'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 1
  4. Научная статья № 43

Просмотры  2086 просмотров

Яковкина А.О.

  


ИСТОРИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье описывается возникновение института наставничества, его активное внедрение в СССР и новый подъем наставничества в Российской Федерации   

Ключевые слова:
наставничество, шефство, менторство   


УДК 371

Яковкина А.О.
магистр кафедры общей педагогики
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)

ИСТОРИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В РОССИИ

 

Аннотация: в статье описывается возникновение института наставничества, его активное внедрение в СССР и новый подъем наставничества в Российской Федерации.

 

Ключевые слова: наставничество, шефство, менторство.

 

Наставничество как форма сопровождения, заключающаяся в передаче опыта от профессионала к начинающему, сложилась в древние времена. Об этом свидетельствует обряд инициации – имянаречение, где проведению обряда с помощью ритуалов молодых людей учили именно наставники [7, С. 12].

Общеизвестным является факт (это зафиксировано даже в «Википедии»), что понятие «наставничество» или «менторство» возникло еще в Древней Греции («менторство» происходит от имени Ментор, так звали наставника сына Одиссея, Телемаха). В V-III вв. до н.э. вопросами наставничества уже занимались древние мыслители – Сократ, Платон, Аристотель. Например, Сократ считал главной задачей наставника пробуждение душевных сил ученика, помощь в зарождении истины в сознании обучающегося. А Платон считал взаимодействие ученика и наставника сложным искусством общения на равных, а также он утверждал, что наставником может быть только пожилой человек с большим опытом.

Особенно распространено наставничество в религии. Например, гуру в индуизме и буддизме, старейшины и старцы и иудаизме. В христианстве Христос наставлял Апостолов, то есть был их наставником, а Сергий Радонежский был наставником известного иконописца Андрея Рублева. Сейчас же роль наставников для верующих играют священнослужители.

С приходом образования в Россию наставников-учителей приставляли к цесаревичам и княжнам. Например, наставником Александра II был поэт В. А. Жуковский. Среди простого населения наставничество тоже встречалось, особенно в среде ремесленников, где умение расписывать посуду или вырезать по дереву передавалось от мастера к подмастерью.

Однако в педагогической сфере России особую роль наставничество приобрело в середине XIX в. К. Д. Ушинский одним из первых размышлял о проблемах наставничества. Он установил зависимость профессиональной адаптации наставляемого от уровня педагогического мастерства и опыта самого наставника. Его статья «Проект учительской семинарии» посвящена мысли, что «в каждом наставнике… важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность, убеждения» [10, С. 81]. Также, по мнению российского педагога, необходимо создавать нужные для работы учителей-наставников условия, например, образовательная организация не должна быть большой, как и работающий в ней коллектив. К советам этой статьи, например, прислушались организаторы педагогического образования в поселении Глазов, где небольшая учительская семинария разрослась до педагогического института.

Впервые же дидактически обоснованная система наставничества появилась в России в 1860 году, она была представлена сообществом инженеров-механиков под руководством Д. К. Советкина в Московском техническом училище. Данная система получила признание, так как обеспечивала индивидуальный учет знаний, умений и навыков учащихся.

Особое развитие система наставничества получила в СССР, так как после Великой октябрьской революции количество рабочих и служащих увеличилось с 14,8% до 50,2%. В связи с этим возникла необходимость проф. подготовки новых кадров [9, С. 54].

Данная проблема решилась во многом благодаря XI съезду РКП(б) в 1922 году, на котором было принято решение реорганизовать труд рабочих, подчинить его целям обучения и квалификации. Данную задачу решало шефство, которое по сути своей являлось формой наставничества [6, С. 640].

После принятого решения в период с 1922 по 1928 разрабатывались меры по социалистической реорганизации труда и ученичества рабочей молодежи, также осуществлялся принцип соединения труда рабочих подростков с обучением, создавалась система правового регулирования [1, С. 11-12]

С тридцатых годов наставничество приобрело массовый характер, об этом свидетельствует постановление Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «О шефстве кадровых рабочих над молодыми». В это же время появляются первые работы об обучении новых работников, например, «Производственный инструктаж» (1934 г.) М. Р. Журавлева.

В военные и послевоенные годы наставничество не перестает быть актуальным. В связи с нехваткой рабочих, которая является следствием военных лет, появилась, к примеру, система 1+5 – «один обучи пятерых», когда рабочие берут на себя обязанность обучать сразу пятерых выпускников училищ. Также наставничество продолжало быть актуальным и в связи с упором СССР на научно-техническую революцию, развитием электроники, космонавтики и атомной энергетики. Этот переход требовал новые рабочие кадры, которые для начала нужно было обучить [5].

В педагогической печати СССР этого времени активно появлялись научно-методические работы по подготовке наставников, например, «Подготовка новых рабочих методом индивидуального ученичества» М. М. Свадковской (1959 г.), «Комсомольцы-производственники в помощь школе» В. М. Шепеля (1958 г.) и др.

