'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 39

Просмотры  57 просмотров

Астахова О.О.

  


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ *

  


Аннотация:
в статье исследуется степень важности государственного языка в правовой сфере общества, а также анализируется роль и место государственного языка для социальной среды отдельных народов в государстве. Выявляются спорные и проблемные моменты, приводятся возможные пути их ликвидации, а также производится анализ перспектив развития языковой политики в условиях глобализации информационного пространства в мире   

Ключевые слова:
конституция, язык, народы России, национальный язык, официальный язык, государственный язык РФ   


УДК 342

Астахова О.О.
магистрант кафедры конституционного права

имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера

Саратовская государственная юридическая академия
(г. Саратов, Россия)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ

 

Аннотация: в статье исследуется степень важности государственного языка в правовой сфере общества, а также анализируется роль и место государственного языка для социальной среды отдельных народов в государстве. Выявляются спорные и проблемные моменты, приводятся возможные пути их ликвидации, а также производится анализ перспектив развития языковой политики в условиях глобализации информационного пространства в мире.

 

Ключевые слова: конституция, язык, народы России, национальный язык, официальный язык, государственный язык РФ.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Закрепление русского языка в качестве государственного языка РФ является одним из главных условий эффективности функционирования страны как суверенного государства, субъекта международного права. Следует также помнить, что русский язык признан в качестве одного из официальных языков единственной универсальной международной организации, членами которой являются более 190 государств - Организации Объединенных Наций.

Федеральный закон «О государственном языке» не конкретизирует требований к особенностям использования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации на практике. Решение этой проблемы представляется наиболее значительным для каждого государства. Проблема государственных языков, несмотря на ее огромную злободневность, пока не получила наиболее полного отражения в современной юридической науке. Правовому статусу государственного языка необходимы доработки и уточнения. Для начала нужно отграничить его от других видов правового режима языка: официального языка, языка межнационального общения, языка субъекта Российской Федерации, национального языка, языка населения данной местности и т.д. Еще одной актуальной представляется проблема функционирования государственного языка на территории тех субъектов Российской Федерации, где существует региональный государственный язык, отличающийся от общефедерального или даже несколько государственных языков. Также можно выделить проблему выработки способов защиты государственного языка от натиска языков неукорененных на территории страны. Необходимо понимать и то, что определение статуса языка не должно рассматриваться как факт неестественного форсирования общественного развития, он представляет собой результат закономерного и объективного процесса развития наций и народностей нашей страны, а государственная защита языков, упорядочение их функционирования является важной задачей.

Проблему статуса государственного языка частично решает Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», принятый в 2005 году и дополненный изменениями в 2023 году [5, с. 6]. Его безусловным плюсом является определение понятия «государственного языка» и закрепление обязательности использования русского языка в соответствующих субъектах. Что касается остальных элементов статуса государственного языка, то здесь пока наблюдаются противоречия.

Так, статья 3 данного Закона определяет, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации. Данное положение не соответствует части 2 статьи 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», согласно которой судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд [4, с. 6].

Необходимо отметить и то, что в соответствии с частью 3 статьи 76 Конституции РФ, федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой и противоречия между ними и федеральными законами недопустимы. Пункт 6 статьи 1 настоящего закона гласит, что «при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных соответствий в русском языке. Однако в указанном Федеральном законе употребляются иностранные слова - «аналог», «сфера», «функционирование» и т.п., которые в русском языке имеют следующие значения - «соответствие», «область», «круг действия».

В законе также не конкретизируется механизм ответственности за действия, препятствующие осуществлению права граждан РФ на пользование государственным языком РФ, а лишь вводится отсылочная норма. При этом в законодательстве РФ ответственность за подобные действия не предусмотрена. Также не ясно, какой управомоченный субъект будет определять законность использования лексики, не соответствующей нормам русского языка.

Институт государственного языка РФ способствует реализации принципа федерализма в языковой политике и юридически закрепляет факт социального компромисса, который возник в процессе функционирования многонационального государства с учетом этнического состава и интересов населения с целью наиболее оптимальной организации и осуществления функции «общих дел» государства. Поэтому вопрос о статусе и качестве государственного языка - это вопрос государственной важности.

