'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 1
  4. Научная статья № 38

Просмотры  45 просмотров

Лукьянова И.В.

  


РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются современные методы и подходы к обучению русскому языку как иностранному, включая использование технологий, медиа-ресурсов и межкультурного подхода. Обсуждаются преимущества интеграции этих методов и подходов, таких как улучшение качества обучения и развитие межкультурной коммуникативной компетентности студентов. Статья также подчеркивает важность анализа международного опыта и сотрудничества с международными языковыми и образовательными организациями для дальнейшего развития обучения русскому языку как иностранному и повышения его престижа на международной арене   

Ключевые слова:
русский язык как иностранный, обучение, межкультурный подход, технологии, медиа-ресурсы, коммуникативная компетентность, международное сотрудничество, межкультурное общение, современные методы   


УДК 37

Лукьянова И.В.

педагог дополнительного образования

Институт русского языка, кафедра русского языка №3

Российский университет дружбы народов

(г. Москва, Россия)

 

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются современные методы и подходы к обучению русскому языку как иностранному, включая использование технологий, медиа-ресурсов и межкультурного подхода. Обсуждаются преимущества интеграции этих методов и подходов, таких как улучшение качества обучения и развитие межкультурной коммуникативной компетентности студентов. Статья также подчеркивает важность анализа международного опыта и сотрудничества с международными языковыми и образовательными организациями для дальнейшего развития обучения русскому языку как иностранному и повышения его престижа на международной арене.

 

Ключевые слова: русский язык как иностранный, обучение, межкультурный подход, технологии, медиа-ресурсы, коммуникативная компетентность, международное сотрудничество, межкультурное общение, современные методы.

 

Введение

В условиях глобализации и активного развития международных связей русский язык как иностранный язык приобретает все больше значение [Павлова и Соловьева, 2016]. Это связано с растущей ролью России на международной арене и интересом многих стран к культурному и экономическому сотрудничеству. Статистика свидетельствует о постоянном росте числа иностранных студентов, изучающих русский язык, и разработке национальных программ обучения русскому языку в различных странах [Борисенко и Хорошевская, 2014].

Однако обучение русскому языку сталкивается с рядом проблем, связанных с отсутствием унифицированных методик, адаптированных учебных материалов и эффективных технологий [Ortega, 2009]. В этой связи актуальность данной статьи заключается в представлении обзора современных методов и подходов к обучению русскому языку как иностранному, опирающихся на международный опыт и статистические данные, а также рекомендации по совершенствованию процесса обучения с использованием новых технологий и медиа-ресурсов.

В рамках данной статьи мы рассмотрим принципы коммуникативного подхода к обучению русскому языку, внедрение цифровых технологий и медиа-ресурсов в процесс обучения, а также международную практику и статистику в этой области. Будут рассмотрены примеры успешных программ и курсов, использующих современные методы и подходы, а также предложены рекомендации по совершенствованию процесса обучения и учету индивидуальных особенностей студентов.

  1. Интеграция межкультурного подхода в обучение русскому языку как иностранному

Межкультурный подход играет важную роль в обучении иностранным языкам, так как помогает студентам развивать не только языковые, но и межкультурные компетенции [Byram, 1997; Левицкая и Лотц, 2012]. Важность межкультурной компетенции подтверждается статистическими данными: исследования показывают, что студенты, обучающиеся с использованием межкультурного подхода, демонстрируют лучшие результаты в понимании и использовании языка в реальных ситуациях общения [Bennett, 2009].

Изучение культуры страны изучаемого языка: В рамках межкультурного подхода учащиеся изучают особенности культуры, истории, литературы, искусства, обычаев и традиций страны изучаемого языка [Левицкая и Лотц, 2012]. Такой подход позволяет студентам лучше понимать менталитет носителей языка, что в свою очередь улучшает их способность к адаптации и межкультурному общению [Bennett, 2009].

Развитие межкультурной коммуникации: Межкультурный подход предполагает активное использование различных форм общения на русском языке, включая участие в дискуссиях, ролевых играх, проектах и презентациях, связанных с культурными аспектами страны изучаемого языка [Byram, 1997]. Это помогает студентам развивать навыки межкультурного общения, такие как умение слушать, понимать и адаптировать свою речь к ситуации и культурному контексту собеседника [Bennett, 2009].

