'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 1
  4. Научная статья № 33

Просмотры  252 просмотров

Ахмадуллина А.А.

  


РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЮМОРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрена педагогическая проблема развития чувства юмора дошкольников средствами художественной литературы. Раскрывается значение художественной литературы в развитии чувства юмора, а также раскрыто понятия чувство юмора и их особенности   

Ключевые слова:
юмор, чувство юмора, художественная литература, дошкольник   


УДК 373.2

Ахмадуллина А.А.

студентка

Казанский Федеральный Университет

(г. Елабуга, Россия)

 

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЮМОРА

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в статье рассмотрена педагогическая проблема развития чувства юмора дошкольников средствами художественной литературы. Раскрывается значение художественной литературы в развитии чувства юмора, а также раскрыто понятия чувство юмора и их особенности.

 

Ключевые слова: юмор, чувство юмора, художественная литература, дошкольник.

 

Основным приоритетом образования в настоящее время является личностно-ориентированный подход к ученику: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, стимулирование творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. С каждым годом мир, в котором живет ребенок, становится все более сложным и разнообразным, что требует от него гибкости мышления, способности быстро ориентироваться и творческого подхода к решению задач разного уровня.

Художественная литература позволяет ребенку понимать жизнь в обществе и природе, развивает его мышление и воображение, помогает обобщать эмоции и развивает чувство юмора. Ребенок, который обладает чувством юмора, легче заводит друзей и получает симпатии сверстников, а по мере взросления также легко устанавливает контакты с коллегами по работе, успешно разрешает конфликты и проблемы.

Многие психологические аспекты юмора проявляются в детстве и продолжают развиваться во взрослой жизни, что делает развитие чувства юмора детей одним из интересных и сложных вопросов. Юмор всегда связан с эмоциями, которые играют важную роль в формировании поведения. Юмор помогает развивать логическое мышление и интеллект, так как помогает выявлять противоречия, находить способы их решения и усваивать материал. Кроме того, юмор помогает смягчать отношения и психологически разрядить обстановку [3].

Юмор всегда был интересен таким известным ученым, как В. А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев и К. Д. Ушинский, но редко являлся предметом научных исследований из-за различных подходов к его значению и пониманию. Юмор изучается в разных областях, таких как психология, педагогика, социология, биология, антропология, медицина, неврология, философия и искусство [2]. Существует несколько определений понятия «юмор», но общим является то, что юмор - это качество действия, речи или литературного произведения, вызывающее веселье и основанное на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, а также выражающее доброжелательное и шутливое отношение к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе [1].

С. Л. Рубинштейн считал, что юмор заключается не в умении замечать комическое, а в способности видеть смешное в серьезных вещах. Юмор также рассматривается как эффективное средство педагогического влияния, а не только как черта характера. Е. Тулина доказала, что использование юмора способствует формированию у детей оптимистичного восприятия действительности, активизирует их познавательную деятельность, повышает уровень усвоения знаний, умений и навыков, а также формирует творческое отношение к миру. Исследовательница также полагает, что юмор помогает воспитывать гуманность, самоуважение, ответственность, коллективизм, бережливость и аккуратность у детей [4].

Использование юмора в педагогическом процессе может помочь создать положительный психологический климат в группе, укрепить коллективные отношения и поддержать оптимистический настрой коллектива. Однако, для достижения этой цели необходимо соблюдать определенные условия, включая понимание значимости юмора в педагогическом процессе, оптимистическое отношение воспитателя к действительности, соблюдение требований педагогического такта и связь юмористических средств с реальными условиями и событиями.

Различные аспекты социальной ситуации играют важную роль в развитии чувства юмора у детей, и это может привести к индивидуальным различиям в будущем. Художественная литература может стать хорошим источником юмора и душевной теплоты для детей. Поэтому им следует читать веселые и смешные стихотворения, потешки и сказки. Радостные эмоции, получаемые от таких произведений, могут помочь улучшить коммуникативные способности детей, делая их более общительными и эмоциональными.

