'
Балажанова Ж.Б., Муратбек Б.М., Сагынбек С.Д., Ерадилова Г.А.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ *
Аннотация:
в статье путем анализа научной литературы определены понятия о мышлении дошкольников, основные направления развития мышления ребенка, педагогические условия совершенствования мышления. Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития мышления. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике
Ключевые слова:
мышление ребенка, дети старшей группы, структура мышления
УДК 16.01.45
Балажанова Ж.Б.
старший преподаватель
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, Шымкент)
Муратбек Б.М.
студентка 2 курса, группа 1201-11, ОП 6B01201
«Дошкольное обучение и воспитание»
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
Сагынбек С.Д.
студентка 2 курса, группа 1201-11, ОП 6B01201
«Дошкольное обучение и воспитание»
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
Ерадилова Г.А.
студентка 2 курса, группа 1201-11, ОП 6B01201
«Дошкольное обучение и воспитание»
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Аннотация: в статье путем анализа научной литературы определены понятия о мышлении дошкольников, основные направления развития мышления ребенка, педагогические условия совершенствования мышления. Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития мышления. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Ключевые слова: мышление ребенка, дети старшей группы, структура мышления.
В современной психологии понятие мышления трактуется по-разному, мышление – это психический процесс, сопряженный с социальной ситуацией, тесно связанный с языком, посредством которого происходит общее и косвенное представление бытия, вещей в мире. Это изображение распознается действиями анализа и объединения человеческой мысли. Мышление – это образ бытия во внешнем мире на самой высокой ступени в нашем сознании общим косвенным путем. Мышление, возникающее в результате жизненного опыта и практических действий человека, выходит далеко за рамки непосредственного чувственного процесса.
Говоря словами Ж. Аймауытова о развитии мышления детей: «мышление – очень сложное, глубокое дело души. Малолетнему ребенку слишком больно думать, поэтому нужно делать что-то наперекосяк. Задания, рисунки, представленные в учебнике, должны обладать энтузиазмом, страстью к знаниям, чтобы правильно воздействовать на душу ребенка» [1, с. 11].
Чтобы развить язык ребенка через логическое мышление, воспитателю поручено глубоко знать его торию. В работе В. Давыдова «психологическое развитие ребенка детского сада» говорится: «формирование у детей логического мышления в процессе обучения – это не самоцель, а одно из средств воспитания активной личности»[2, с. 64].
Мышление человека особенно хорошо проявляется в решении различных проблем, соприкасаясь друг с другом. «Мышление – это представление общности вещей и явлений внешнего мира в нашем мозгу, как в общем, так и в косвенном виде через слово»[3]. Мышление тесно связано с восприятием, иллюзиями. Поскольку интуиция и восприятие являются первыми ступенями познания, за ними не происходит никакого мышления.
Известно, что необходимость правильного использования законов, правил мышления для формирования понятий в детском познании всегда выражается через слово мысли человека. Кто-то говорит вслух, что слышит себя, когда высказывает свое мнение кому-то другому. Мысль раскрывается, аргументируется и аргументируется в полном слове. Не помешает поставить знак равенства между ними, говоря, что мышление и речь-это одно и то же. Мысль – высшая форма представления внешнего мира, слово-средство передачи мысли другим людям [4]. Благодаря словесному воплощению мысли человек смог сохранить опыт и знания, накопленные его предшественниками, использовать мысль для целей дальнейшего улучшения жизни.
Ребенок также может думать, когда его язык не высовывается. Ребенок познает окружающий мир через функцию первой сигнальной системы [5, С. 38]. Этот тип мышления не может значительно расширить его познание. Только когда язык ребенка выйдет наружу и через слово вступит в общение со взрослыми, круг его мыслей расширится. Для успешного проведения работы по развитию речи необходимо хорошо знать возрастные особенности и индивидуальные особенности детей, особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения каждого из них, качества чувств, воли и личной одаренности.
