'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 1
  4. Научная статья № 41

Просмотры  48 просмотров

Шарапова Д.И.

  


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие познавательной самостоятельности в технологическом образовании, затрагивается вопрос о проектном методе как инструменте развития познавательной самостоятельности, говорится об уровнях познавательной самостоятельности   

Ключевые слова:
познавательная самостоятельность, развитие, технологическое образование, технологическая культура, познавательно – поисковая деятельность   


УДК 37

Шарапова Д.И.
магистрант факультета

психолого-педагогического и специального образования

СГУ имени Н.Г. Чернышевского
(г. Саратов, Россия)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Аннотация: в статье рассматривается понятие познавательной самостоятельности в технологическом образовании, затрагивается вопрос о проектном методе как инструменте развития познавательной самостоятельности, говорится об уровнях познавательной самостоятельности.

 

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, развитие, технологическое образование, технологическая культура, познавательно – поисковая деятельность.

 

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в технологическом образовании является одной из важнейших образовательных задач. В федеральном государственном стандарте приоритетной задачей является необходимость развития у обучающихся умений самостоятельно ставить учебные задачи, находить пути их решения и самостоятельно оценивать пути их достижения [5]. Одной из трудностей, которые возникают на пути формирования и развития познавательной самостоятельности, это некомпетентность педагогов. Желание дать готовые знания и обеспечить усвоение материала не дают возможности обучающимся стремить к поиску новых знаний, учиться систематизировать и анализировать информацию. К трудностям развития познавательной самостоятельности можно отнести отсутствие мотивации, заинтересованности у обучающихся.

Самостоятельность – это ключ к творчеству [2]. Технологическое образование без творческой деятельности не может существовать. Творческая деятельность — это создание нового, ранее не существующего продукта, изделия, наделенного собственными свойствами и характеристиками.

В современный реалиях необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой личности, а именно: проявляющиеся способности, интересы и интеллектуальные возможности людей для того, чтобы общество могло развиваться в полной мере [3].

Познавательная самостоятельная деятельность, оказывает положительное влияние на обучающегося и позволяет успешнее решить учебно-воспитательные задачи педагогу [1]. В технологическом образовании благодаря познавательной самостоятельности обучающихся процесс обучения становится увлекательнее, разнообразнее, учитель технологии может применять различные формы групповой и индивидуальной самостоятельной работы.

Познавательная самостоятельность – это свойство личности ребенка, характеризующееся умением обучающегося без посторонней помощи добывать, анализировать, систематизировать и применять на практике знания, контролировать свою деятельность, объективно оценивать её результаты. Невозможно переоценивать значение познавательной самостоятельности в воспитании и формировании всесторонне развитой личности.

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в технологическом образовании - это условие улучшения их технологической культуры. Тогда, как технологическая культура является результатом современных научно-технических и социально-экономических достижений. В процессе формирования познавательной самостоятельности на уроках технологии у обучающихся Развитие учебной мотивации, самоорганизованности, самостоятельности, самоконтроле может развиваться параллельно с познавательной самостоятельностью.

Отличным инструментом для развития познавательной самостоятельности является проектный метод обучения [4]. Основой такого метода является практическая направленность на результат – это означает, что данный результат можно увидеть, применить на практике, осмыслить, использовать. Для того чтобы добиться таких результатов обучающиеся должны уметь самостоятельно искать и обрабатывать информацию, видеть возможные проблемы и последствия, пути их решения, привлекать ранее полученные знания из разных областей. При проектном методе обучающиеся должны стремиться к прогнозированию результатов, учиться самостоятельно корректировать план своих действий.

Проектный метод, в первую очередь, о самостоятельности, о познании. Без познавательной самостоятельности нельзя разработать ни один проект, будь то творческий или исследовательский.

Важно понимать, выполнение самостоятельной работы обучающимися имеет особый потенциал. Процесс дальнейшего познания будет максимально упрощен, если обучающиеся в процессе технологического образования научатся самостоятельно получать и анализировать новые знания, используя для этого разнообразные виды источников, своевременно обновлять их, использовать их на практике при решении различных технологических задач.

Познавательная самостоятельность формируется именно в деятельности, всегда направлена на усвоение новых знаний, предполагает готовность своими силами вести целенаправленную познавательно – поисковую деятельность.

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в технологическом образовании является существенным видом деятельности на уроках технологии, поэтому учителю необходимо обращать свое внимание на данный процесс.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Краткий словарь современной педагогики.
  2. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/11/11/raznoobraznye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya.
  3. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология» // Российская академия образования.
  4. Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Карпакова В.А. Методика обучения предметной области «Технология» [Текст]: учеб.пособие для студ.вуза. Часть II.// В.Н.Саяпин, В.А.Карпакова.- Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 80 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шарапова Д.И. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 205 - 208. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8016 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8016



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.