'
Ткачева Е.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1-5 КЛАССЫ) *
Аннотация:
современному ребенку ежедневно приходиться вступать в экономические и финансовые отношения: оплачивать небольшие покупки в магазине, рассчитаться за обед в школьной столовой, купить школьную тетрадь. Все это заставляет его осваивать первые финансовые навыки, постоянно овладевать финансовой грамотностью, чтобы уметь самостоятельно принять правильное решение, которое требует экономического образования. Этим и определяется актуальность и необходимость включения элементов финансовой грамотности в школьное образование, и прежде всего в курс математики, в том числе и на этапе обучения в 1 – 5 классах. В данной статье рассматриваются вопросы особенностей формирования финансовой грамотности у младших школьников при обучении математики
Ключевые слова:
финансовая грамотность, младшие школьники, математика, финансовое образование, экономическое мышление, практическая направленность, экономические умения
УДК 37
Ткачева Е.М.
магистрант
Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики начального общего образования
Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева
(г. Орёл, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1-5 КЛАССЫ)
Аннотация: современному ребенку ежедневно приходиться вступать в экономические и финансовые отношения: оплачивать небольшие покупки в магазине, рассчитаться за обед в школьной столовой, купить школьную тетрадь. Все это заставляет его осваивать первые финансовые навыки, постоянно овладевать финансовой грамотностью, чтобы уметь самостоятельно принять правильное решение, которое требует экономического образования. Этим и определяется актуальность и необходимость включения элементов финансовой грамотности в школьное образование, и прежде всего в курс математики, в том числе и на этапе обучения в 1 – 5 классах.
В данной статье рассматриваются вопросы особенностей формирования финансовой грамотности у младших школьников при обучении математики.
Ключевые слова: финансовая грамотность, младшие школьники, математика, финансовое образование, экономическое мышление, практическая направленность, экономические умения.
Финансовое образование сегодня – это одно из приоритетных направлений образования уже даже на ступени начального обучения. Это связано с тем, что уже в 90-е годы XX века произошли серьезные изменения в отношении человека, в том числе и ребенка, к финансам. Ведь именно в данный период экономика перешла на рыночные отношения, которые потребовали у каждых экономических знаний. Стремительное развитие сегодня и информационно-коммуникационных технологий, серьезные изменения, происходящие в жизни современного общества, показывают, что вопрос финансового образования становится и сейчас довольно острым и значимым.
Именно серьезные преобразования, и прежде всего, в области экономики, и определили необходимость быть финансово грамотным. Поэтому одним из важных компонентов современного образованного человека является финансовая грамотность. Как отмечается во многих исследованиях, посвященных вопросам финансового образования, финансовая грамотность – это «совокупность таких элементов, как осведомленность, знания, навыки, установки (жизненные ориентиры) и поведение, позволяющая принимать обоснованные финансовые решения для достижения личного финансового благополучия» [1, c. 31].
Необходимость финансового образования определена и нормативными документами. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте указывается на то, что сегодня является обязательным требованием приведение школьного образования в соответствие с потребностями современного общества[4].В том числе серьезные преобразования требуются и в экономическом обучении учащихся. Ведь финансовый аспект является одной из значимых потребностей современного общества.
Как и любой науке, так и науке управлять финансами, нужно учиться. Формирование основ финансовой грамотности необходимо начинать уже на этапе обучения в начальной школе. Это связано с тем, что данный возраст, имеющий определенные возрастные, психологические и физиологические особенности, является наиболее подходящим для того, чтобы не только понять и осознать необходимую финансовую информацию, соответствующую данному возрасту, но и научиться применять ее практически, одновременно формируя сначала умения, а потом уже и практические навыки. Все это и будет способствовать развитию экономического образа мышления.
Процесс формирования финансовой грамотности может проходить как во время учебного процесса, так и во внеклассной деятельности. Но особая роль в формировании финансовой грамотности отводится математике, которая помогает поэтапному формированию умения рационально распоряжаться финансами. Ведь именно математическая составляющая является основой финансовой грамотности. Среди этих составляющих основными являются:
- умение делать расчеты,
- умение производить сравнения,
- умение находить рациональное решение.
К тому же уже учебной программой по данному учебному предмету предусмотрено знакомство с такими экономическими понятиями как цена, стоимость товара, покупка, расчет. А в своей практической деятельности учащиеся младших классов учатся распоряжаться карманными деньгами: они могут самостоятельно оплачивать незначительные покупки в магазинах, рассчитываться в школьной столовой.
Формирование финансовой грамотности учащихся на этапе обучения в начальной школе на уроках математики, как определяет А.В. Сажин, происходит постепенно, то есть поэтапно от класса к классу. В первом классе учащиеся получают самые элементарные знания о финансах, а уже в четвертом классе – они могут производить несложные математические расчеты, лежащие в основе их личной финансовой деятельности.
При этом данные знания и соответствующие умения формируются через определенные действия:
- простейшие представления о видах собственности, о семейных доходах и расходах, которые знакомы учащимся на практическом уровне;
- формирование навыков рационального расходования небольших денежных средств;
- формирование умений самостоятельно принимать полученные знания [3, c.12].
Формирование первоначальных представлений и формирование элементарных финансовых навыков в 1 – 4 классах может происходить на уроках математики через решение практико-ориентированных финансовых задач [2, c. 17] и разбор определенных ситуаций и конкретных примеров. Выбор этих приемов обусловлен уровнем математического образования школьников:
- 1 класс – формирование представлений о монетах и их наборе;
- 2 класс – определение количества товара, его стоимости и цены;
- 3 класс – знакомство с большими купюрами и расчет с ними;
- 4 класс – увеличиваются денежные знаки, перевод рублей в копейки и обратно.
Важно обратить внимание, что на данном этапе обучения финансовая грамотность формируется на элементарных понятиях, относящихся к небольшому жизненному опыту учащихся.
Задачи с экономическим содержанием, которые представлены в учебниках математики 1 – 4 классов, способствует не только получению основ финансовой грамотности учащихся уже на этапе обучения в начальной школе, но также вносит и практическую направленность, формируя экономические умения.
Полученные первоначальные знания и сформированные финансовые умения расширяются уже на этапе обучения в среднем звене и, прежде всего, при обучении в 5 классе. На уроках математики в рамках преемственности задача учителя заключается в том, чтобы:
- закрепить умение пользоваться терминами финансовой грамотности,
- понимать значение используемых экономических терминов,
- решать такие типы задач, содержание которых связано с экономическими заданиями: рассчитать, определить, разобрать и др.;
- формировать умение рассчитывать варианты семейного бюджета на примере простых заданий.
Выбор форм и методов осуществляется строго с учетом личного социального опыта обучающихся на данном этапе обучения и их возрастных интересов.
Еще одним компонентом формирования финансовой грамотности на уроках математики в 5 классе является и тот учебный материал, с которым учащиеся знакомятся на уроках. Это знакомство с такими математическими понятиями как проценты и, следовательно, – процентные расчеты, что также формирует у учащихся и финансовую грамотность, и финансовые навыки.
Таким образом, можно утверждать, что уже на уроках математики в 1 – 5 классах закладываются основные навыки финансового планирования, планирования личного бюджета, оценки рисков при использовании различных финансовых продуктов. Изучение основ финансовой грамотности дает возможность школьникам через математику с интересом познавать сложный современный информационный и финансовый мир.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1
Ссылка для цитирования:
Ткачева Е.М. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1-5 КЛАССЫ) // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 194 - 199. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8014 (дата обращения: 13.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*