Ж. Аймауытов высказывает ценное мнение [1] о том, что родители и дети несут единоличную ответственность за правильное мышление и правильную речь молодого поколения. Это также верно в том, что это перекликается с передовым опытом в процессе воспитания и образования дошкольников. В любом возрасте у детей неустойчивое внимание, у некоторых из них сильное взаимодействие на уроке, способность к обмену мыслями даже отсутствует, поэтому правильный подбор опорно-двигательного аппарата по отношению к отдельным словам казахского языка, выработка привычки различать каждое из них по смыслу достигает соответствующего результата.
Теория и практика воспитания, обучения и развития детей переплетаются в вопросах общения. Общеизвестно, что всеобщей особенностью, включающей в себя в целом психические качества, познавательные процессы и психические позы ребенка, являющейся главным показателем и фактором развития детской психики, является сфера общения детей. Язык проникает и формируется у каждого человека вместе с материнским молоком. Языковое богатство-национальная гордость каждой страны. Это бесценное наследие, которое остается наследием от деда к ребенку. Развитие логического мышления ребенка, культивирование понятий в трудах К. Жарыкбаева – это не предвыборная работа. Это постоянная работа над каждым уроком, в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Здесь сильно учитывается и возрастная специфика учащихся [5, С. 28-29.].
Неоспоримо, что мышление является одним из важнейших, составляющих человеческую психику. Невозможно представить себе осуществление какого-либо вида деятельности без активации мыслительной деятельности. Л.С. Выготский указал, что развитие мышления является центром системы действий всех структур и психических функций сознания[2, с. 37-39.]. В связи с этим ребенок начинает отвечать за свои психические действия. Сравнивая психологическое развитие ребенка с внутренним развитием общества и природы, говоря о том, что развитие личности происходит через их кризисы и разделительные стадии, он указывает: «с этого периода речь становится познавательной, а мышление – речевой деятельностью».
В. Штерн показал, как в психическом развитии ребенка пробуждается стремление к осознанию сущности языка и овладению им.
Это переходный период, когда речь – интеллектуальная, а мышление – в форме слова, характеризуется двумя точными и объективными признаками, которые помогают достоверно проанализировать, было ли это изменение в развитии речи или нет, и состояние аномального или замедленного развития, насколько этот период смещен во времени по сравнению с состоянием развития нормального ребенка. Эти два этапа тесно связаны. Первый этап проявляется в том, что ребенок благодаря пережитому изменению начинает активно пополнять свой словарный запас, спрашивая о каждом новом предмете, как он называется. Второй этап заключается в очень быстром и плавном обогащении ребенка активным словарным запасом [2, с. 66-75.].
Рассматриваем позицию единства психики и действия в раскрытии психологических аспектов активизации их речевой деятельности в процессе деятельности, являющейся источником знаний и средством саморазвития в учебно-познавательной деятельности детей старшей группы. Его основная идея состоит в том, что человеческая психика развивается в процессе деятельности.
Ребенок в возрасте 5-6 лет является «очагом» всех явлений дошкольников (что особенно характерно для детей, посещающих детский сад), ориентированных на сверстников. Формирование внутренней психологической жизни и саморегуляции-связано с появлением ряда новых структур в познавательной сфере. Прежде всего, ребенок овладевает умением действовать по общим понятиям, способен выстраивать причинно-следственные связи событий и явлений.
В младшем дошкольном возрасте через развитие мышления ребенка интенсивно развиваются познавательные, логические, коммуникативные компетенции. Двигательная активность детей характеризуется высоким уровнем самостоятельности деятельности. В младшем дошкольном возрасте двигательные функции ребенка развиваются интенсивно. Двигательная активность детей характеризуется высоким уровнем самостоятельности деятельности. С 4-5 лет начинает проявляться реальный и осознанный интерес, на этом этапе ребенок начинает понимать, что это человек с собственной волей. Деятельность мозга и умственная деятельность продолжают интенсивно развиваться, происходят изменения в поведении. Повышается восприятие художественных произведений и желание заниматься музыкой.
