмора, становиться более доброжелательными и оптимистичными, учиться разбираться в хаосе впечатлений, а также видеть смешное в своих поступках и поведении. Все это позволяет детям лучше понимать себя и окружающий мир, а также делает их более адаптированными к различным ситуациям в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1
Ссылка для цитирования:
Ахмадуллина А.А. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЮМОРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 147 - 152. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8008 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*