'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 1
  4. Научная статья № 42

Просмотры  60 просмотров

Шатохина Я.А.

  


АНАЛИЗ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена обзору возможностей развития эмоционального интеллекта подростков в современной науке. В статье рассматриваются программы, технологии, формы и методы развития эмоционального интеллекта подростков, а также анализируется их эффективность   

Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, метод, технология, программа, подростковый возраст   


УДК 37

Шатохина Я.А.

студент магистратуры кафедры общей и социальной педагогики

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

АНАЛИЗ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

 

Аннотация: данная статья посвящена обзору возможностей развития эмоционального интеллекта подростков в современной науке. В статье рассматриваются программы, технологии, формы и методы развития эмоционального интеллекта подростков, а также анализируется их эффективность.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, метод, технология, программа, подростковый возраст.

 

В связи с тем, что феномен эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) в современном мире обрел большую популярность, а в научной среде с 1998 года реализуется этап под названием «прояснение сущности ЭИ» (в соответствии с периодизацией Д. Майера) [7, с.64], исследователями анализируются предпосылки развития ЭИ, особенности ЭИ, влияние ЭИ на жизнь человека и многие другие компоненты этого феномена. Вместе с тем актуальным становится вопрос о том, как можно развивать ЭИ человека. В частности, целесообразным является рассмотрение возможностей развития ЭИ в подростковом возрасте, поскольку данный период является наиболее актуальным для эмоционального развития.

По мнению исследователей, перспективными областями развития ЭИ являются «сферы образования, организационной психологии, геронтопсихологии, современных информационных технологий, клинической психологии» [2 с.165]; индивидуальная и групповая психотерапия, тренинги, самостоятельное развитие ЭИ, консультирование, коучинг [3, с.302]; а также дискуссия, арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапия, игра [3, с.302].

В качестве программ по развитию ЭИ можно выделить следующие. Так, И. Н. Андреева, рассматривая опыт зарубежного образования, привела в пример школьное обучение в США, а именно «Программу активизации стратегий альтернативного мышления (Promoting Alternative Thinking Strategies. PATH) [2 с.165], рассчитанную на дошкольников и младших школьников. Программа призвана научить детей распознаванию своих и чужих эмоций, пониманию поведения других людей, решению межличностных проблем, а также проявлению самоконтроля. Следует отметить, что ученики, обучавшиеся по данной программе, демонстрировали повышение уважения к себе и другим, повышение уровня эмпатии, способность к осознанию эмоциональных и социальных проблем, а также к их решению, снижение уровня агрессивности и жестокости. Данный результат сохранялся через год после обучения по программе.

Также среди зарубежных программ стоит отметить пилотную программу испанских исследователей, основанную на модели спортивного образования [1]. Данная программа была нацелена на улучшение субъективного самочувствия, эмоционального интеллекта и социальной тревожности подростков.  Участие в программе принимало 113 подростков в возрасте от 12-15 лет. В экспериментальной группе учащиеся играли в ринго, а в контрольной изучали основы игры в баскетбол. В экспериментальной группе после проведения программы наблюдались значительные улучшения показателей ЭИ, а также была подтверждена связь между чертами ЭИ, субъективным благополучием и как физическим, так и психологическим здоровьем подростков.

В России в настоящее время тоже создаются программы по развитию ЭИ, которые в дальнейшем планируют внедрить в образовательные учреждения. Так, примерами таких программ можно назвать учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» (Е. А. Сергиенко), учебно-методическое пособие «Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах» (Е. А. Сергиенко), «Навыки XXI века» (Е. Хаустова) и «Опыт обучения на программах развития ЭИ педагогических коллективов» (А. Муратова) [3, с.301].

Внимание исследователей привлекли также возможности школьного курса литературы для развития ЭИ. Так, Каракеян Э.С. в своей статье [5, с.86] рассматривает четыре направления формирования ЭИ в рамках урока литературы и факультативных занятий: эмоциональная подача, эмоциональное погружение, творческая деятельность и вызов эмоций. Каждое из направлений содержит в себе различные приемы, способствующие развитию ЭИ. По мнению авторов, использование форм работы, обозначенных в статье, на уроке литературы способствует развитию четырех базовых навыков ЭИ: понимания своих эмоций, умения контролировать их, осознания социального контекста и распознавания чувств других людей.