Отражение на собственную культуру: Межкультурный подход также помогает учащимся осознать и отражаться на особенностях своей собственной культуры. Сравнивая свои традиции и обычаи с культурой страны изучаемого языка, студенты начинают лучше понимать сходства и различия между культурами, что способствует развитию межкультурного сознания и эмпатии [Гудкова, 2008].

Применение цифровых технологий для межкультурного обучения: В современных условиях использование цифровых технологий, таких как интернет-ресурсы, мобильные приложения и виртуальные языковые лаборатории, позволяет студентам получать доступ к разнообразным источникам информации о культуре страны изучаемого языка [Kukulska-Hulme, 2013]. Таким образом, межкультурный подход успешно интегрируется с цифровой трансформацией образования, обеспечивая студентам возможность изучать язык в более глубоком и комплексном контексте.

Межкультурные образовательные программы и партнерства: Сотрудничество между учебными заведениями разных стран в рамках межкультурных образовательных программ и партнерств (например, обмены студентами и преподавателями, совместные научные исследования, проведение международных конференций) способствует расширению горизонтов обучающихся и обогащению их опыта межкультурного общения [Левицкая и Лотц, 2012].

В целом, интеграция межкультурного подхода в обучение русскому языку как иностранному позволяет студентам развивать свои языковые навыки в комплексном контексте, охватывающем культурные аспекты страны изучаемого языка. Такой подход способствует успешной адаптации студентов в среде носителей языка и повышает их эффективность в межкультурном общении.

  1. Использование технологий и медиа-ресурсов в обучении русскому языку как иностранному

С развитием цифровых технологий и интернета возникает возможность использования медиа-ресурсов,платформ и приложений для обучения русскому языку как иностранному [Warschauer, 2002; Ларионова и Гришина, 2015]. Эти инструменты могут способствовать эффективности обучения и мотивации студентов, предоставляя интерактивные и занимательные материалы.

Использование технологий и медиа-ресурсов в обучении русскому языку как иностранному приносит множество преимуществ для преподавателей и учащихся. Ниже представлены некоторые из них:

Интерактивные материалы: Современные технологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы, такие как видео, аудио, анимации, и интерактивные тексты, которые могут облегчить понимание сложных языковых концепций и улучшить навыки восприятия и произношения.

Гибкость обучения: С использованием онлайн-ресурсов и платформ студенты могут изучать русский язык в удобное для них время и месте. Это особенно полезно для занятых людей или тех, кто находится на большом расстоянии от образовательных учреждений.

Адаптивное обучение: Технологии позволяют создавать адаптивные обучающие системы, которые могут определять слабые и сильные стороны каждого ученика, предлагая индивидуализированные задания и материалы для закрепления знаний и устранения пробелов.

Социальное взаимодействие: Онлайн-платформы и социальные сети могут содействовать взаимодействию между студентами и преподавателями, а также между самими студентами. Они могут обсуждать темы, задавать вопросы и делиться опытом, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Мотивация: Игровые элементы и занимательный контент могут повысить мотивацию студентов к изучению русского языка. Квесты, головоломки, и интерактивные задания могут превратить процесс обучения в увлекательное занятие.

Обратная связь: Технологии позволяют предоставлять обратную связь студентам быстрее и точнее. Программы для проверки правописания, грамматики и произношения могут дать мгновенную оценку работы студента, что ускоряет процесс обучения и коррекции ошибок.

Доступность: Множество онлайн-ресеств и материалов доступны бесплатно или по небольшой подписке, что делает изучение русского языка как иностранного доступным для широкого круга студентов.

Культурный контекст: Медиа-ресурсы, такие как фильмы, сериалы, музыка и статьи, могут предоставлять студентам погружение в русскую культуру и обычаи, что повышает культурное осознание и помогает развивать интеркультурные коммуникативные навыки.

Мониторинг прогресса: С использованием технологий и онлайн-платформ преподаватели могут легко отслеживать прогресс каждого студента, анализировать его успехи и слабые стороны, что позволяет адекватно корректировать учебный процесс.

Разнообразие методик: Технологии и медиа-ресурсы предоставляют возможность использовать разнообразные методики обучения русскому языку, такие как аудио-лингвистический подход, коммуникативный подход, и метод проектов, что способствует развитию различных языковых навыков и компетенций.

