'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 1
  4. Научная статья № 51

Просмотры  596 просмотров

Зуев Н.А.

  


НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ *

  


Аннотация:
в настоящей статье была рассмотрена Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждённая указом президента России В.В. Путиным от 31 марта 2023 года №229,проанализированы её основные положения на предмет соответствия всем предшествующим версиям рассматриваемого стратегического документа, а также обозначено проблемное поле вышеуказанной темы настоящей работы посредством сформулированного ряда вопросов, выявленных по итогам проведённого непосредственно автором аналитического исследования   

Ключевые слова:
внешняя политика, концепция внешней политики Российской Федерации, цивилизация, многополярный мир, российские внешнеполитические приоритеты и направления   


УДК 327

Зуев Н.А.

студент 4 курса кафедры социологии и политологии

Институт истории, международных отношений и социальных технологий

Волгоградский государственный университет
(г. Волгоград, Россия)

 

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

 

Аннотация: в настоящей статье была рассмотрена Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждённая указом президента России В.В. Путиным от 31 марта 2023 года №229,проанализированы её основные положения на предмет соответствия всем предшествующим версиям рассматриваемого стратегического документа, а также обозначено проблемное поле вышеуказанной темы настоящей работы посредством сформулированного ряда вопросов, выявленных по итогам проведённого непосредственно автором аналитического исследования.

 

Ключевые слова: внешняя политика, концепция внешней политики Российской Федерации, цивилизация, многополярный мир, российские внешнеполитические приоритеты и направления.

 

 В конце марта текущего года в ходе совещания постоянных членов Совета Безопасности России под председательством президента В. Путина министром иностранных дел Сергеем Лавровым в ходе своего выступления была представлена обновлённая версия Концепции внешней политики Российской Федерации – ключевого стратегического документа, определяющего весь внешнеполитический курс России [1].

Внесение и последующее утверждение изменений в концепцию внешней политики государства, в нашем случае речь идёт о российской политической практике, – событие принципиально важного значения и характера, поскольку сам по себе весь предшествующий дате официальной публикации документа процесс состоит из множества внутриполитических факторов, главным из которых является политическое противостояние различных элитных групп и, как следствие, нахождение между таковыми консенсуса относительно вопроса об определении дальнейшей внутриполитической государственной линии [2]. Помимо внутриполитического важное значение имеет и международно-политический фактор. Принятие главного внешнеполитического документа одним конкретным государством подразумевает определённые изменения в его внешнеполитической деятельности и, соответственно, воспринимаются другими государствами – основными конвенциональными участниками международного политического процесса особо внимательно, так как в конечном итоге это может иметь отношения к их же национальным интересам – ключевой категорией во внешнеполитическом дискурсе государства. А учитывая особое геополитическое положение России на мировой арене (в силу ряда объективных факторов таких как, в первую очередь, географический, культурно-исторический, военный, экономический и т.д.) подобного рода события будут находится под ещё более пристальным вниманием членом мирового сообщества.

В целом следует отметить, что за более чем тридцатилетний срок российская внешняя политика претерпела множество структурных изменений. Одним из таких является существенное осложнение межгосударственных отношений России с так называемым коллективным Западом. При этом, как отмечают представители экспертного политологического сообщества, в качестве характерной особенности современной российской внешней политики за все годы её существования стала реакция на действия стран – представителей западного сообщества и последующее выдвижение и отстаивание свой альтернативной точки зрения по вопросу поддержания международного порядка.

Как отметил в одном из своих интервью российский политолог Д.В. Тренин, российская внешняя политика изменялась под влиянием обстоятельств и, как следствие, всё большего осознания возможностей и ограничений для неё самой [3]. В этом смысле следует подчеркнуть, что основу этих самых обстоятельств, о которых говорит эксперт, составляют преимущественно недружественные по отношению к России действия США и их союзников по военно-политическому блоку НАТО, а также стран – членов Европейского Союза. Отсюда мы видим, что именно данный факт стал главной и неоднократной причиной внесения изменений в КВП. Кроме этого, в качестве другого обстоятельства можно выделить общемировую объективную тенденцию к становлению новых и усилению уже действующих мировых центров, имея в виду под этим тезисом международно-политическое и макроэкономическое развитие таких государств как Китай, Индия, страны Африки и Латинской Америки, Турцию и ряд других стран – мировых полюсов. Также важно затронуть такой фактор как процесс глобализации. В последнее время в российском внешнеполитическом дискурсе всё чаще звучит тезис о том, что данный процесс необходимо развивать, но не на тех принципах и предложениях, исходящих от США и других западных государств, усматривая в этом угрозу для всего мирового сообщества в части утраты традиционных общемировых религиозных, культурных, исторических и светских ценностей, а также принципам единой и неделимой безопасности, отражённых в уставе ООН и нацеленных на сохранение глобальной стабильности в мире [4]. В частности, подобного рода тлетворное влияние стран Запада на процесс глобализации в российском политическом истеблишменте всё чаще называется как неоколониализм, подразумевающий поддержание «порядка, основанного на правилах», при котором страны глобального Юга и все те, кто не относится к категории западных, подвергаются эксплуатационному воздействию и на себе испытывают нанесённый западными неоколониальными государствами. Особое значение в данном контексте имеет специальная военная операция России на Украине, начавшаяся 24 февраля прошлого года.

