'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 43

Просмотры  232 просмотров

Евдокимов А.С., Лядов А.О.

  


ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ФИНЛЯНДИИ: ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2023 Г. *

  


Аннотация:
в работе проведен политико-правовой анализ конституционного и избирательного права Финляндии. Рассмотрено административно-территориальное деление Финляндии, процессуальный статус некоторых субъектов государственной власти. Выделены относительно недавние исторические события, влияющие на политическую обстановку в современной Финляндии, в том числе на результаты парламентских выборов   

Ключевые слова:
Финляндия, избирательное право, конституционное право, государственное право, электоральный процесс, политика, парламент, президент, выборы, Эдускунта, Лагтинг   


УДК 342.8

Евдокимов А.С.
студент второго курса, кафедра государственно-правовых дисциплин
Санкт-Петербургский филиал

Российская таможенная академия

(г. Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель:

Лядов А.О.

канд. юрид. наук, доцент,

зав. кафедры государственно-правовых дисциплин
Санкт-Петербургский филиал

Российская таможенная академия

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В ФИНЛЯНДИИ: ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2023 Г.

 

Аннотация: в работе проведен политико-правовой анализ конституционного и избирательного права Финляндии. Рассмотрено административно-территориальное деление Финляндии, процессуальный статус некоторых субъектов государственной власти. Выделены относительно недавние исторические события, влияющие на политическую обстановку в современной Финляндии, в том числе на результаты парламентских выборов.

 

Ключевые слова: Финляндия, избирательное право, конституционное право, государственное право, электоральный процесс, политика, парламент, президент, выборы, Эдускунта, Лагтинг.

 

Избирательное право – основное, фундаментальное право, вытекающего из конституционных принципов демократического политического режима с республиканской формой правления. Своё фактическое выражение отрасль находит в следующем. Во-первых, в предоставлении гражданам возможности выдвигаться в качестве кандидатов и в возможности поддерживать понравившиеся кандидатуры. Во-вторых, в осуществлении гражданами политической предвыборной агитации на равных основаниях. В-третьих, в возможности участвовать в работе избирательных органов и следить за их деятельностью. Однако самым главным является выражение в основополагающей для народовластия возможности - пассивном избирательном праве – праве голосовать, праве определять исход выборов путем совместного принятия решений.

В Конституции Финляндии фундаменту избирательного права посвящен 14 раздел 2 главы. В целом можно сказать, что Конституция Финляндии декларирует общеевропейские принципы выборов. Постулируется, что государственные органы, как органы публичной власти, обязаны создавать благоприятные условия для участия людей в общественной (и политической) жизни. Голосование по внутригосударственным вопросам (например - выборы президента, выборы в парламент) допускается после достижения гражданином возраста 18 лет. Этот же возрастной порог установлен для выборов в Европейский Парламент. Однако необязательно быть гражданином Финляндии, чтобы голосовать на муниципальных выборах (и муниципальных референдумах соответственно). Это отличие, проявляющееся на первой ступеньке формирования государственной власти – местной власти, не свойственно, например, России, где для голосования на любых выборах и референдумах необходимо иметь российское гражданство. В целом такое допущение говорит о более открытом характере избирательного процесса, поскольку конституционная норма приглашает к политической жизни, хоть и местного значения, но бóльший круг лиц.

В Финляндии насчитывается 309 муниципальных округов, где 107 – городские округа. Для сравнения, в Краснодарском крае, сопоставимом с Финляндией по количеству населения – 426 муниципальных образования, среди которых 8 городских округов, 30 городских поселений и 351 сельское. Такое точечное деление позволяет говорить о внимании, которое оказывается местному самоуправлению. Отдельно стоит сказать о новой модели, которая имеет место с 2007 года. Муниципальный Совет, избранный на прямых выборах, может утвердить кандидатуру мэра, который осуществляет общее руководство муниципальным округом и несет ответственность перед Советом.

Особой ступенькой государственной власти, наполняемой с помощью выборов, являются выборы в «Лагтинг». Не смотря на унитарный характер устройства Финляндии, существует особая территория – Аландские острова (население – около 30 тысяч человек). Аландским островам предоставлена относительная автономия, выраженная в демилитаризации, особом местном гражданстве (от которого зависит местный статус избирателя и права кандидата), в особом местном парламенте – «Лагтинге», который не подчинен парламенту Финляндии и самостоятельно определяет вопросы образования, культуры, здравоохранения, окружающей среды, транспорта, радио и телекоммуникаций. В свою очередь Финляндия определяет внешнюю политику, гражданское, уголовное, налоговое право и судебную систему. Жители Аландских островов освобождены от обязательной (срочной) службы в финской армии. Сегодня «Аландская модель» остаётся всемирно признанным эталоном для предотвращения территориальных и межнациональных конфликтов. На Аландских островах, естественно, существуют свои национальные партии.

