'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 20

Просмотры  88 просмотров

Серых С.С.

  


РИСКИ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ И РОССИИ В ОБЛАСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ *

  


Аннотация:
в работе анализируются геополитические и экономические риски международного сотрудничества Китая и России в нефтегазовом секторе экономики. Несмотря на некоторые ограничения, перспектива сотрудничества между странами остается на высоком уровне   

Ключевые слова:
сотрудничество, нефтегазовый сектор, риск   


УДК 339.9

Серых С.С.

магистрант института мировой экономики,

кафедра теории мировой экономики

Синьцзянский университет

(г. Урумчи, Китайская Народная Республика)

 

РИСКИ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ И РОССИИ

В ОБЛАСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ

 

Аннотация: в работе анализируются геополитические и экономические риски международного сотрудничества Китая и России в нефтегазовом секторе экономики. Несмотря на некоторые ограничения, перспектива сотрудничества между странами остается на высоком уровне.

 

Ключевые слова: сотрудничество, нефтегазовый сектор, риск.

 

В последние годы, при активном содействии глав государств Китая и России, хотя обе стороны добились определенных результатов в области сотрудничества в области нефтегазовых ресурсов, потенциальные риски все еще существуют. Только активно преодолевая эти точки риска, сотрудничество двух стран в области нефтегазовых ресурсов может быть стабильным и перспективным.

Рассмотрим основные риски: геополитические и экономические.

  1. Геополитические риски

В период 2014-2022 годов несколько санкций, введенных такими странами, как Европа и США, серьезно затронули многие из наиболее важных направлений экономической деятельности в Российской Федерации, таких как: производство и поставка крупных газовых турбин, современного электронного оборудования в энергетике, оборудование для добычи нефти и газа, современные геологоразведочные технологии и др. Эти санкции в основном связаны с усилением давления со стороны США под надуманным предлогом «обеспечения энергетической независимости Европы от России», что вызвало большие неприятности и ограничения на долгосрочный экспорт Россией нефтегазовых ресурсов на рынок европейских стран. Эта ситуация вынуждает крупнейшую российскую нефтегазовую компанию постоянно искать возможности для диверсификации рынка экспорта углеводородов. В связи с этим в последние пять-шесть лет по инициативе руководства законодательной и исполнительной власти Российской Федерации происходит смещение геополитических и связанных с ними экономических интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), особенно быстро развиваются Северо-Восточный Китай, Япония и Южная Корея. В последние годы вялотекущий экономический подъем в различных регионах мира вкупе с постоянными региональными конфликтами в разной степени оказывали серьезное влияние на мировой рынок нефти и газа, что также заставляет Россию и Китай учитывать ряд важных факторы при сотрудничестве в области нефти и природного газа. в основном включают:

(1) Китайско-американские торговые трения. В краткосрочной перспективе все более вероятны экономические и торговые (а возможно, и другие сферы) трения между Китаем и США. Подобные явления (проявившиеся уже после вспышки «коронавируса» в начале 2020 г.) могут негативно сказаться на экономическом росте Китая и вынудить Китай активизировать поиск новых технологий и поставок различных природных ресурсов, в основном нефти и газа. В долгосрочной перспективе торговые отношения между Китаем и Соединенными Штатами будут постепенно становиться более формальными, что будет способствовать быстрому экономическому развитию двух стран. В то же время потребление ресурсов нефти и природного газа обеими сторонами будет увеличиваться. Есть неопределенности, которые в основном зависят от направления политики США в отношении Китая и России, и геополитической безопасности.

(2) Европейские санкции против России. В связи с напряженностью между западными странами, в том числе США, и Россией в сфере нефти и газа (например, по вопросу ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2»), блокадными санкциями в отношении российского нефтегазодобывающего оборудования и технологий, глубокая трансформация энергетической структуры ускоряется, и зависимость от нефтегазовых ресурсов постепенно снижается. Неопределенность будущей ситуации на европейском рынке природного газа еще больше ускорит движение на восток, о чем свидетельствует текущий рост поставок на китайский рынок.

(3) Специальная военная операция (СВО). Специальная военная операция спровоцировала непрерывную эскалацию санкций против России со стороны таких стран, как Европа и США, и продолжает оказывать давление на Россию. Отношения между Россией и странами Запада еще больше охладились, что отразится на росте импорта и экспорта с европейским рынком, а влияние торговли энергоносителями еще более серьезное.

(4) Влияние ситуации в основных странах-производителях нефти и газа. Например, напряженная ситуация в Ливии, Сирии, Ираке, Иране, Венесуэле, Нигерии и других странах, непрекращающиеся региональные военные конфликты, несомненно, дестабилизируют энергетический рынок.

(5) Влияние события «Черный лебедь». Например, вспышка новой коронавирусной эпидемии привела к резкому падению деловой активности во многих странах, снижению цен и объемов потребления нефти и природного газа. Продолжительность и глубина воздействия этих факторов на мировую экономику практически невозможно предсказать.

(6) В настоящее время Россия реализует низкоуглеродную стратегию и быстро продвигает «зеленую трансформацию», что в долгосрочной перспективе приведет к сокращению экспорта сырой нефти и природного газа и может оказать негативное влияние на китайско-российское сотрудничество в области энергетики. С начала 21-го века экономика Китая быстро росла и стала второй по величине экономикой. Его влияние на международный дискурс становилось все сильнее и сильнее. Россия и Китай - большие страны в одном регионе. Они обеспокоены тем, что развитие Китая будет угрожают влиянию России на соседние страны. Проекты энергетического сотрудничества между двумя сторонами носят относительно осторожный характер.