Вполне резонными представляются тревожные выступления политических, государственных и общественных деятелей о нынешнем состоянии русского языка. Снизилась общая культура подготовки печатных изданий в части соблюдения языковых норм, в языке появились новые эвфемизмы, скрывающие суть явлений, когда, например, экономический кризис называют замедлением темпов развития.

В интернет-сети прослеживается явное намеренное нарушение орфографических норм по принципу: «как слышится - так и пишется». Происходит «лингвистическая диверсия», одной из причин которой служит неоправданное «засилье» иностранных слов, жаргонов, варваризмов и т.п. Все это приводит к постепенному регрессу языка.

Вышеперечисленные актуальные проблемы в сфере языковой политики следует рассматривать в совокупности с взаимоотношением языковых субъектов — равноправных, самоопределившихся народов, объединившихся на принципах суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на всю её территорию [2, с. 6].

Очевидно, язык претерпевает изменения с течением времени, но если он будет меняться так ускоренно, произойдет пробел в культурной традиции народа. Язык — это не только «способность говорить», «система знаков, передающих информацию», это и форма самоидентификации граждан государства, принадлежности к определенной этнической группе, народу, нации, ее культуре.

Еще Максим Горький писал, что «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней». Язык является важнейшим условием для сохранения и развития национального самосознания. Ведь его рассматривают и как символ государства, и как его признак. Поэтому государство обязано гарантировать сохранение и развитие государственного языка, его защиту от различных факторов [1, с. 6].

Что касается перспектив развития языковой политики России, то в качестве важнейшей можно обозначить государственную поддержку изучения языка и развития коммуникативных навыков и компетенций не только в образовательных организациях, но и за пределами их программ [3, с. 6]. На мой взгляд, сейчас активно продвигаются меры, позволяющие носителям языка на протяжении всей жизни развивать и совершенствовать свои речевые умения, изучать язык в научно-популярном формате. К таким мерам можно отнести, например, акцию «Тотальный диктант», разного рода информационные ресурсы по изучению и популяризации русского языка (интернет-платформы, телепередачи, блоги).

Также одним из развивающихся направлений является повышение качества школьного и вузовского преподавания, совершенствование материально-технической базы, переподготовка кадров, практико-ориентированный характер преподавания.

Регулирование языка СМИ в части соблюдения языковых и этических норм коммуникации и распространение через СМИ образцового литературного языка требует отдельного внимания в части развития языковой политики.

Языковая политика в РФ служит не только ключевым фактором поддержки и распространения русского и национальных языков, но и инструментом эффективного межнационального урегулирования в многонациональном и поликультурном государстве.

В 2021 году была утверждена комплексная государственная программа РФ «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом» и внесена Правительством РФ в перечень государственных программ Российской Федерации, основными задачами которой являются усиление роли России в мировом гуманитарном сообществе, а также популяризация национальной культуры и распространение русского языка.

Государственный язык Российской Федерации выступает инструментом, способствующим взаимопониманию, укреплению связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. На мой взгляд, при разработке правовых норм, направленных на реализацию конституционных интересов, законодатель обязан сразу искать ответы на важные вопросы и только после создания четкого плана переходить к реализации. Необходимо ясно прогнозировать перспективу действия нормы, представлять различные варианты ее развития. Не менее значимыми при реализации принципов языковой политики является не только идеология государства, но и позиция сами граждане страны. Для более полного достижения поставленных в рамках языковой политики целей необходима совместная деятельность государства и общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Лященко Н.В. Русский язык как государственный язык Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. М., 2004.
  2. Сулейманов, А. А. Языковая политика в Российской Федерации / А. А. Сулейманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 551-553. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60149/ (дата обращения: 06.05.2023).
    Тришина, Ю. Н. Деятельность РФ по сохранению и укреплению позиций русского языка в мире / Ю. Н. Тришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 334-338. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100462/ (дата обращения: 11.04.2023).
  3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 30.10.2018 № 2-ФКЗ) «О судебной системе РФ» // СЗ РФ. – 1997. – № 1, ст. 1.
  4. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ (с изм. и доп. от 02.2023 г.) «О государственном языке Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ceur.ru/library/docs/federal_laws/ йет100547/ (дата обращения: 06.05.2023)
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Астахова О.О. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 208 - 214. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8111 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8111



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.