Дальнейшей ступенькой государственно-политической лестницы, восхождение по которой возможно благодаря избирательному праву – парламентские выборы. Парламент, называемый по-фински «Эдускунта», составляют 200 депутатов. Он имеет однопалатную структуру и наполняется по результатам прямых, равных выборов с соблюдением тайны голосования. В Финляндии используется пропорциональная система, при которой места распределяются согласно количеству голосов, полученных партией. Для проведения выборов страна разделяется на определенное количество избирательных округов (в диапазоне от 12 до 18) в соответствии с количеством жителей. Аландские острова, имеющие особый статус, имеют всегда имеют один округ (п. 25 Конституции).

Финская избирательная система, хоть и названа пропорциональной, содержит в себе важную особенность, устраняющую один из главных минусов пропорциональной системы – безоговорочную неделимость очередности партийного списка.

В России используется смешанная избирательная система, где половина депутатов избирается по простой мажоритарной системе, а другая половина – по простой пропорциональной системе. Таким образом с пропорциональной стороны избиратель голосует одобрением предложенного ему партийного списка. Это содержит в себе изъян, поскольку избиратель оказывается поставлен в жесткие рамки конкретного ответа: «да» или «нет». Если партия подала список из 100 кандидатов, то, скорее всего, в нем обязательно будет тот, кого индивидуально избиратели не поддерживают. Возможна ситуация, когда непопулярных кандидатов в списке большинство, при этом остальные позиции занимают горячо поддерживаемые электоратом кандидаты. Подобный принцип называется технологией «политических паровозов», когда в цепочку топовых кандидатов с большой поддержкой включается слабо-известный кандидат, который в мажоритарной борьбе был бы обречен на поражение. Таким образом, благодаря «паровозам», которые, к тому же, часто изначально не собираются занимать будущие посты, голоса получает вся партийная группа, что позволяет наделять правами победителя даже слабейшего кандидата.

В Финляндии же этот изъян успешно преодолен с помощью двухуровневого выбора. Избиратель выбирает не только определенную партию, за которую подает свой голос, но и определенного кандидата из партийного списка. Это происходит путем вписывания избирателем в бюллетень номера (числа), который присвоен поддерживаемому им кандидату. Напомним, что Финляндия поделена на избирательные округа, что означает разнообразие кандидатов по партийным спискам в каждом округе. Таким образом избиратель может сам выбрать наиболее приоритетного кандидата внутри партийного списка.

В результате пропорционально количеству избирателей весь округ получит, допустим, 20 мандатов, где 10 уйдут за партию правых политических взглядов, 8 за партию левых политических взглядов, а 2 получит партия центристских взглядов. При этом внутри партии полученные мандаты будут распределены по очереди, согласно полученному кандидатами рейтингу (количеству голосов).

В такой системе гораздо сложнее вывести в победители слабого кандидата, поскольку очередь распределения мандатов определяет не партия посредством подачи списка, а избиратель - посредством голосования за конкретных кандидатов. Так мы приходим к выводу, что пропорциональная система задействована в Финляндии не в своем самом кристально-чистом проявлении, а имеет вкрапления мажоритарных принципов определения победителя, где также важна личность и индивидуальные заслуги баллотирующегося.

Пиком избирательной системы Финляндии являются президентские выборы, проводимые на основе прямого голосования. (п. 54 Конституции). Финляндия является парламентской республикой, поэтому Президент исполняет преимущественно общие, церемониальные обязанности. Президент подписывает законы, принятые парламентом, выдвигает кандидатуру премьер-министра, которого утверждает парламент, осуществляет назначение министров по предложению премьер-министра, издает помилования (п. 58 Конституции). Срок президентских полномочий составляет 6 лет, но существует ограничение – одно лицо не может занимать пост более двух сроков (п. 55 Конституции).

Право на выдвижение кандидатов имеет каждая зарегистрированная партия, а также граждане, объединившиеся в группу (п. 25, а. 3 Конституции). Президентские выборы проводятся по мажоритарной системе, для победы кандидату нужно набрать абсолютное большинство. Если это не удалось в первый тур - два наиболее поддерживаемых кандидата выводятся во второй тур.

2 апреля 2023 года в Финляндии прошли парламентские выборы, в соответствии с которыми страна была разделена на 13 избирательных округов. Явка избирателей составила приблизительно 72 процента - было подано около 3 миллионов голосов. В Эдускунту прошло 9 партий (10 позиция классификации принадлежности депутатов – зарезервированное место представителя Аландских островов). Можно сказать, что на фоне неприятного пост-коронавирусного периода и бурного политического всплеска начала 2022 года популярность набрали оппозиционные партии подобно тому, как это произошло в Италии осенью 2022 года.

 

Рис 1. Результаты парламентских выборов Финляндии 2023 года.

