'
Лукьянова И.В.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются современные методы и подходы к обучению русскому языку как иностранному, включая использование технологий, медиа-ресурсов и межкультурного подхода. Обсуждаются преимущества интеграции этих методов и подходов, таких как улучшение качества обучения и развитие межкультурной коммуникативной компетентности студентов. Статья также подчеркивает важность анализа международного опыта и сотрудничества с международными языковыми и образовательными организациями для дальнейшего развития обучения русскому языку как иностранному и повышения его престижа на международной арене
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, обучение, межкультурный подход, технологии, медиа-ресурсы, коммуникативная компетентность, международное сотрудничество, межкультурное общение, современные методы
УДК 37
Лукьянова И.В.
педагог дополнительного образования
Институт русского языка, кафедра русского языка №3
Российский университет дружбы народов
(г. Москва, Россия)
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК:
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ
Аннотация: в данной статье рассматриваются современные методы и подходы к обучению русскому языку как иностранному, включая использование технологий, медиа-ресурсов и межкультурного подхода. Обсуждаются преимущества интеграции этих методов и подходов, таких как улучшение качества обучения и развитие межкультурной коммуникативной компетентности студентов. Статья также подчеркивает важность анализа международного опыта и сотрудничества с международными языковыми и образовательными организациями для дальнейшего развития обучения русскому языку как иностранному и повышения его престижа на международной арене.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, обучение, межкультурный подход, технологии, медиа-ресурсы, коммуникативная компетентность, международное сотрудничество, межкультурное общение, современные методы.
Введение
В условиях глобализации и активного развития международных связей русский язык как иностранный язык приобретает все больше значение [Павлова и Соловьева, 2016]. Это связано с растущей ролью России на международной арене и интересом многих стран к культурному и экономическому сотрудничеству. Статистика свидетельствует о постоянном росте числа иностранных студентов, изучающих русский язык, и разработке национальных программ обучения русскому языку в различных странах [Борисенко и Хорошевская, 2014].
Однако обучение русскому языку сталкивается с рядом проблем, связанных с отсутствием унифицированных методик, адаптированных учебных материалов и эффективных технологий [Ortega, 2009]. В этой связи актуальность данной статьи заключается в представлении обзора современных методов и подходов к обучению русскому языку как иностранному, опирающихся на международный опыт и статистические данные, а также рекомендации по совершенствованию процесса обучения с использованием новых технологий и медиа-ресурсов.
В рамках данной статьи мы рассмотрим принципы коммуникативного подхода к обучению русскому языку, внедрение цифровых технологий и медиа-ресурсов в процесс обучения, а также международную практику и статистику в этой области. Будут рассмотрены примеры успешных программ и курсов, использующих современные методы и подходы, а также предложены рекомендации по совершенствованию процесса обучения и учету индивидуальных особенностей студентов.
Межкультурный подход играет важную роль в обучении иностранным языкам, так как помогает студентам развивать не только языковые, но и межкультурные компетенции [Byram, 1997; Левицкая и Лотц, 2012]. Важность межкультурной компетенции подтверждается статистическими данными: исследования показывают, что студенты, обучающиеся с использованием межкультурного подхода, демонстрируют лучшие результаты в понимании и использовании языка в реальных ситуациях общения [Bennett, 2009].
Изучение культуры страны изучаемого языка: В рамках межкультурного подхода учащиеся изучают особенности культуры, истории, литературы, искусства, обычаев и традиций страны изучаемого языка [Левицкая и Лотц, 2012]. Такой подход позволяет студентам лучше понимать менталитет носителей языка, что в свою очередь улучшает их способность к адаптации и межкультурному общению [Bennett, 2009].
Развитие межкультурной коммуникации: Межкультурный подход предполагает активное использование различных форм общения на русском языке, включая участие в дискуссиях, ролевых играх, проектах и презентациях, связанных с культурными аспектами страны изучаемого языка [Byram, 1997]. Это помогает студентам развивать навыки межкультурного общения, такие как умение слушать, понимать и адаптировать свою речь к ситуации и культурному контексту собеседника [Bennett, 2009].