На Совете Министров СССР в марте 1968 года принимается постановление «О мерах по улучшению подготовки и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве». Это обусловлено замедлением темпов роста экономики после прихода к власти Л. И. Брежнева. Быстрые темпы экономического роста, характерные для 30-х — 50-х годов, сменились периодом постепенного замедления прироста производительности по мере того, как сокращался разрыв уровня жизни с развитыми капиталистическими странами. А это в свою очередь было связано с исчерпанием потенциала для роста и снижением предельной отдачи по народному хозяйству в результате накопления основных фондов [4].

Позднее, в 70-ые годы, власти СССР в связи с необходимостью развития экономики продолжали всячески поощрять любые виды наставничества. Президиумом Верховного совета было утверждено Положение о почетном звании «Заслуженный наставник РСФСР», согласно которому звание присваивалось «лучшим наставникам молодежи из числа высококвалифицированных рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, специалистов сельского хозяйства» и т.п. Стоит отметить, что работники педагогической сферы сюда не входили. Партийные и молодежные организации учреждают и другие награды, например, «Наставник молодежи» (1973 г.).

Позднее появляются награды «За укрепление мира, труда и солидарности» (1981 г.), «За активную работу по воспитанию детей и подростков» (1986 г.). Однако к этому моменту контроль над экономикой СССР уже был потерян властями, в стране преобладала теневая экономика [3, С. 339], поэтому стимулирование в виде различных наград за наставничество уже не мотивировало людей. В стране был дефицит, были введены талоны на питание (1989 г.) – всё это негативно отразилось на системе наставничества в целом.

Распад СССР так же негативно отразился на системе наставничества. Учебные заведения в 90-ые продолжали готовить специалистов, однако, в связи с переходом многих предприятий из государственного в частный сектор, многим студентам не хватало мест для практики. В научном смысле развитие наставничества тоже приостановилось. Периодическая печать, связанная с педагогикой, не обновлялась, выходили все те же методические рекомендации и исследования по наставничеству, что и в СССР, но без идеологической направленности [2, С. 21]

В двадцать первом веке власти вновь озадачились развитием системы наставничества. В настоящее время в связи с массовой нехваткой молодых специалистов-учителей и проблемой старения педагогических кадров (по данным высшей школы экономики за 2020 год на территории Российской Федерации среди учителей наиболее представлены старшие возрастные группы) властями были приняты меры по привлечению молодых специалистов именно в образовательные учреждения [8].

Среди представленных российскими властями мер программа «Учитель для России» (2015 г.), поправка в Федеральном Законе об образовании, разрешающая студентам старших курсов заниматься педагогической деятельностью, подъемные выплаты для учителей, работающих в сельской местности, и майские указы президента о повышении заработной платы учителей. Также каждое образовательное учреждение создает локальные акты, регламентирующие сопровождение своих молодых специалистов. Среди этих локальных документов есть:

1)    положение о наставничестве в конкретном образовательном учреждении;

2)    приказ о назначении наставников для молодых специалистов;

3)    индивидуальные планы наставничества, которые каждый наставник разрабатывает самостоятельно;

4)    формализованные отчеты о проведенной работе в свободной форме.

Также активно выходят в свет новые методические пособия и исследования на тему наставничества. Например, комментарии по этому процессу есть в «Методических рекомендациях по развитию системы сопровождения молодых педагогов» О. Б. Даутовой, М. Г. Ермолаевой и А. Н. Шевелева (2020 г.).

Таким образом, на данный момент развитие системы наставничества актуально, созданы условия для его развития.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Балтышев, А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе – Москва: Высш. Шк., 1985. – 272 с.
  2. Галагузова, М. А., Головнев, А. В. Наставничество: из прошлого в настоящее / М. А. Галагузова, А. В. Головнев. – Текст : электронный // Педагогический журнал Башкортостана. № 6 (72). 2018. С.16-22
  3. Заславская Т. И. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. — М., Политиздат, 1990. — ISBN 5-250-00464-4 — С. 339
  4. Историография. Хрестоматия для подготовки к семинарским занятиям и самостоятельной работе. Часть 2 // сост. Н.Б. Акоева; – Краснодар: КГИК, 2016 – 102 с.
  5. История России XX — начала XXI века / А. С. Барсенков; А. И. Вдовин; С. В. Воронкова; под ред. Л. В. Милова. — М.: Эксмо, 2006. — 960 с.
  6. Коммунистическая партия Советского союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Москва: Ин-т Маркса-Энгельска-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. – 1953. – Ч.1. : 1898-1925. – 932 с.
    Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис…. канд. пед. наук. – М., 2007. – С. 12
  7. Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических данных / сост. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Аничков К. М. // Высшая школа экономики. – 2020. Выпуск №18
  8. Народное хозяйство СССР, 1922-1982: Юбил. Стат. Ежегодник / ЦСУ СССР. Москва : Финансы и статистики, 1982. – 6245 с.
  9. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988. – 496 с.
  10. Учитель для России [Электронный ресурс]. URL: https://uchitel.ru/ (дата обращения: 04.05.2023) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Яковкина А.О. ИСТОРИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В РОССИИ // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 215 - 221. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8018 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8018



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.