'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 1
  4. Научная статья № 35

Просмотры  42 просмотров

Васина В.С.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КУЛИНАРНОГО КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS *

  


Аннотация:
в статье рассматривается формирование профессиональных компетенций на основе стандартов WorldSkills, даются определения основным понятиям по данному вопросу, затрагивается вопрос проблемного метода обучения на основе стандартов WorldSkills   

Ключевые слова:
компетентность, WorldSkills, стандарт WorldSkills, спецификация стандарта компетенции, профессиональные компетенции, проблемный метод, конкурентоспособный специалист   


УДК 37

Васина В.С.
магистрант 1 курса очной формы обучения направления

«Педагогическое образование», профиль

«Технологическое образование в системе профессиональной подготовки, факультет психолого-педагогического и специального образования

СГУ имени Н.Г. Чернышевского
(г. Саратов, Россия)



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КУЛИНАРНОГО КОЛЛЕДЖА

НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS

 

Аннотация: в статье рассматривается формирование профессиональных компетенций на основе стандартов WorldSkills, даются определения основным понятиям по данному вопросу, затрагивается вопрос проблемного метода обучения на основе стандартов WorldSkills.

 

Ключевые слова: компетентность, WorldSkills, стандарт WorldSkills, спецификация стандарта компетенции, профессиональные компетенции, проблемный метод, конкурентоспособный специалист.

 

Для стремительно развивающегося общества требуется высокий уровень профессионализма. Необходимы качественные и актуальные знания, которые в дальнейшем сформируются в компетентность личности. В свою очередь, компетентность – это совокупность личностных качеств обучающегося (ценностно – смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно – значимой сфере [5].

Система среднего профессионального образования нуждается в изменениях, в педагогах и мастерах производственного обучения, которые готовы совершенствоваться, узнавать и внедрять новые технологии, в улучшении и укреплении материальной базы для развития необходимых навыков. Помощью в данном вопросе будут являться обучающие мастер –класс, курсы повышения квалификации, стажировки и командировки, обмен опытом с коллегами с других регионов, реализация грантов для создания мастерских и лабораторий.

Применение новых стандартов и форм оценки качества подготовки молодых профессионалов – поможет в решении современных задач образования. 17 мая 2012 года Россия официально вступила в международное движение «WorldSkills International». WorldSkills - это некоммерческое движение, которое активно развивается, постепенно достигая цели, такие как повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем интеграции лучших практик и профессиональных стандартов посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства [2].

Что такое стандарт WorldSkills? Стандарт WorldSkills – это совокупность установленных обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий, основанных на оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов компетенций.

Стандарт компетенции – документ, содержащий совокупность установленных Союзом обязательных правил и требований при организации мероприятий по стандартам WorldSkills по соответствующей компетенции.

Спецификация стандарта компетенции (WorldSkills Standards Specifications WSSS) – перечень умений и навыков, которыми должен обладать специалист по соответствующей компетенции, с указанием процентного соотношения их использования и важности в рамках подготовки критериев оценки [3].

Перечень разделов и их процентное соотношение важности по профессии «Поварское дело»:

  • раздел «Организация и управление работой» по важности составляет 1,6%;
  • раздел «Навыки коммуникации и работы с клиентами» - 1,5%;
  • раздел «Санитария и гигиена, техника безопасности и нормы охраны здоровья, окружающая среда» – 5%;
  • раздел «Знания об ингредиентах и меню» - 2,2%;
  • раздел «Подготовка ингредиентов» - 6%;
  • раздел «Применение различных методов тепловой обработки» - 5%.
  • раздел «Изготовление и презентация блюд» 10,3%;
  • раздел «Приобретение и хранение пищевых продуктов, составление смет, учет» - 3,2%.

Участие в движении WorldSkills – это, во – первых, визитная карточка профессиональной образовательной организации, её педагогов и мастеров производственного обучения; во – вторых, показатель возможностей и потенциала будущих выпускников и перспектива в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Саратовский колледж кулинарного искусства не остается в стороне от этого движения много лет. С 2016 года студенты колледжа ежегодно активно подготавливаются и участвуют в чемпионате. На базе колледжа создаются площадки и мастерские для проведения демонстрационного экзамена и чемпионата по стандартам Worldskills.

Профессиональные компетенции формируются в большей степени именно на практике (учебной и производственной). Учебная практика студентов ГАПОУ СО «Саратовский колледж кулинарного искусства» проходит в учебных лабораториях учебного заведения, которые оснащены современным оборудованием и инвентарем, есть площадки, которые отвечают требования WorldSkills и демонстрационному экзамену. Студенты кулинарного колледжа непросто отрабатывают приготовление какого-либо блюда, но и должны показать верный процесс работы, соблюдение санитарных норм, которые ими были изучены на дисциплинах профессионального модуля и основах микробиологии, уметь презентовать своё блюдо [4].

Одним из методов обучения, применяемых в кулинарном колледже, для формирования профессиональных компетенций на основе стандартов WorldSkills – это проблемный метод [1]. Например, задание «Черный ящик» - студентам заранее сообщается перечень продуктов, из которых необходимо приготовить закуску, горячее блюдо и десерт. Для составления своего индивидуального меню и технологических карт, студентам дается одна неделя, далее в день выполнения задания, обучающиеся узнают о секретном ингредиенте, тот самый, что находится в черном ящике, теперь им необходимо внедрить в своё блюдо грамотно данный продукт. Студенты сталкиваются с рядом проблем – что со всем этим делать, какими способами готовить и что должно получиться в итоге.

Формирования профессиональных компетенций обучающихся на основе стандартов Worldskills - это означает подготовка конкурентоспособного специалиста, что напрямую зависит от правильно организованной работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Максимова К.А. Применение технологий проблемного обучения в преподавании профессиональных дисциплин, научная статья 2019.
  2. О программе Worldskills https://worldskills.ru/
  3. Положение о стандартах WorldSkills https://mcrpo.ru/insertfiles/DOC/Положение%20о%20стандартах%20ВорлдСкиллс.pdf
  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
  2. Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Карпакова В.А. Методика обучения предметной области «Технология» [Текст]: учеб.пособие для студ.вуза. Часть II.// В.Н.Саяпин, В.А.Карпакова.- Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 80 с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Васина В.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КУЛИНАРНОГО КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 162 - 166. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8010 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8010



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.