Начиная с первой младенческой группы, дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песни и небольшие стихи, утешительные стихи, второстепенные сценические выступления, а во второй младшей группе продолжают это делать, используя театральные игрушки, где в старшей группе театральная деятельность может быть самостоятельной. Дидактические игры, конкурсные задания и различные лото-картины, мнемокесты, разыгрываемые за столом, расширяют кругозор детей, побуждают детей вмешиваться в беседу, рассказывать истории. Все это способствует развитию речевых способностей, речи в форме диалога, передачи полученных впечатлений в виде монолога.
Виды работ, направленных на развитие мышления, были отобраны и дифференцированы по вкусу ребенка:
- настольное мнемокесте, стендово-буклетный театр;
- сопутствующие задания;
- дидактические игры;
- логико-словесные упражнения и др. [6, с. 91]
Особенно интересна работа детей-организация настольного мнемокеста. Человеческая культура развивается через игру, а это означает, что с детства и до старости человек может быть полностью распознан настольным мнемокестом, когда ребенок берет его за руку и видит глазами.
В процессе овладения стихами и стихами для детей были проведены мысленные сопоставления эпитетов, метафор, синонимических построений. Конечно, при проведении таких работ мы смогли дифференцировать и адаптировать словарное использование детей в зависимости от возраста, а также сделать его более компактным в зависимости от физиологического развития ребенка. В ходе эксперимента было уточнено и дифференцировано, что решение загадок с использованием картинок и картинок, мнемокестов также оказывает большое влияние на развитие мышления ребенка.
В ходе учебной деятельности в детском саду мы также совершенствовали зрительные мыслительные процессы ребенка в процессе рисования или вырезания рисунка указанного или описанного предмета. Например, вишня-цвет красный, форма-округлая, маленькая, как маленький шарик; лист – цвет – сап-желтый, золотистый, шелковистый, желтый и т.д., Рисуя его, знания, полученные ребенком, были закреплены и отработаны. Это, безусловно, повышает как творческие способности, так и языковые навыки, включая мыслительную деятельность. Дети учатся составлять предложения, добавляя выученные слова. В результате проведенной учебной деятельности культура слов также пополняется кислыми, круглыми, круглыми, желтыми, золотыми и др. словами.
При проведении звуковых упражнений дети научились правильно произносить звуки, характерные для казахского языка в словах, правильно расставлять тон голоса. Такая деятельность расширила мировоззрение бладара, расширила игру и открыла возможности для совершенствования языковых навыков. В детском саду превращение детей в культуру правильной речи осуществлялось путем уравновешивания с окружающей средой, а также художественной литературой.
Выявлены следующие педагогические возможности работы, направленной на повышение творческих способностей детей:
- у детей повысилось художественное мышление;
- словарный запас пополнился;
- привык говорить связно;
- сформированы навыки правильного звучания, выразительной речи;
- возрос интерес к театральному искусству.
Таким образом, дети не только совершенствуют художественно-образное мышление, но и прививают им интерес к межличностному общению, искусству. В то же время у детей, адаптированных к повествованию, растет уверенность в себе и появляется возможность фантазировать. мыслительные приемы систематизируются. Благодаря ощущению прикосновения к вещам развивается мелкая моторика. Позволяет различать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать критико-качественные связи между одним веществом и другим.
Уточнено, что процессы рассуждения и мышления реализуются непосредственно с помощью языка и языковых средств, находятся в тесной взаимосвязи, развиваются и формируются логические структуры наглядно-деятельностного, наглядно-образного, словесно-логического характера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1
Ссылка для цитирования:
Балажанова Ж.Б., Муратбек Б.М., Сагынбек С.Д., Ерадилова Г.А. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 153 - 161. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8009 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*