Именно СВО стала главным камнем преткновения на сегодняшний день в отношениях России и стран Запада, при том, что именно последние стали инициаторами эскалации отношений с Россией, в то время как российская сторона до последнего оставалась открытой для продолжения политического диалога с Западом, рассматривая специальную военную операцию не как средство противостояния с коллективным Западом, а как новый этап решения украинского вопроса, находившегося на особом положении в российской политической повестке с 2014 года.

Таким образом, в качестве факторов изменения внешнеполитического курса Россия можно выделить следующие: недружественные действия США и их союзников по НАТО в отношении России, в том числе реакция на специальную военную операцию, выраженная в виде беспрецедентных по своим масштабам политических и экономических санкций в отношении России, глобализация, основанная на принципах неоколониализма стран Запада во главе с США, общемировая политическая нестабильность, являющаяся продуктом той самой «неоколониальной» глобализации, выраженная в виде роста террористических и экстремистских движений, а также в виде тренда на отказ от традиционных общемировых духовно-нравственных ценностей.

Если говорить непосредственно о содержании Концепции внешней политики Российской Федерации, то в виду вышеперечисленных обстоятельств, оно за определённый временной период изменялось существенно. Так, например, если брать версии образца 1993 и 2000 годов, то уже тогда, в самом начале пути развития современной российской государственности, говорилось о неотъемлемо значимой роли национальных интересов во внешней политике России, вокруг которых та должна быть выстроена. При этом, уже тогда, как ни парадоксально, открытым текстом говорилось об опасности однополярного мироустройства, навязываемого США и их партнёрами по евро-атлантическому сотрудничеству, при том, что в качестве одного из приоритетов российской внешней политики было укрепление России в международном сообществе за счёт сотрудничества по линии международных структур, в которых определяющую роль модератора политических процессов играли как раз Соединённые Штаты Америки, что позже будет обозначено как гегемонистские устремления последних. Концепция 2008 года стала закономерной внешнеполитической реакцией России на события в Южной Осетии. Именно тогда в политической повестке России появился нарратив о необходимости наращивания реальной ощутимой силы государства посредством развития и модернизации вооружённых сил ввиду объективной необходимости вооружённого отстаивания суверенитета РФ в условиях глубокого обострения отношений с США и НАТО. Во все последующие годы подобная тенденция будет превалировать в вопросе внесений изменений в КВП. Версия 2016 года стала, в конечном итоге, продуктом формального закрепления всего того, что фигурировало в ранних версиях концепции внешней политики. Идея о становлении России как одного из влиятельнейших мировых центров силы в формирующемся многополярном мире (версия КВП-2013 года) преобразовалась в тезис о том, что именно Россия как крупнейший мировой игрок ответственна за поддержание мировой стабильности и безопасности посредством диалога со всеми мировыми политическими центрами, преимущественно со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, включая и группу западных государств. Таким образом, главным тезисом всех последних лет развития российской внешней политики было формирование справедливого многополярного мирового устройства именно в тех условиях, в которых Россия и всё мировое сообщество находятся фактически, и поддерживая диалог со всеми, несмотря на серьёзные геополитические противоречия, отмечая важность международной кооперации по таким направлениям принципиального характера как урегулирование сирийского и украинского вопросов [5].

