'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 33

Просмотры  55 просмотров

Турмаханова С.А., Алдияров А.Д., Нурсеитова Л.О.

  


ВАЖНОСТЬ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ *

  


Аннотация:
на сегодняшний день работа по психологическому обслуживанию семей детей с особыми образовательными потребностями занимает важное место не только на уровне республики, но и во всем мире. Проблема психологического обслуживания семей детей, нуждающихся в особом образовании на родине, находится на государственном уровне. В данном докладе описано оказание психологической помощи государством и педагогами семьям детей с особыми образовательными потребностями. В обществе можно ознакомиться с информацией о домах и фондах, оказывающих психологическую помощь не только детям, нуждающимся в специальном образовании, но и их родителям   

Ключевые слова:
детская психология, социализация, образование   


УДК 37

Турмаханова С.А.

к.п.н. старший преподаватель

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

(Шымкент, Казахстан)

 

Алдияров А.Д.

к.и.н. старший преподаватель

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

(Шымкент, Казахстан)

 

Нурсеитова Л.О.

старший преподаватель

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

(Шымкент, Казахстан)

 

ВАЖНОСТЬ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 

Аннотация: на сегодняшний день работа по психологическому обслуживанию семей детей с особыми образовательными потребностями занимает важное место не только на уровне республики, но и во всем мире. Проблема психологического обслуживания семей детей, нуждающихся в особом образовании на родине, находится на государственном уровне.

В данном докладе описано оказание психологической помощи государством и педагогами семьям детей с особыми образовательными потребностями. В обществе можно ознакомиться с информацией о домах и фондах, оказывающих психологическую помощь не только детям, нуждающимся в специальном образовании, но и их родителям.

 

Ключевые слова: детская психология, социализация, образование.

 

Образование детей с особыми образовательными потребностями, получение психологической помощи их семьей является основным условием успешной социализации, эффективной реализации своих способностей в профессиональной и социальной деятельности. Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, – создание условий для получения образования, помощи и специальных социальных услуг с целью их дальнейшей интеграции в общество и адаптации к обществу.

Оказание психологической помощи семье детей с особыми образовательными потребностями-одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценной интеграции в общество, эффективной реализации своих способностей в профессиональной и социальной деятельности.

В приказе министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования» подчеркивается, что психолого-педагогическое сопровождение-это процесс успешного обучения и обучения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями на основе оценки особых образовательных потребностей в процессе, реализуемый в организациях образования системно-организованная деятельность, для развития которой создаются социально-психологические и педагогические условия[1]. В настоящем приказе также говорится об оказании психологической помощи, в том числе психологической помощи родителям детей ООП.

Как уже отмечалось, в настоящее время важно оказывать психологическую помощь семьям детей ООП. Это связано с тем, что, помимо аспектов социальной интеграции ребенка, таких как образование и здравоохранение, способность участвовать в социальной жизни и применять социальные отношения, которые могут остаться в несправедливом положении, является еще одним важным компонентом жизни ребенка.

Современное общество – это общество развитых, грамотных людей, однако на вопрос, подвергались ли вы стигматизации в какой-либо ситуации из-за ООП, два респондента ответили: «Я помню, как некоторые из моих подруг посоветовали мне перевести ребенка в детский дом, но я не мог этого сделать-потому что это мой ребенок» [2].

Судя по этим ответам, можно заметить, что родители детей с ООП испытывают сильное психологическое давление со стороны общества. Такие отношения могут повлиять на дружбу между детьми с ООП и здоровыми детьми. Большинство родителей детей с ООП, а также детей, не являющихся инвалидами, отмечают, что очень редко дети с инвалидностью имеют тесную дружбу с детьми без инвалидности. Но хотя в этом источнике нет четких представлений, отношения родителей могут играть определенную роль.

Возможности родителей детей с ООП находить друг друга и взаимодействовать друг с другом могут сыграть важную роль в устранении табу путем создания позитивного сообщества. Увеличивая шансы детей с ООП участвовать в общественной жизни, родители найдут подходящее место для обмена мнениями и общения друг с другом. Это уменьшило бы чувство изоляции и отчуждения ребенка и родителей, и тем самым открыло бы путь к тому, чтобы семьи и дети могли интегрироваться в общественную жизнь.