Согласно Т.А. Ткаченко, детская художественная литература – это литература, специально написанная для детей с целью воспитания и образования их через использование художественных образов. Она помогает детям понять и объяснить мир вокруг них, включая общество, природу, человеческие чувства и отношения. Детская литература также помогает развивать мышление и воображение у детей, и учит их обобщать свои эмоции [5].

Кроме того, детская литература отличается свойством юмора, которое соответствует природе детей, которые, как сказал Чуковский, «есть великая потребность смеяться». Воспитание чувства юмора начинается с знакомства детей с фольклором, таким как песенки, потешки, небылицы, дразнилки, частушки и припевки, которые являются первыми художественными произведениями, с которыми дети сталкиваются. Воспитатели, особенно те, кто работает с младшими группами детей, должны помнить о большом запасе таких произведений и тактично, с чувством меры и учетом доступности для восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми.

Небылички используют путаницу реального мира. Эти «перевертыши», как их называет Чуковский, нарушают естественные отношения жизненных явлений, и их основа - познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений, поэтому они по сути игра, но интеллектуального характера. Ребенок получает удовольствие от восстановления естественных отношений в своем сознании, нарушенных перевертышем, путем сопоставлений и умозаключений. Небылички помогают развивать чувство реальности и подготавливают детей к пониманию более сложных форм юмора [6].

Дразнилки, как форма потешного фольклора, представляют собой проявление детской сатиры и юмора, где высмеиваются пороки, недостатки или слабости человека. Они быстро и остроумно фиксируют внешние признаки предметов и явлений, и в каждой дразнилке содержится заряд эмоциональной силы.

Частушки, по своему ритму и динамизму, напоминают многие народные детские песенки. Они могут служить детям как прибаутки, приговорки, считалки и даже перевертыши. Многочисленные нескладушки в фольклоре также забавляют слушателей тем, что приписывают людям необычные поступки и действия.

Рассказывая о воспитании юмора через литературу, дети знакомятся с произведениями многих писателей, включая К. И. Чуковского, Б. Заходера, Н. Н. Носова, Г. Остера, Э. Успенского и Ю. Морица. В произведениях Николая Носова особенно проникновенно передаётся отношение героя-мальчишки к происходящему, позволяющее увидеть художественно достоверные события с непосредственной, мальчишеской точки зрения. Это создаёт не только комические ситуации, но и позволяет по-юмористически рассмотреть логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или здравого смысла [4].

В дошкольном воспитании, очень важно формировать чувство юмора у детей. Это качество помогает детям увеличить их устойчивость к неблагоприятным ситуациям и не зацикливаться на мелочах. Дети имеют великую потребность в смехе и воспитание их чувства юмора - одна из ключевых задач воспитания. Как утверждает К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти», произведения художественной литературы помогают детям развивать чувство юмора, быть более доброжелательными и оптимистичными, а также учат их разбираться в хаосе впечатлений и видеть смешное в поступках.

На основании вышесказанного можно заключить, что развитие чувства юмора у детей дошкольного возраста является важным аспектом дошкольного образования. Художественная литература является одним из эффективных средств для достижения этой цели, так как она помогает детям развивать чувство юмора, становиться более доброжелательными и оптимистичными, учиться разбираться в хаосе впечатлений, а также видеть смешное в своих поступках и поведении. Все это позволяет детям лучше понимать себя и окружающий мир, а также делает их более адаптированными к различным ситуациям в будущем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Афонькина, Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников / Ю.А. Афонькина // Детский сад: теория и практика. – 2022. - №4. – С. 7-17.
  2. Мартин, Р. Психология юмора / Р. Мартин. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. - 480 с.
  3. Мигунова, Е.В. Теория и методика развития речи детей: учебно-метод. пособ. / Е. В. Мигунова. - Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т, 2019. - 151 с.
  4. Рокотянская, Л.О. Юмор: сущность, виды, функции в обществе: диссертация ...канд. философ. наук: 09.00.11 / Рокотянская Людмила Олеговна – Москва: 2020. – 242 с.
  5. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. — Москва: Эксмо, 2019. — 134 с.
  6. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ахмадуллина А.А. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЮМОРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 147 - 152. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8008 (дата обращения: 05.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8008



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.