Совокупность многих упомянутых выше факторов в конечном итоге повлияет на предложение российской нефти и газа (трубопроводного и СПГ) и на его цену. При этом российская сторона (официально) считает, что китайско-российское сотрудничество в нефтегазовой сфере является одной из важнейших составляющих этой политики. Теперь Россия будет расширять поставки нефти и газа в Азиатско-Тихоокеанский регион и расширять сотрудничество в других экономических сферах из-за геополитического давления со стороны стран НАТО и потенциального отказа Европы от российских нефти и газа.

  1. Экономический риск

Для России растущее значение ее экономических отношений с Китаем дает возможность управлять рисками в краткосрочной перспективе. В дальнейшем эти риски значительно возрастут, при условии, что на Китай тогда будет приходиться более 40% внешней торговли России и значительная часть экспорта углеводородов РФ по нефтепроводу или сибирскому газопроводу, Китай станет важнейшим источником для России технологий и капитала. С учетом динамики мирового рынка углеводородов, а также акцента Китая на увеличение собственной добычи (эта задача нашла свое отражение в планировании развития энергетики Китая) и увеличения импорта углеводородов из-за рубежа морскими путями, у китайских поставщиков в это время появится более разнообразный выбор. Основными экономическими рисками, с которыми столкнется Россия при экспорте нефтегазовых ресурсов в Китай, являются:

1) Ценовой риск. Ценовой фактор всегда был ключевым фактором, влияющим на сотрудничество двух стран по нефтегазовым ресурсам. Инициатива принадлежит России как поставщику. Несмотря на то, что обе стороны неоднократно координировали свои действия и общались, все еще существуют некоторые неопределенности.

2) Инвестиционные риски. Во-первых, инфраструктура на Дальнем Востоке России относительно устарела, освоение нефтегазовых ресурсов более ограничено, а проектное сотрудничество не имеет должных материальных гарантий, что не может удовлетворить потребности сотрудничества по нефтегазовым ресурсам между двумя странами. Во-вторых, из-за влияния европейских и американских санкций обменный курс рубля часто колеблется, общая экономическая ситуация в России вызывает беспокойство, инвестиционная среда несколько хуже, чем раньше, а риск предприятий, инвестирующих в Россию, увеличился. В-третьих, Россия и Саудовская Аравия конкурируют за возможность занять лидирующие позиции в торговле энергоресурсами с Китаем и могут вести «ценовую войну».

3) Рыночный риск. Неопределенность цен и объемов купли-продажи природного газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе в среднесрочной (3-5 лет) и долгосрочной (10-20 лет) перспективе. С развитием сланцевой нефти и газа замедлятся темпы роста спроса на нефтегазовые ресурсы в различных странах, а также замедлится рост цен на нефть и газ. Кроме того, в последние годы Китай активно развивает «зеленую энергетику», стремясь снизить спрос на импорт нефти и газа, что не способствует экспорту нефти и газа из России для получения дохода. Между двумя странами по-прежнему существуют двусторонние и многосторонние перекрестные отношения в области пробного производства энергии. Стратегия России «один ко многим» не совпадает со стратегией Китая «один ко многим».

Вывод

Китайско-российское сотрудничество в области нефтегазовых ресурсов по-прежнему сталкивается с ограничениями геополитических и экономических рисков. Но перспективы по-прежнему радужные. В настоящее время нефтегазовое сотрудничество между двумя сторонами постепенно углубляется. Китай также станет крупным инвестором в нефтегазовую отрасль России. Риски также могут быть устранены путем совместного и открытого диалога между двумя сторонами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Галия Александровна Мовкебаева. Энергетическое сотрудничество между Казахстаном, Россией и Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества. // Российская политика и право, 2013, № 51(1). С.80-87.
  2. Карл Герт. Куда бы ни пошел Китай, там весь мир. Как китайские потребители меняют все. / United Press, 2014. С. 272.
  3. Билдиричи, Мелике Э., Бакирташ, Тахсин. Связь между потреблением нефти, газа и угля и экономическим ростом в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Турция и Южная Африка). // Elsevier, 2014(1). С.134-144.
  4. Хайдер Хамуд Радхи Аль-ШАФИЙ. CNPC, CNOOC и SINOPEC в Ираке: успешное начало и амбициозный план сотрудничества. //Журнал ближневосточных и исламских исследований (в Азии) 2015, № 9(1). С. 78-98.
  5. Мо Чен. Размышления о новых тенденциях на рынке нефти и энергетическом сотрудничестве между Китаем и Саудовской Аравией. // Азиатский журнал ближневосточных и исламских исследований, 2020 г., № 14 (4). С. 505-515.
  6. Эдигер В.Ш., Боулус Дж.В., Дурсун А.Ф. Государственный капитализм и углеводородная безопасность в Китае и России. //Обзоры энергетической стратегии, 2021 г., № 38, 100725.

 

Serykh S.S.

Master's student at the Institute of World Economy

Department of Theory of The World Economy

Xinjiang University

(Urumqi, China)

 

RISKS OF COOPERATION BETWEEN CHINA & RUSSIA

IN FIELD OF OIL & GAS RESOURCES

 

Abstract: the paper analyzes the geopolitical and economic risks of international cooperation between China and Russia in the oil and gas sector of the economy. Despite some limitations, the prospect of cooperation between the countries remains high.

 

Keywords: cooperation, oil and gas sector, risk.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Серых С.С. РИСКИ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ И РОССИИ В ОБЛАСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 83 - 89. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8092 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8092



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.