Социальная стигма вокруг ООП, как вы видите, уменьшаются, важно, чтобы государство и институты гражданского общества продолжали работать над повышением осведомленности об инвалидности.

Такие информационно-просветительские услуги могут состоять из просветительских компаний, которые четко отражают следующее:

а) дети с ООП остаются детьми, нуждающимися в ресурсах, в которых нуждаются нормальные дети. Тем не менее, зачисление в класс может идти рука об руку с определенными трудностями, и в образовании они также гарантированы, как и любой другой ребенок. Зачисление ребенка с ООП в класс также может предоставить ценные образовательные возможности для других детей;

б) дети с ООП могут стать полноправными членами общества. Дети с ООП могут продуктивно жить в будущем, но для этого необходимо разработать долгосрочный план для каждого ребенка, чтобы реализовать будущие возможности и варианты. Действующие врачи, педагоги и другие агенты системы социальной поддержки играют ключевую роль в этом процессе планирования. Их информационно-пропагандистские услуги имеют огромное значение.

Родители детей с ООП и другие члены семьи с самого начала должны быть готовы к возможным проблемам, с которыми может столкнуться ребенок. Чем больше членов семьи будут осведомлены о специфике своих детей, тем больше они смогут отстаивать свои интересы в зависимости от специфики. Предоставление консультаций по психологии и планированию жизни членам семьи ребенка может помочь им работать вместе, чтобы помочь ребенку интегрироваться в общество в будущем.

Необходимо поддерживать участие семьи ребенка с ООП в жизни общества, поскольку их участие в обществе позволяет их детям также участвовать в жизни общества. Увеличение возможностей с целью создания поддерживающей платформы общения может сыграть важную роль в этом процессе. Например, поликлиники и школы могли бы стать подходящим местом для родителей детей с ООП, чтобы они могли встречаться и обмениваться информацией друг с другом.

В Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов четко излагается задача государства, обеспечивающего детей с ООП особым уходом и необходимой социальной помощью для гарантирования «полноценной и достойной жизни».

«Полноценную и достойную жизнь» можно интерпретировать как социально интегрированную жизнь каждого ребенка, и предложение помощи со стороны государства может сыграть определенную роль в этом процессе.

Для успешного достижения цели оказания социально-психологической помощи семьям с детьми ООП необходимо решение медицинских, социальных, социально-психологических и педагогических проблем не только детей с отклонениями в развитии, но и их родителей. активное вовлечение всей семьи в процесс реабилитации.

Ребенку с первых дней жизни для его нормального развития необходимы не только забота и удовлетворение его физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и общение с близкими людьми, которые его любят. Посредством этих отношений осуществляется передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей.

Для семьи, воспитывающей ребенка ООП, важны также такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсаторная и реабилитационная, необходимые для восстановления психофизического и социального положения ребенка, достижения материальной независимости и социальной адаптации.

Однако стоит отметить и положительную тенденцию, наблюдаемую в последние годы. Семьи, воспитывающие детей с ООП, налаживают связи друг с другом и объединяются в группы самопомощи. Родители детей с нарушениями развития, ведущих активный образ жизни, открывают родительские клубы, общественные объединения и фонды, реабилитационные центры.

Важным результатом работы таких центров является оказание психологической поддержки родителям, преодоление изоляции семей, воспитывающих особых детей, так как специалисты реабилитационных центров в конфиденциальной обстановке совместно с родителями решают интересующие их вопросы, создают возможности для взаимного обмена. постарайтесь своевременно приглашать специалистов с учетом их мнения, их консультация позволит решить сложные медицинские и другие проблемы.

Миссия таких неправительственных объединений-содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, социальной помощи, реабилитации, адаптации и правовой защите детей с отклонениями в психическом и физическом развитии и их семей, создание условий для их интеграции в общество, оказание помощи матерям. информирование общественности о проблемах детей с ограниченными возможностями, детей и молодежи с инвалидностью и их семей.

