'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  53 просмотров

Абаев Ш.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ *

  


Аннотация:
тема «Особенности формирования цен на различных типах рынков» является актуальной в современных условиях экономических рынков. Работа посвящена изучению факторов, влияющих на формирование цен, а также мер по ее применению. В работе рассматриваются элементы формирования цен   

Ключевые слова:
ценообразование, экономическая система, рыночной микросреды бизнеса, рынок монополистической конкуренции, предпринимательский риск   


УДК 33

Абаев Ш.
студент факультета экономики
Туркменский государственный институт экономики и управления
 (г. Ашхабад, Туркменистан)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН

НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ

 

Аннотация: тема «Особенности формирования цен на различных типах рынков» является актуальной в современных условиях экономических рынков. Работа посвящена изучению факторов, влияющих на формирование цен, а также мер по ее применению. В работе рассматриваются элементы формирования цен

 

Ключевые слова: ценообразование, экономическая система, рыночной микросреды бизнеса, рынок монополистической конкуренции, предпринимательский риск.

 

Одним из важнейших аспектов в ценообразовании является оценка уровня адаптации предприятия к динамике спроса. Можно предположить, что учет изменений спроса (рост или снижение потребления товара) приведет к адекватной реакции предприятия с точки зрения увеличения (снижения) объема производства, изменения уровня цен на продукцию, ее модернизации, создания товарной линии и т.п. Однако предприятие, как большая и сложная экономико-социальная система, всегда стремится к устойчивости, то есть является достаточно консервативной. Изменяться его может заставить скорей всего не динамика спроса, а необходимость выживания в конкурентной борьбе. Поэтому вероятность реакции отдельно взятого предприятия на изменение только лишь спроса не велика. Вместе с тем из теории надежности известно, что любая система работает эффективно (без сбоев), если она имеет достаточный уровень надежности. Применительно к национальной экономике страны уровень надежности следует отождествлять со способностью экономической системы быстро и адекватно реагировать на запросы социальной среды, которую она призвана обслуживать. Однако любая экономическая система представляет собой совокупность предприятий, каждое из которых обладает не высоким уровнем надежности, то есть объективно не стремится к каким-либо изменениям.

В мировой практике измерения надежности экономической системы относятся к сфере анализа концентрации рынка. При этом существуют две принципиально разные концепции концентрации рынка. 1. Концепция общей концентрации рынка основана на анализе выпуска продукции нескольких ведущих предприятий в национальной экономике конкретного государства. Предметом исследования в этом случае является то, какова доля продукции в общем выпуске товаров данной отрасли сконцентрирована в руках одного или нескольких ведущих предприятий. При этом не имеет значения в какой конкретной отрасли эти предприятия осуществляют свою деятельность. Задача состоит в том, чтобы определить насколько мало количество предприятий, контролирующих производство данного продукта. 2. Концепция рыночной концентрации основывается на анализе поведения отраслей и предприятий в рамках одной отрасли. Это помогает определить, как устанавливаются цены в данной отрасли, какова среднеотраслевая прибыль, каков уровень развития и распространения НИОКР и т.п.

Поскольку в меняющихся рыночных условиях заранее эмпирическую функцию распределения вероятностей установить невозможно, то в практике ценообразования используют стандартные функции: - распределение Гаусса; - экспоненциальное распределение; - распределение Пуассона. Макроэкономические факторы выступают в роли объективных ограничителей, но их динамику с определенной степенью вероятности можно спрогнозировать. Причинами возникновения риска обычно бывают: - объективная неопределенность будущих событий; - непредсказуемость поведения субъектов рыночной микросреды бизнеса; - неполнота, несвоевременность, недостоверность информации, используемой в ходе принятия решений. Поскольку предпринимательский риск – это категория вероятностная, то и степень риска может меняться в значительных пределах. В общем случае целесообразно выделить: - допустимую степень риска (например, недополучение запланированной суммы прибыли); - критический риск (не только полная потеря прибыли, но и возникновение убытков); - катастрофический риск (например, угроза банкротства предприятия, потеря личного имущества и т.п.).

Рынок свободной конкуренции. Не представляет проблем для создания и поддержания конкурентной среды, так как на рынке одновременно действуют 30 и более предприятий-конкурентов. Реакция на изменение потребностей и уровня спроса максимальная. Цена определяется рынком и близка к равновесной. Однако здесь особое значение имеет защита прав потребителей, с одной стороны, и меры по защите и поддержке предпринимателей (особенно малого бизнеса), с другой. Все это должно быть обеспечено органами государственного, регионального и отраслевого управления. Рынок монополистической конкуренции. По своим характеристикам очень похож на рынок свободной конкуренции (на рынке одновременно действуют от 10 до 30 и более предприятий- конкурентов), но есть определенная специфика в области распространения товаров и ценообразования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. О.В.Васюхин Основы ценообразования. 2010

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Абаев Ш. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 10 - 13. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8073 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8073



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.