Отражение на собственную культуру: Межкультурный подход также помогает учащимся осознать и отражаться на особенностях своей собственной культуры. Сравнивая свои традиции и обычаи с культурой страны изучаемого языка, студенты начинают лучше понимать сходства и различия между культурами, что способствует развитию межкультурного сознания и эмпатии [Гудкова, 2008].
Применение цифровых технологий для межкультурного обучения: В современных условиях использование цифровых технологий, таких как интернет-ресурсы, мобильные приложения и виртуальные языковые лаборатории, позволяет студентам получать доступ к разнообразным источникам информации о культуре страны изучаемого языка [Kukulska-Hulme, 2013]. Таким образом, межкультурный подход успешно интегрируется с цифровой трансформацией образования, обеспечивая студентам возможность изучать язык в более глубоком и комплексном контексте.
Межкультурные образовательные программы и партнерства: Сотрудничество между учебными заведениями разных стран в рамках межкультурных образовательных программ и партнерств (например, обмены студентами и преподавателями, совместные научные исследования, проведение международных конференций) способствует расширению горизонтов обучающихся и обогащению их опыта межкультурного общения [Левицкая и Лотц, 2012].
В целом, интеграция межкультурного подхода в обучение русскому языку как иностранному позволяет студентам развивать свои языковые навыки в комплексном контексте, охватывающем культурные аспекты страны изучаемого языка. Такой подход способствует успешной адаптации студентов в среде носителей языка и повышает их эффективность в межкультурном общении.
С развитием цифровых технологий и интернета возникает возможность использования медиа-ресурсов,платформ и приложений для обучения русскому языку как иностранному [Warschauer, 2002; Ларионова и Гришина, 2015]. Эти инструменты могут способствовать эффективности обучения и мотивации студентов, предоставляя интерактивные и занимательные материалы.
Использование технологий и медиа-ресурсов в обучении русскому языку как иностранному приносит множество преимуществ для преподавателей и учащихся. Ниже представлены некоторые из них:
Интерактивные материалы: Современные технологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы, такие как видео, аудио, анимации, и интерактивные тексты, которые могут облегчить понимание сложных языковых концепций и улучшить навыки восприятия и произношения.
Гибкость обучения: С использованием онлайн-ресурсов и платформ студенты могут изучать русский язык в удобное для них время и месте. Это особенно полезно для занятых людей или тех, кто находится на большом расстоянии от образовательных учреждений.
Адаптивное обучение: Технологии позволяют создавать адаптивные обучающие системы, которые могут определять слабые и сильные стороны каждого ученика, предлагая индивидуализированные задания и материалы для закрепления знаний и устранения пробелов.
Социальное взаимодействие: Онлайн-платформы и социальные сети могут содействовать взаимодействию между студентами и преподавателями, а также между самими студентами. Они могут обсуждать темы, задавать вопросы и делиться опытом, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Мотивация: Игровые элементы и занимательный контент могут повысить мотивацию студентов к изучению русского языка. Квесты, головоломки, и интерактивные задания могут превратить процесс обучения в увлекательное занятие.
Обратная связь: Технологии позволяют предоставлять обратную связь студентам быстрее и точнее. Программы для проверки правописания, грамматики и произношения могут дать мгновенную оценку работы студента, что ускоряет процесс обучения и коррекции ошибок.
Доступность: Множество онлайн-ресеств и материалов доступны бесплатно или по небольшой подписке, что делает изучение русского языка как иностранного доступным для широкого круга студентов.
Культурный контекст: Медиа-ресурсы, такие как фильмы, сериалы, музыка и статьи, могут предоставлять студентам погружение в русскую культуру и обычаи, что повышает культурное осознание и помогает развивать интеркультурные коммуникативные навыки.