Развитие ЭИ на уроках литературы может осуществляться и через изучение поэтического творчества. Н. А. Наконечная и Т. Г. Демиденко [8 с.109] в своей статье предлагают приемы (намеренное невыразительное чтение; сопоставлений произведений одной тематики разных авторов и т.д.), включение которых в урок по изучению поэзии позволит развивать эмоциональную сферу учащихся. По мнению авторов, лирическое произведение представляет собой единство эмоционального состояния героя и субъективного восприятия читателя, что позволяет пробудить «способность чувствовать и понимать свои чувства» [8, с.112] в учениках.

В качестве еще одного направления развития ЭИ подростков следует назвать использование интерактивных методов. Так, в статье Д. А. Ломакина [6, с.38] описывается эксперимент по развитию ЭИ подростков с помощью таких методов интерактивного обучения, как «Case-study; психологические игры; психологические сказки с мозговым штурмом; сократические диалоги; тренинги; ученические супервизии и ассоциативные методы. По мнению автора, общий уровень ЭИ подростков после использования названных интерактивных методов увеличился с низкого (37,78) до среднего (53,97), было отмечено, что больше всего выросли такие показатели ЭИ, как эмоциональная осведомленность (с 9,81 до 14,05) и эмпатия (6,54 до 14,32). В целом же, наблюдалось увеличение всех показателей ЭИ, что свидетельствует о положительной динамике при применении данной группы методов.

Интересным методом для развития ЭИ личности является арт-терапевтический метод «нейрографика». По словам автора, Зориной Н. Н., нейрографика – это «техника работы с человеком, в основе которой лежит идея создания рисунка с помощью нейрографической линии и трех фигур (круг, квадрат, треугольник)» [4, с.334]. В результате применения данной техники, личность наблюдает за своими эмоциями, освобождается от эмоционального напряжения с помощью переноса трудной жизненной ситуации в рисунок. На данный момент зафиксированы результаты только первого этапа исследования, направленного на развитие понимания и осознания собственных эмоций, но уже по этим результатам можно увидеть, что использование метода привело «как к росту интегрального уровня ЭИ (на 24%), так и к изменениям остальных его составляющих» [4, с.342].

Таким образом, в настоящее время для развития ЭИ подростков применяются, во-первых, различные методы, среди которых можно назвать метод нейрографики, развивающий ЭИ через арт-терапевтическую деятельность; во-вторых, различные технологии, например, интерактивные, позволяющие организовать активное взаимодействие подростков, анализ ими конкретных ситуаций; в-третьих, различные формы, в частности, развитие ЭИ на уроках литературы посредством анализа прозаических и поэтических произведений; и, наконец, в-четвертых, различные программы, например, программа развития ЭИ в США, имеющая целью повышение эмоциональной грамотности подростка, программа Испании, развивающая ЭИ через спорт, и программы России, направленные на развитие подростков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Luna P., Guerrero J., Cejudo J. Improving Adolescents Subjective Well-Being, Trait Emotional Intelligence and Social Anxiety through a Programme Based on the Sport Education Model // J. Environ. Res. Public Health, 2019. №16(10).
  2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.
  3. Зорина Н. Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования, 2021. №71-1. С.300-304.
  4. Зорина Н.Н. Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. // Человеческий фактор: социальный психолог, 2020. № 1 (39). С. 331-342.
  5. Каракеян Э. С. Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы и факультативных занятиях // Литературная педагогика и ее роль в развитии эмоциональной грамотности, 2021. С. 85-90.
  6. Ломакин Д.А. Процесс развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных технологий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. №4-2. С. 35-40.
  7. Наймушина Л. М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы, 2020. №4. С. 63-70.
  8. Наконечная Н. А., Демиденко Т. Г. Развитие эмоционального интеллекта при изучении поэтического творчества на уроках литературы // Управление образованием: теория и практика, 2022. Т. 12. №7. С. 108-114
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шатохина Я.А. АНАЛИЗ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 209 - 214. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8017 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8017



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.