Здесь следует отметить казахстанские общественные объединения и фонды, созданные родителями детей с особыми потребностями в развитии: «Күн бала», «Открытый мир» (Алматы), «Орда» (Нур-Султан), «Алтын бата» (Павлодар). «Өркениетті келешек» (Актау).

Однако, несмотря на значительный рост таких неправительственных учреждений и организаций в последние годы, большинство родителей остаются пассивными и беспомощными в решении проблем своих детей.

Положение семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития, осложняется задержкой оказания им своевременной поддержки и профессиональной помощи из-за низкой активности государственных структур, а также неполноты как концептуальных подходов, так и теоретических и методических обоснований. Психологическая помощь, а также практические разработки по данному вопросу. В этой связи особую значимость приобретает вопрос создания модели оказания государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии[2].

В частности, проводится групповая воспитательная работа с родителями (беседы, родительские лекции, социально-психологические тренинги). Это позволяет расширить социальную среду родителей, узнать о жизни других семей с подобными проблемами, обменяться мнениями, в целом поддержать и понять, а не жалеть. Командная работа направлена на развитие эмпатии, снятие напряжения, изменение системы ценностей, раскрытие внутренних ресурсов, позволяющих матери (отцу) доверять своим силам и способностям в преодолении различных трудностей в воспитании, развитии и образовании. предоставление ребенку больших возможностей для преодоления проблем, поиска адекватных форм воспитательного воздействия.

Работа с родителями ведется систематически и дифференцированно с учетом потребностей каждой семьи. Содержание консультативной работы включает вопросы, касающиеся трудностей, возникающих на разных этапах жизни ребенка, развития у него навыков самообслуживания, воспитания «бытовой самостоятельности» с учетом физической и интеллектуальной жизнеспособности, проявления чувствительности. и гибкость в предоставлении свободы любой инициативе больного ребенка [4].

Семейные отношения имеют потенциальные ресурсы, при правильной их организации создаются условия для всестороннего развития личности ребенка с отклонениями в развитии. Если семейный потенциал не используется должным образом, семейные обстоятельства могут стать дополнительным фактором риска, усиливающим социально-психологическую адаптацию ребенка с отклонениями в развитии.

Специалисты стараются, прежде всего, вовлечь самих родителей в работу по коррекции поведения детей. Кроме того, проводится важная работа по профилактике и исправлению нарушений самих родителей, а именно:

1) формирование у родителей адекватного представления о возможностях и ограничениях в процессе профессионального обучения их детей и построения последующей профессиональной карьеры;

2) обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома;

3) обучение родителей приемам воспитания, необходимым для коррекции недееспособных личностных качеств ребенка;

4) коррекция понимания родителями проблем своего ребенка-преувеличение или, наоборот, отрицание наличия проблем;

5) коррекция неконструктивных форм поведения родителей (агрессия, истерические проявления, депрессия или другие неадекватные поведенческие реакции);

6) формировать у родителей представление о том, что их неудачи или успехи в жизни напрямую не связаны с болезнью их ребенка;

7) коррекция родительской позиции-переход на поисковую позицию для реализации возможностей ребенка.

Под семьей при проведении психокоррекционных мероприятий понимается природно-адаптивная развивающая среда, обеспечивающая необходимый уровень гармоничных отношений, обеспечиваемых родителями (или лицами, их заменяющими) ребенка с психофизическими расстройствами.

Оказание психологической помощи семье позволяет оптимизировать ее развитие и интеграцию в общество, нейтрализуя личные проблемы родителей, возникающие из эмоционального опыта ребенка, связанного с правонарушениями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің 2022 жылғы 12 қаңтардағы №6 бұйрығы.
  2. Мүгедектігі бар балалардың жағдайына талдау: Қазақстан Республикасында инклюзивті қоғамды дамыту. – Астана, 2014. – 108б.
  3. Дивицина Н. Ф. Семьеведение. Краткий курс лекций для вузов и социальных работников /Н.Ф. Дивицина. – Изд-во Владос, 2006, – 325 с.
  4. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – 2-е изд, испр. и доп. – 538 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Турмаханова С.А., Алдияров А.Д., Нурсеитова Л.О. ВАЖНОСТЬ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 158 - 166. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8105 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8105



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.