Мониторинг прогресса: С использованием технологий и онлайн-платформ преподаватели могут легко отслеживать прогресс каждого студента, анализировать его успехи и слабые стороны, что позволяет адекватно корректировать учебный процесс.
Разнообразие методик: Технологии и медиа-ресурсы предоставляют возможность использовать разнообразные методики обучения русскому языку, такие как аудио-лингвистический подход, коммуникативный подход, и метод проектов, что способствует развитию различных языковых навыков и компетенций.
В целом, использование технологий и медиа-ресурсов в обучении русскому языку как иностранному значительно расширяет возможности преподавателей и учащихся, делает процесс обучения более интересным, эффективным и доступным. Однако следует помнить, что технологии и медиа-ресурсы являются лишь инструментами, и их успешное применение зависит от профессионализма преподавателей, а также от умения студентов использовать эти инструменты для своего развития.
В последние годы все большее распространение получают онлайн-курсы и платформы дистанционного обучения [Bates, 2005; Борисенко и Хорошевская, 2014]. Они позволяют студентам изучать язык в удобном для них темпе и графике, а также предоставляют доступ к широкому спектру учебных материалов и заданий. Дистанционное обучение также облегчает взаимодействие между студентами и преподавателями, обеспечивая возможности для индивидуальной работы и обратной связи.
Онлайн-курсы и дистанционное обучение предлагают различные возможности для студентов и преподавателей при изучении русского языка как иностранного:
Удобство и гибкость: Онлайн-курсы позволяют студентам изучать русский язык в удобное для них время и месте, что способствует более гибкому графику и снижает стресс, связанный с посещением очных занятий.
Индивидуальный подход: Дистанционное обучение предоставляет возможности для индивидуальной работы с каждым студентом. Преподаватели могут анализировать прогресс и потребности каждого ученика, предлагая персонализированные задания и материалы, что способствует более эффективному обучению.
Взаимодействие и обратная связь: С использованием онлайн-платформ и коммуникационных инструментов (например, электронная почта, чаты, видеоконференции) студенты и преподаватели могут легко общаться, обмениваться материалами и обсуждать возникающие вопросы. Это помогает поддерживать более тесные связи между участниками образовательного процесса и обеспечивает непрерывную обратную связь.
Разнообразие ресурсов: Онлайн-курсы и дистанционное обучение предоставляют доступ к многочисленным учебным материалам, таким как видео, аудио, тексты, тесты и интерактивные задания. Это способствует разнообразию обучения и позволяет студентам развивать различные языковые навыки.
Межкультурное общение: Дистанционное обучение также дает возможность студентам из разных стран и культур общаться друг с другом, что может помочь развить межкультурные коммуникативные навыки и расширить кругозор.
Экономия времени и средств: Онлайн-курсы обычно более доступны по цене, поскольку не требуют больших затрат на инфраструктуру. Также студенты экономят время, не тратя его на дорогу до учебного заведения.
Мотивация и вовлеченность: Онлайн-курсы и дистанционное обучение часто используют интерактивные и занимательные материалы, которые могут увлечь студентов и повысить их мотивацию к изучению языка. Геймификация, например, может быть использована для создания виртуальных сред, в которых студенты могут выполнять задания и прокачивать свои языковые навыки.
Адаптивное обучение: Некоторые онлайн-платформы и приложения используют алгоритмы искусственного интеллекта для адаптивного обучения. Это означает, что система анализирует прогресс и потребности студента, автоматически адаптируя учебные материалы и задания для оптимального развития навыков.
Обучение в группах: Онлайн-курсы также могут использоваться для организации групповых занятий и проектов, что позволяет студентам сотрудничать и общаться на русском языке, а также развивать навыки работы в команде.