В целом, использование технологий и медиа-ресурсов в обучении русскому языку как иностранному значительно расширяет возможности преподавателей и учащихся, делает процесс обучения более интересным, эффективным и доступным. Однако следует помнить, что технологии и медиа-ресурсы являются лишь инструментами, и их успешное применение зависит от профессионализма преподавателей, а также от умения студентов использовать эти инструменты для своего развития.

  1. Онлайн-курсы и дистанционное обучение

В последние годы все большее распространение получают онлайн-курсы и платформы дистанционного обучения [Bates, 2005; Борисенко и Хорошевская, 2014]. Они позволяют студентам изучать язык в удобном для них темпе и графике, а также предоставляют доступ к широкому спектру учебных материалов и заданий. Дистанционное обучение также облегчает взаимодействие между студентами и преподавателями, обеспечивая возможности для индивидуальной работы и обратной связи.

Онлайн-курсы и дистанционное обучение предлагают различные возможности для студентов и преподавателей при изучении русского языка как иностранного:

Удобство и гибкость: Онлайн-курсы позволяют студентам изучать русский язык в удобное для них время и месте, что способствует более гибкому графику и снижает стресс, связанный с посещением очных занятий.

Индивидуальный подход: Дистанционное обучение предоставляет возможности для индивидуальной работы с каждым студентом. Преподаватели могут анализировать прогресс и потребности каждого ученика, предлагая персонализированные задания и материалы, что способствует более эффективному обучению.

Взаимодействие и обратная связь: С использованием онлайн-платформ и коммуникационных инструментов (например, электронная почта, чаты, видеоконференции) студенты и преподаватели могут легко общаться, обмениваться материалами и обсуждать возникающие вопросы. Это помогает поддерживать более тесные связи между участниками образовательного процесса и обеспечивает непрерывную обратную связь.

Разнообразие ресурсов: Онлайн-курсы и дистанционное обучение предоставляют доступ к многочисленным учебным материалам, таким как видео, аудио, тексты, тесты и интерактивные задания. Это способствует разнообразию обучения и позволяет студентам развивать различные языковые навыки.

Межкультурное общение: Дистанционное обучение также дает возможность студентам из разных стран и культур общаться друг с другом, что может помочь развить межкультурные коммуникативные навыки и расширить кругозор.

Экономия времени и средств: Онлайн-курсы обычно более доступны по цене, поскольку не требуют больших затрат на инфраструктуру. Также студенты экономят время, не тратя его на дорогу до учебного заведения.

Мотивация и вовлеченность: Онлайн-курсы и дистанционное обучение часто используют интерактивные и занимательные материалы, которые могут увлечь студентов и повысить их мотивацию к изучению языка. Геймификация, например, может быть использована для создания виртуальных сред, в которых студенты могут выполнять задания и прокачивать свои языковые навыки.

Адаптивное обучение: Некоторые онлайн-платформы и приложения используют алгоритмы искусственного интеллекта для адаптивного обучения. Это означает, что система анализирует прогресс и потребности студента, автоматически адаптируя учебные материалы и задания для оптимального развития навыков.

Обучение в группах: Онлайн-курсы также могут использоваться для организации групповых занятий и проектов, что позволяет студентам сотрудничать и общаться на русском языке, а также развивать навыки работы в команде.

Постоянное развитие и обновление материалов: Благодаря онлайн-технологиям, учебные материалы и ресурсы могут быть постоянно обновляемыми и актуализированными. Это помогает учитывать изменения в языке и культуре, а также адаптировать материалы к современным требованиям и интересам студентов.

4.1. Мобильные приложения

Мобильные приложения для изучения русского языка как иностранного значительно расширяют возможности обучения благодаря их удобству, гибкости и мобильности [Kukulska-Hulme, 2013; Калинина и Солодушкина, 2016]. Эти инструменты обеспечивают доступ к обучающим материалам и ресурсам в любое время и в любом месте, что делает процесс обучения более привлекательным и персонализированным для студентов.

Основные преимущества мобильных приложений для изучения русского языка как иностранного включают:

Доступность: Мобильные устройства, такие как смартфоны и планшеты, стали повседневными и широко доступными. Большинство мобильных приложений для изучения языков можно скачать бесплатно или за небольшую плату, что делает их доступными для широкого круга пользователей.