Рис. 2. Распределение мест в парламенте Финляндии 2023 год.

 

Правящая социал-демократическая партия Премьер-министра Санны Марин получила 43 места, прибавив, по сравнению с выборами 2019 года, лишь 3 мандата. В это время у её главных союзников, с которыми был сформирован предыдущий – 76 кабинет министров -, результаты следующие. «Финляндский центр» получил 23 места, потеряв 8. «Зеленый союз» получил 13 мест, потеряв 7. «Левый союз» получил 11 мест, потеряв 5. Таким образом, по итогам выборов 2023 года коалиционный «квартет» левых партий насчитывает 90 мест, в сравнении с 107 мандатами в 2019 году.

Это означает, что ведущую силу в парламенте теперь занимают правые политические партии – «Национальная коалиция», получившая 48 мест и прибавившая себе 10 мандатов и «Истинные финны», получившие 46 мест и прибавившие себе 7 мандатов по сравнению с 2019 годом. Таким образом, по итогам выборов 2023 года коалиционный «дуэт» правых партий насчитывает 94 места, в сравнении с 77 мандатами в 2019 году.

Три оставшиеся партии – «Шведская народная партия», оставшаяся с неизменным результатом в 9 мандатов, «Христианские демократы» повторившие прошлый результат в 5 мандатов, и Движение «Сейчас», получившее 1 мандат. Подробнее рассмотреть соотношение политических сил и историю политического соответствия можно в таблице ниже.

 

Рис 3. Хронология соотношения политических сил

в Эдускунте в периоды c 2007-2023.

 

Отдельно можно заметить, что, согласно результатам по округам, правые политические силы получили наибольшую поддержку в столице - Хельсинки - и на западе страны, в то время как левые политические силы получили относительно умеренную поддержку на северо-востоке страны и, в частности, - в других, менее населенных городах, таких как Тампере, Иматра, Лаппеенранта и Лиекса.

Интересной особенностью представляется, что в районах, расположенных на побережье - на южном побережье Финского залива, разделяющего Финляндию с Россией и Эстонией, и на западном побережье Ботнического залива, разделяющего Финляндию со Швецией, граждане отдали предпочтение «Шведской народной партии». Этот факт прямо соотносится с расселением «финских шведов» как субэтнической группы финских граждан шведского происхождения. Соотнесение карт можно увидеть в рисунке ниже.

Рис. 4. Расселение финских шведов и округа,

в которых победила «Шведская народная партия».

 

Действующий Премьер-министр - Санна Марин -, ушла в отставку 6 апреля. Ожидается, что правые партии смогут договориться с частью своих оппонентов и сформировать коалиционное правительство умеренных правых политических взглядов. Лидер победившей партии «Национальная Коалиция» Петтери Орпо, наиболее вероятный претендент на пост Премьер-министра, стал временным спикером парламента.

В отношении к Российской Федерации серьезных изменений не ожидается, поскольку победившая партия «Национальная коалиция» в своей политической программе в качестве главных военных и национальных партнеров Финляндии указывается НАТО и ЕС. Также партия обещает выделить достаточно бюджетных средств на военные нужды и эффективно их использовать. В свою очередь Юсси Халла-ахо – один из лидеров второй партии правых взглядов – «Истинные финны» считает, что Финляндия должна была вступить в Североатлантический Альянс еще в конце XX века, когда «обстановка в области политической безопасности была более спокойной».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Финляндии. Официальный портал Министерства юстиции Финляндии. [Электронный реcурс]. URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1999/rupdf (дата обращения: 29.04.23)
  2. Орлов В. Г. Правовая система Финляндии // European and Asian Law Review. №1. [Электронный реcурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-sistema-finlyandii (дата обращения: 29.04.2023).
  3. [Электронный реcурс]. URL: https://www.infofinland.fi/ru/information-about-finland/elections-and-voting-in-finland. (дата обращения: 29.04.23)
  4. Петтери Орпо избран временным спикером парламента. YLE: ежедн. (интернет)-изд. [Электронный реcурс]. URL: https://yle.fi/a/74-20026767
  5. Оппозиционные Коалиционная партия‎‎ и «‎Истинные финны»‎‎ победили на парламентских выборах – «Центр‎» и «‎Зеленые» потеряли больше всего мест‎‎‎‎. YLE: ежедн. (интернет)-изд. [Электронный реcурс]. URL: https://yle.fi/a/74-20025431
  6. Санна Марин осенью уйдет с поста председателя СДП – социал-демократы готовы войти в правительство. YLE: ежедн. (интернет)-изд. [Электронный реcурс]. URL: https://yle.fi/a/74-20025944 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Евдокимов А.С., Лядов А.О. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ФИНЛЯНДИИ: ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2023 Г. // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 245 - 255. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8115 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8115



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.