Последняя версия Концепции внешней политики России имеет серьёзные отличия со всеми предшествующими редакциями. Главным отличием является провозглашение России государством – цивилизацией как одного из суверенных центров мирового развития, выполняющего исторически сложившуюся уникальную миссию по поддержанию глобального баланса сил и выстраиванию многополярной международной системы, обеспечивающее условия для мирного и поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки [6]. Кроме этого, в качестве новшеств следует выделить следующие:

 - Впервые была выстроена чёткая иерархия таких внешнеполитических категорий как национальные интересы России и её внешнеполитические приоритеты, цели и задачи;

 - дана операционализация понятия «великая держава», обосновывающая, по сути, позицию России о необходимости проведения для неё активной внешней политики, нацеленной на поддержание глобального мира, стабильности и безопасности;

 - Обозначен единый для всех религиозных и светских общностей духовно-нравственный ориентир;

 - Провозглашен отказ от политики «мягкой силы» в пользу совершенствования силы реальной, традиционной в понимании реалистской парадигмы международных отношений;

 - Противодействие политики стран коллективного Запада по насаждению неоколониализма в мире за счёт привлечения к этому государств так называемого глобального Юга как наиболее пострадавших в результате осуществления подобного рода политики;

 - Градация региональных внешнеполитических направлений была выстроена в пользу таких государств как Китай, Индия, стран Азиатского-тихоокеанского региона, Африканского и Латиноамериканского континентов, где западное направление было показательно (для внешней аудитории) смещено на предпоследние позиции, что в ранних версиях КВП не отмечалось [7, с. 61].

Таким образом, подводя итог, отметим, что, условно, весь путь эволюционного развития российской внешней политики можно подразделить на определённые временные этапы, а именно:

  • 1993 – 2000 гг. – становление России как крупного мирового лидера со своей системой национальных интересов, стремящегося занять должную позицию в международной политической системе посредством интеграции в западное сообщество и активного партнерства с евро-атлантическим блоком;
  • 2008 – 2013 гг. – провозглашение России как влиятельного центра силы в строящемся многополярном мире, который выстраивает свою внешнюю политику на основе принципов политического прагматизма и национальных интересов, оказывая противодействие недружественной политике НАТО, возглавляемого США, а также усиливая свои позиции на постсоветском пространстве в качестве доминирующей силы и наращивания партнёрских военно-политических и экономических отношений с такими странами как Индия и Китай в рамках стратегического «треугольника» РИК (Россия – Индия – Китай), о чём неоднократно говорилось в работах Е.М. Примакова – одного из отцов-основателей современной российской внешней политики;
  • 2016 год – Россия – государство, ответственное за поддержание глобального мира и безопасности на основе принципов единой и неделимой безопасности, зафиксированных в уставе ООН, которая стремиться посредством поддержания политического диалога со всеми участниками международной политической арены, в особенности с ведущими мировыми центрами силы, выстроить из текущей глобальной политической конъюнктуры новый многополярный миропорядок;
  • 2023 год – Росси – государство – Евразийская и Евро-Тихоокеанская цивилизация, которая также по-прежнему берёт на себя ответственность за поддержание глобального мира и безопасности путём построения и поддержания многополярного мироустройства параллельно действующему порядку, «основанному на правилах», навязанные государствами англо-саксонского мира во главе с США, с теми, кто в действительности готов пойти на политический диалог с Россией. В этом смысле осуществить подобного рода цель России возможно лишь в качестве государства-цивилизации. Также обосновывается необходимость в осуществлении Россией своей внешней политики по указанному курсу, которая заключается в наличии у России своих национальных интересов, а также объективных географических, геополитических, исторических, экономических и духовно-нравственных факторах.

Таким образом, в качестве фундаментально важного вопроса остаётся необходимость в идейно-философском наполнении конструкции «Россия – государство Евразийская и Евро-Тихоокеанская цивилизация», поскольку, на наш взгляд, данного рода нарратив будет находится в российской внешнеполитической повестке ещё достаточно продолжительное время.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на Совещании с постоянными членами Совета Безопасности Российской Федерации, Москва, 31 марта 2023 года, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1861005/ (дата обращения: 03.05.2023);
  2. Дробот Галина Анатольевна О Концепции внешней политики России 2016 года // Социально-гуманитарные знания. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-vneshney-politiki-rossii-2016-goda (дата обращения: 03.05.2023);
  3. Новая Концепция внешней политики России. На пути к новому миропорядку: лекция Дмитрия Тренина [Электронный ресурс] (дата обращения: 03.05.2023);
  4. Президент России. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения:05.2023);
  5. ИТАР ТАСС. «Как менялась Концепция внешней политики России», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/17418381 (дата обращения:05.2023);
  6. Президент России. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 г. №229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 03.05.2023)
  7. Коньков А.Е. Правила для игры без правил // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 3. С. 54–67. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Зуев Н.А. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 281 - 289. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8026 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8026



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.