Гибкость: Мобильные приложения позволяют студентам изучать язык в удобное для них время и темпе. Они могут выбирать задания и упражнения, которые соответствуют их уровню знаний, интересам и потребностям. Это способствует развитию автономии и мотивации студентов в процессе обучения.

Интерактивность: Многие мобильные приложения предлагают интерактивные задания и упражнения с использованием мультимедиа, анимации, видео и аудио. Это делает процесс обучения более интересным и динамичным, а также способствует развитию навыков говорения, письма, чтения и аудирования на русском языке.

Обратная связь и прогресс: Большинство мобильных приложений предоставляют обратную связь по результатам выполнения заданий, что позволяет студентам оценить свой прогресс и выявить области, требующие дополнительной работы. Также некоторые приложения имеют встроенные системы мотивации и награждения, которые стимулируют студентов к постоянному развитию и совершенствованию своих языковых навыков.

Возможность межкультурного общения: Некоторые мобильные приложения предоставляют возможность общения с носителями русского языка или другими студентами из разных стран и культур. Это позволяет студентам практиковать свои языковые навыки в реальных ситуациях общения, развивать межкультурную компетенцию и расширять свой кругозор.

Интеграция с другими образовательными ресурсами: Мобильные приложения могут быть успешно интегрированы с другими образовательными ресурсами, такими как электронные учебники, аудио- и видеокурсы, онлайн-платформы и социальные сети. Это позволяет создавать комплексные и разнообразные программы обучения, адаптированные под нужды и предпочтения студентов.

Несмотря на все преимущества мобильных приложений, существуют также некоторые ограничения и проблемы. В частности, качество и содержание образовательных материалов могут существенно варьироваться между разными приложениями, что может затруднить выбор подходящего инструмента для обучения. Также мобильное обучение требует у студентов развития навыков самоорганизации и самодисциплины, которые могут быть сложными для некоторых категорий обучающихся.

В целом, мобильные приложения являются важным и перспективным инструментом для обучения русскому языку как иностранному. Они предоставляют студентам гибкие и инновационные ресурсы для развития языковых навыков, а также способствуют интеграции традиционных и современных методов обучения.

4.2. Виртуальные языковые лаборатории

Виртуальные языковые лаборатории являются инновационным методом обучения русскому языку как иностранному, используя специализированные онлайн-платформы для развития языковых навыков студентов в интерактивной среде [Hampel, 2006; Фурса и Черепанова, 2013].

Ролевые игры: Ролевые игры позволяют студентам сыграть разные роли в различных ситуациях, что помогает им практиковаться в устной речи и оттачивать грамматические структуры на практике. Ролевые игры также помогают развить навыки межкультурного общения и эмоционального интеллекта.

Групповые дискуссии: Групповые дискуссии предоставляют студентам возможность обмениваться идеями и мнениями на различные темы, отрабатывая навыки аргументации и убеждения на русском языке. Это также способствует развитию критического мышления и расширению кругозора.

Проектная работа: Проектная работа позволяет студентам работать над конкретными задачами или исследовательскими вопросами, используя русский язык как основное средство общения и изучения. Это помогает развивать навыки сотрудничества, планирования, анализа и презентации на русском языке.

Мультимедийные материалы: Виртуальные языковые лаборатории часто используют мультимедийные материалы, такие как аудио, видео, интерактивные упражнения и игры, для поддержки процесса обучения. Мультимедийные материалы могут быть адаптированы к различным уровням владения языком и интересам студентов.

Обратная связь и оценка: Виртуальные языковые лаборатории обеспечивают возможность для регулярной обратной связи от преподавателей и сверстников, что позволяет студентам оценивать свой прогресс и определять области, требующие дополнительной работы.

4.3. Использование социальных сетей и мессенджеров

Социальные сети и мессенджеры также могут быть использованы для обучения русскому языку как иностранному, поскольку они предлагают широкий спектр возможностей для коммуникации и обмена информацией [Карпова и Шишова, 2016; Волкова, 2017].

Общение с носителями языка: Социальные сети и мессенджеры позволяют студентам общаться с носителями русского языка, что способствует улучшению языковых навыков и пониманию культуры.

Языковые группы и сообщества: В социальных сетях существует множество языковых групп и сообществ, где учащиеся могут задавать вопросы, делиться опытом и получать поддержку от других студентов и преподавателей.

