'
Алипбек А.З., Балажанова Ж.Б., Сагынбек С.Д., Ерадилова Г.А.
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ *
Аннотация:
в данной статье речь пойдет об основных механизмах этнокультурной рефлексии личности. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия различных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, стихийных и организованных. Воспитание личности в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность
Ключевые слова:
основа, механизм, формирования, личность, этнос, культура, рефлексия
УДК 159
Алипбек А.З.
к.п.н. старший преподаватель
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
Балажанова Ж.Б.
старший преподаватель,
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
Сагынбек С.Д.
студентка 2 курса, группа 1201-11, ОП 6B01201
«Дошкольное обучение и воспитание»
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
Ерадилова Г.А.
студентка 2 курса, группа 1201-11, ОП 6B01201
«Дошкольное обучение и воспитание»
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Аннотация: в данной статье речь пойдет об основных механизмах этнокультурной рефлексии личности. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия различных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, стихийных и организованных. Воспитание личности в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.
Ключевые слова: основа, механизм, формирования, личность, этнос, культура, рефлексия.
Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических принципов воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С. Выготскому, оно ориентировано на «зону ближайшего развития». Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.
Таким образом, в рамках данного подхода феномен «этнокультурного мышления» состоит в следующем: с одной стороны, это совокупность мыслительных подструктур (знаний, паттернов, шаблонов, стереотипов восприятия и установок), с другой – набор произвольных приемов и способов осуществления индивидуальных операций и действий.
Этнокультурное мышление характеризуется как умение образовывать адаптационный комплекс средств гармонизации человека и мира. Но в связи с тем, что процессы интеллектуального функционирования протекают на некоторых стадиях в плане бессознательного, можно предполагать, что овладение творческим мышлением требует иных механизмов. Поэтому присвоение знаний, представлений, культурно обусловленных способов управления мышлением не может автоматически привести к трансляции или тиражированию способности к творчеству. Суть развития продуктивного мышления в онтогенезе заключается, видимо, не в проявлении новых мыслительных механизмов, а в становлении особых психологических средств, позволяющих усилить уже существующие процессы. С их помощью человек и организует свою активность по отношению к собственному интеллекту.
Возникновение этнокультурных компонентов в значительной степени изменяет структуру и принципы функционирования продуктивной мысли. Таким образом, прагматический аспект появления инновационных мыслительных новообразований состоит в значительном расширении возможностей творческого мышления. Возрастает разрешающая способность интеллектуальной активности, открывается возможность увеличения эффективности своей творческой деятельности.
В современной теории интеллектуальных систем классифицируется знание как таковое по следующему принципу: декларативное (описание объектов, их свойств, связей, структур и состава) и процедурное (состоящее из методов, алгоритмов, программ построения, нахождения и трансформации объектов). Оба типа знания представлены в практике этнопроцесса: каждую этнологическую или фольклорно-этнографическую единицу можно отнести к какому-либо из этих типов знания. Так, декларативные как множества утверждений, аксиом или фактологических и фактических данных (то есть частного знания) представлены в календарно-обрядовом фольклоре, в детском фольклоре, в регламентационных жанрах семейно-бытовой обрядности.
В этом же ключе лежит более подробная классификация знаний, предложенная С.С.Лавровым2, где автор подразделяет знания на понятийные (базовые, опорные), конструктивные, процедурные и картографические. Присутствие всех перечисленных типов в этнопотоке безусловно, что связано с обязательной установкой на наличие специфического главного признака – устности, незафиксированности, когда форма бытования нераздельна с проживанием данной этноединицы во времени.
Высокий уровень адаптивности личности возможен лишь при организации гуманистического воспитания, имеющего своей целью гармоничное развитие личности и ориентированного на интерактивный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание».
Содержание гуманистического воспитания, таким образом, направлено на адаптацию личности:
Нетрудно убедиться, что ориентиры на гуманистическое воспитание заложены в этнокультуре, компоненты которой могут быть использованы педагогами в учебно-воспитательном процессе.
Теоретическая база исследования была определена нами с опорой на основные положения философии, культурологии, этнологии, психологии. Такой интегративный подход представляется обоснованным: рассмотрение методики становления личности в условиях этнокультурной среды потребовало тщательного изучения содержательной характеристики понятий адаптация, рефлексия, механизмы формирования личности. Не менее важным представлялся вопрос о сущностной значимости этнокультуры для личностного потенциала представителя определенного этноса, в данном случае – казахского, что, свою очередь, объясняет обращение к вопросу о психологических и культурологических особенностях коренного населения нашей страны.
В результате исследования обозначенных выше вопросов были сделаны выводы, позволившие нам с большей степенью обоснованности и полноты подойти к отбору методов формирования этнокультурной, способной к адаптации личности.
В результате эволюции возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Преобразующая деятельность рассматривается как главное предназначение человека. Приобретая большие полномочия, культура начинает выходить из-под контроля человека и превращается, по мнению В. Тимошинова3, в стихию «нового типа».
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия различных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, стихийных и организованных. Воспитание личности в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность (отождествление с социализацией). Воспитание личности в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Мировая научная целостность способствует экономическому объединению мира и распространению передовых взглядов мировой культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 1
Ссылка для цитирования:
Алипбек А.З., Балажанова Ж.Б., Сагынбек С.Д., Ерадилова Г.А. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ // Вестник науки №5 (62) том 1. С. 313 - 319. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8032 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*