Постоянное развитие и обновление материалов: Благодаря онлайн-технологиям, учебные материалы и ресурсы могут быть постоянно обновляемыми и актуализированными. Это помогает учитывать изменения в языке и культуре, а также адаптировать материалы к современным требованиям и интересам студентов.
4.1. Мобильные приложения
Мобильные приложения для изучения русского языка как иностранного значительно расширяют возможности обучения благодаря их удобству, гибкости и мобильности [Kukulska-Hulme, 2013; Калинина и Солодушкина, 2016]. Эти инструменты обеспечивают доступ к обучающим материалам и ресурсам в любое время и в любом месте, что делает процесс обучения более привлекательным и персонализированным для студентов.
Основные преимущества мобильных приложений для изучения русского языка как иностранного включают:
Доступность: Мобильные устройства, такие как смартфоны и планшеты, стали повседневными и широко доступными. Большинство мобильных приложений для изучения языков можно скачать бесплатно или за небольшую плату, что делает их доступными для широкого круга пользователей.
Гибкость: Мобильные приложения позволяют студентам изучать язык в удобное для них время и темпе. Они могут выбирать задания и упражнения, которые соответствуют их уровню знаний, интересам и потребностям. Это способствует развитию автономии и мотивации студентов в процессе обучения.
Интерактивность: Многие мобильные приложения предлагают интерактивные задания и упражнения с использованием мультимедиа, анимации, видео и аудио. Это делает процесс обучения более интересным и динамичным, а также способствует развитию навыков говорения, письма, чтения и аудирования на русском языке.
Обратная связь и прогресс: Большинство мобильных приложений предоставляют обратную связь по результатам выполнения заданий, что позволяет студентам оценить свой прогресс и выявить области, требующие дополнительной работы. Также некоторые приложения имеют встроенные системы мотивации и награждения, которые стимулируют студентов к постоянному развитию и совершенствованию своих языковых навыков.
Возможность межкультурного общения: Некоторые мобильные приложения предоставляют возможность общения с носителями русского языка или другими студентами из разных стран и культур. Это позволяет студентам практиковать свои языковые навыки в реальных ситуациях общения, развивать межкультурную компетенцию и расширять свой кругозор.
Интеграция с другими образовательными ресурсами: Мобильные приложения могут быть успешно интегрированы с другими образовательными ресурсами, такими как электронные учебники, аудио- и видеокурсы, онлайн-платформы и социальные сети. Это позволяет создавать комплексные и разнообразные программы обучения, адаптированные под нужды и предпочтения студентов.
Несмотря на все преимущества мобильных приложений, существуют также некоторые ограничения и проблемы. В частности, качество и содержание образовательных материалов могут существенно варьироваться между разными приложениями, что может затруднить выбор подходящего инструмента для обучения. Также мобильное обучение требует у студентов развития навыков самоорганизации и самодисциплины, которые могут быть сложными для некоторых категорий обучающихся.
В целом, мобильные приложения являются важным и перспективным инструментом для обучения русскому языку как иностранному. Они предоставляют студентам гибкие и инновационные ресурсы для развития языковых навыков, а также способствуют интеграции традиционных и современных методов обучения.
4.2. Виртуальные языковые лаборатории
Виртуальные языковые лаборатории являются инновационным методом обучения русскому языку как иностранному, используя специализированные онлайн-платформы для развития языковых навыков студентов в интерактивной среде [Hampel, 2006; Фурса и Черепанова, 2013].
Ролевые игры: Ролевые игры позволяют студентам сыграть разные роли в различных ситуациях, что помогает им практиковаться в устной речи и оттачивать грамматические структуры на практике. Ролевые игры также помогают развить навыки межкультурного общения и эмоционального интеллекта.
Групповые дискуссии: Групповые дискуссии предоставляют студентам возможность обмениваться идеями и мнениями на различные темы, отрабатывая навыки аргументации и убеждения на русском языке. Это также способствует развитию критического мышления и расширению кругозора.
