'
Шарапова Д.И.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ *
Аннотация:
в статье рассматривается понятие познавательной самостоятельности в технологическом образовании, затрагивается вопрос о проектном методе как инструменте развития познавательной самостоятельности, говорится об уровнях познавательной самостоятельности
Ключевые слова:
познавательная самостоятельность, развитие, технологическое образование, технологическая культура, познавательно – поисковая деятельность
УДК 37
Шарапова Д.И.
магистрант факультета
психолого-педагогического и специального образования
СГУ имени Н.Г. Чернышевского
(г. Саратов, Россия)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: в статье рассматривается понятие познавательной самостоятельности в технологическом образовании, затрагивается вопрос о проектном методе как инструменте развития познавательной самостоятельности, говорится об уровнях познавательной самостоятельности.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, развитие, технологическое образование, технологическая культура, познавательно – поисковая деятельность.
Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в технологическом образовании является одной из важнейших образовательных задач. В федеральном государственном стандарте приоритетной задачей является необходимость развития у обучающихся умений самостоятельно ставить учебные задачи, находить пути их решения и самостоятельно оценивать пути их достижения [5]. Одной из трудностей, которые возникают на пути формирования и развития познавательной самостоятельности, это некомпетентность педагогов. Желание дать готовые знания и обеспечить усвоение материала не дают возможности обучающимся стремить к поиску новых знаний, учиться систематизировать и анализировать информацию. К трудностям развития познавательной самостоятельности можно отнести отсутствие мотивации, заинтересованности у обучающихся.
Самостоятельность – это ключ к творчеству [2]. Технологическое образование без творческой деятельности не может существовать. Творческая деятельность — это создание нового, ранее не существующего продукта, изделия, наделенного собственными свойствами и характеристиками.
В современный реалиях необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой личности, а именно: проявляющиеся способности, интересы и интеллектуальные возможности людей для того, чтобы общество могло развиваться в полной мере [3].
Познавательная самостоятельная деятельность, оказывает положительное влияние на обучающегося и позволяет успешнее решить учебно-воспитательные задачи педагогу [1]. В технологическом образовании благодаря познавательной самостоятельности обучающихся процесс обучения становится увлекательнее, разнообразнее, учитель технологии может применять различные формы групповой и индивидуальной самостоятельной работы.
Познавательная самостоятельность – это свойство личности ребенка, характеризующееся умением обучающегося без посторонней помощи добывать, анализировать, систематизировать и применять на практике знания, контролировать свою деятельность, объективно оценивать её результаты. Невозможно переоценивать значение познавательной самостоятельности в воспитании и формировании всесторонне развитой личности.
Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в технологическом образовании - это условие улучшения их технологической культуры. Тогда, как технологическая культура является результатом современных научно-технических и социально-экономических достижений. В процессе формирования познавательной самостоятельности на уроках технологии у обучающихся Развитие учебной мотивации, самоорганизованности, самостоятельности, самоконтроле может развиваться параллельно с познавательной самостоятельностью.
Отличным инструментом для развития познавательной самостоятельности является проектный метод обучения [4]. Основой такого метода является практическая направленность на результат – это означает, что данный результат можно увидеть, применить на практике, осмыслить, использовать. Для того чтобы добиться таких результатов обучающиеся должны уметь самостоятельно искать и обрабатывать информацию, видеть возможные проблемы и последствия, пути их решения, привлекать ранее полученные знания из разных областей. При проектном методе обучающиеся должны стремиться к прогнозированию результатов, учиться самостоятельно корректировать план своих действий.
Проектный метод, в первую очередь, о самостоятельности, о познании. Без познавательной самостоятельности нельзя разработать ни один проект, будь то творческий или исследовательский.
Важно понимать, выполнение самостоятельной работы обучающимися имеет особый потенциал. Процесс дальнейшего познания будет максимально упрощен, если обучающиеся в процессе технологического образования научатся самостоятельно получать и анализировать новые знания, используя для этого разнообразные виды источников, своевременно обновлять их, использовать их на практике при решении различных технологических задач.
Познавательная самостоятельность формируется именно в деятельности, всегда направлена на усвоение новых знаний, предполагает готовность своими силами вести целенаправленную познавательно – поисковую деятельность.
Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в технологическом образовании является существенным видом деятельности на уроках технологии, поэтому учителю необходимо обращать свое внимание на данный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1
Ссылка для цитирования:
Шарапова Д.И. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 205 - 208. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8016 (дата обращения: 18.04.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*