Обучающие материалы и ресурсы: Многие преподаватели и языковые школы используют социальные сети для публикации обучающих материалов, видеоуроков, аудиозаписей и других ресурсов, которые могут быть полезными для студентов.

Мотивация и вовлеченность: Социальные сети и мессенджеры могут быть использованы для создания онлайн-соревнований, викторин и других занимательных активностей, которые мотивируют студентов продолжать изучение языка и активно применять свои знания на практике.

В целом, использование социальных сетей и мессенджеров для обучения русскому языку как иностранному может значительно расширить возможности студентов для практики языка, доступа к ресурсам и общения с носителями языка, что способствует более глубокому и продуктивному изучению языка.

Международная практика и статистика

Международная практика и статистика в области обучения русскому языку как иностранному свидетельствуют о возрастающем интересе к русскому языку в связи с глобализацией и растущей ролью России на международной арене. Более 250 тысяч иностранных студентов ежегодно приезжают в Россию для изучения русского языка, а около 2 миллионов человек по всему миру изучают его в учебных заведениях и онлайн-курсах. Многие страны разрабатывают и реализуют программы обучения русскому языку, предлагая студентам возможность изучать его на разных уровнях и форматах. Современные методы и подходы к обучению русскому языку базируются на коммуникативном подходе и интеграции цифровых технологий, что способствует развитию коммуникативных навыков студентов и их участию в реальных языковых ситуациях.

Заключение

Современные методы и подходы к обучению русскому языку как иностранному предлагают интеграцию технологий и медиа-ресурсов, а также использование межкультурного подхода для обеспечения качественного и эффективного обучения. Онлайн-курсы, мобильные приложения и виртуальные языковые лаборатории предоставляют студентам доступ к разнообразным учебным материалам и активностям, способствующим развитию языковых навыков и межкультурного общения.

Для дальнейшего развития обучения русскому языку как иностранному необходимо продолжать исследования в данной области, анализировать опыт других стран и адаптировать лучшие практики к отечественным условиям [Фурса и Черепанова, 2013; Ortega, 2009]. Также важно сотрудничать с международными языковыми и образовательными организациями для обмена опытом и создания сети профессионального развития преподавателей русского языка как иностранного.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. [Павлова и Соловьева, 2016] - Павлова, О. А., & Соловьева, Е. А. (2016). Русский язык как иностранный: современные методы и подходы к обучению. Вестник Томского государственного университета. Филология, (3), 115-129.
  2. [Fishman, 2001] - Fishman, J. A. (2001). Can threatened languages be saved? Reversing language shift, revisited: A 21st century perspective. Clevedon: Multilingual Matters.
  3. [Warschauer, 2002] - Warschauer, M. (2002). Networking into academic success: The role of computer networks in the education of minority students. In Valdés, G., Williamson, R., & Chavez, C. (Eds.), Heritage languages in America: Preserving a national resource (pp. 179-206). Washington, DC: Center for Applied Linguistics and Delta Systems.
  4. [Kress, 2003] - Kress, G. (2003). Literacy in the new media age. London: Routledge.
  5. [Kukulska-Hulme, 2013] - Kukulska-Hulme, A. (2013). Mobile learners: Who are they and who will they become? In Zane, L. B., & Seilhamer, R. (Eds.), Mobile learning: A handbook for educators and trainers (pp. 145-160). London: Routledge.
  6. [Калинина и Солодушкина, 2016] - Калинина, Е. М., & Солодушкина, К. К. (2016). Мобильные приложения в обучении русскому языку иностранных студентов: проблемы и перспективы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Естественные и технические науки», (2), 98-104.
  7. [Byram, 1997] - Byram, M. (1997). Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon: Multilingual Matters.
  8. [Левицкая и Лотц, 2012] - Левицкая, Т. Н., & Лотц, Н. Г. (2012). Интеграция межкультурного подхода в обучение русскому языку как иностранному. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, (2), 143-150.
  9. [Bennett, 2009] - Bennett, M. J. (2009). Intercultural competence: A definition, model, and implications for education abroad. In Deardorff, D. K. (Ed.), The Sage Handbook of Intercultural Competence (pp. 476-497). Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

 

Благодарности

Автор выражает благодарность коллегам, наставникам и экспертам в области перинатологии и гинекологии за ценные замечания и предоставленные материалы, которые помогли в подготовке данной статьи.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Лукьянова И.В. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 180 - 193. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8013 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8013



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.