Проектная работа: Проектная работа позволяет студентам работать над конкретными задачами или исследовательскими вопросами, используя русский язык как основное средство общения и изучения. Это помогает развивать навыки сотрудничества, планирования, анализа и презентации на русском языке.
Мультимедийные материалы: Виртуальные языковые лаборатории часто используют мультимедийные материалы, такие как аудио, видео, интерактивные упражнения и игры, для поддержки процесса обучения. Мультимедийные материалы могут быть адаптированы к различным уровням владения языком и интересам студентов.
Обратная связь и оценка: Виртуальные языковые лаборатории обеспечивают возможность для регулярной обратной связи от преподавателей и сверстников, что позволяет студентам оценивать свой прогресс и определять области, требующие дополнительной работы.
4.3. Использование социальных сетей и мессенджеров
Социальные сети и мессенджеры также могут быть использованы для обучения русскому языку как иностранному, поскольку они предлагают широкий спектр возможностей для коммуникации и обмена информацией [Карпова и Шишова, 2016; Волкова, 2017].
Общение с носителями языка: Социальные сети и мессенджеры позволяют студентам общаться с носителями русского языка, что способствует улучшению языковых навыков и пониманию культуры.
Языковые группы и сообщества: В социальных сетях существует множество языковых групп и сообществ, где учащиеся могут задавать вопросы, делиться опытом и получать поддержку от других студентов и преподавателей.
Обучающие материалы и ресурсы: Многие преподаватели и языковые школы используют социальные сети для публикации обучающих материалов, видеоуроков, аудиозаписей и других ресурсов, которые могут быть полезными для студентов.
Мотивация и вовлеченность: Социальные сети и мессенджеры могут быть использованы для создания онлайн-соревнований, викторин и других занимательных активностей, которые мотивируют студентов продолжать изучение языка и активно применять свои знания на практике.
В целом, использование социальных сетей и мессенджеров для обучения русскому языку как иностранному может значительно расширить возможности студентов для практики языка, доступа к ресурсам и общения с носителями языка, что способствует более глубокому и продуктивному изучению языка.
Международная практика и статистика
Международная практика и статистика в области обучения русскому языку как иностранному свидетельствуют о возрастающем интересе к русскому языку в связи с глобализацией и растущей ролью России на международной арене. Более 250 тысяч иностранных студентов ежегодно приезжают в Россию для изучения русского языка, а около 2 миллионов человек по всему миру изучают его в учебных заведениях и онлайн-курсах. Многие страны разрабатывают и реализуют программы обучения русскому языку, предлагая студентам возможность изучать его на разных уровнях и форматах. Современные методы и подходы к обучению русскому языку базируются на коммуникативном подходе и интеграции цифровых технологий, что способствует развитию коммуникативных навыков студентов и их участию в реальных языковых ситуациях.
Заключение
Современные методы и подходы к обучению русскому языку как иностранному предлагают интеграцию технологий и медиа-ресурсов, а также использование межкультурного подхода для обеспечения качественного и эффективного обучения. Онлайн-курсы, мобильные приложения и виртуальные языковые лаборатории предоставляют студентам доступ к разнообразным учебным материалам и активностям, способствующим развитию языковых навыков и межкультурного общения.
Для дальнейшего развития обучения русскому языку как иностранному необходимо продолжать исследования в данной области, анализировать опыт других стран и адаптировать лучшие практики к отечественным условиям [Фурса и Черепанова, 2013; Ortega, 2009]. Также важно сотрудничать с международными языковыми и образовательными организациями для обмена опытом и создания сети профессионального развития преподавателей русского языка как иностранного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Благодарности
Автор выражает благодарность коллегам, наставникам и экспертам в области перинатологии и гинекологии за ценные замечания и предоставленные материалы, которые помогли в подготовке данной статьи.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1
Ссылка для цитирования:
Лукьянова И.В. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 180 - 193. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8013 (дата обращения: 13.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*