'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 45

Просмотры  39 просмотров

Исакова Т.И.

  


О ПРОБЛЕМАХ УВЕЛИЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ ПРОГУЛКИ ОСУЖДЕННЫМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В ОДИНОЧНЫХ КАМЕРАХ *

  


Аннотация:
в работе анализируются проблемы увеличения осужденным к лишению свобод, содержащимся в одиночных камерах, времени прогулки в соответствии с положениями действующего уголовно-исполнительного законодательства. Предлагаются соответствующие изменения УИК РФ, позволяющие обеспечить реализацию принципа дифференциации и индивидуализации исполнения уголовного наказания   

Ключевые слова:
увеличение осужденным прогулки, одиночные камеры, осужденный, лишение свободы   


УДК 343

Исакова Т.И.

канд. пед. наук, доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса

Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

(г. Новокузнецк, Россия)

 

О ПРОБЛЕМАХ УВЕЛИЧЕНИЯ

ВРЕМЕНИ ПРОГУЛКИ ОСУЖДЕННЫМ,

СОДЕРЖАЩИМСЯ В ОДИНОЧНЫХ КАМЕРАХ

 

Аннотация: в работе анализируются проблемы увеличения осужденным к лишению свобод, содержащимся в одиночных камерах, времени прогулки в соответствии с положениями действующего уголовно-исполнительного законодательства. Предлагаются соответствующие изменения УИК РФ, позволяющие обеспечить реализацию принципа дифференциации и индивидуализации исполнения уголовного наказания.

 

Ключевые слова: увеличение осужденным прогулки, одиночные камеры, осужденный, лишение свободы.

 

Совершенствование правовых основ исполнения уголовных наказаний имеет важное значение для эффективной реализации целей и задач уголовной и уголовно-исполнительной политики государства. На это нас ориентируют, прежде всего, положения Концепции развития УИС до 2030 года, одним из направлений которой устанавливается необходимость совершенствования уголовно-исполнительного правового регулирования. Не должна обойти стороной данная деятельность и сферы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, отбывающих меру взыскания в виде перевода в одиночную камеру.

К сожалению, как показывает анализ действующих нормативно-правовых основ, данной проблеме способствует отсутствие у законодателя единого подхода обеспечению принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в различных видах исправительных учреждений, в том числе – при отбытии различных мер взыскания, связанных с изменением «качества» изоляции осужденных. Нет единого подхода к решению данного вопроса и в уголовно-исполнительной науке [1, С. 103; 2, 179-180].

Тому наглядный пример - положения ст. 113 УИК РФ с названием «Меры поощрения», в которых установлено, что увеличение времени прогулки до трех часов в день на срок до одного месяца для осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях, которые хоть и допускаю применение меры поощрения в виде увеличения прогулки для осужденных, однако в одиночных камерах при отбытии меры взыскания ее применить фактически невозможно.

Связано это с тем, что в июне 2003 года в УИК РФ были внесены поправки в часть четвертую статьи 114 УИК РФ, в соответствии с которой «к осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания». Указанная норма, как показывает анализ правоприменительной практики, носит блокирующий характер, поскольку к осужденным, отбывающим дисциплинарной взыскание в виде перевода в ПКТ, не может быть применена мера поощрения в виде увеличения времени прогулки (а применяется лишь досрочное снятие ранее наложенного взыскания). Чтобы решить образовавшуюся коллизию, законодатель перенес увеличение времени прогулки для содержащихся в помещениях камерного типа из ч. 1 ст. 113 УИК РФ в ч. 2 ст. 118 УИК РФ (29-ФЗ от 1 апреля 2005 г.). Однако решилась данная проблема внесением таких изменений лишь для тех лиц, кто содержится в ПКТ и ЕПКТ, оставляя «в стороне» осужденных в колониях особого режима, переведенных в одиночные камеры. Представляется, что подобные недостатки законодательной техники, исходя из анализа названия статьи 118 УИК РФ и ее содержания, ставит в неравное положение тех, кто переведен в ПКТ и тех, кто содержится в одиночной камере.

В этой связи необходимо внести соответствующие изменения, изложив п. в.1) ч. 2 ст. 118 УИК РФ следующим образом: «осужденным, не допускающим нарушения установленного порядка отбывания наказания в период их нахождения в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, время прогулки по постановлению начальника исправительного учреждения может быть увеличено до трех часов в день на срок до одного месяца».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Савушкин С. М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные основы дифференциации осужденных к лишению свободы / Новокузнецк : Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. – 148 с.
  2. Теохаров А. К., Теохаров К. Б. Вич-инфицированные осужденные: лечить или исправлять? // Вестник Омского университета. Серия: право. 2017. № 2 (51). С. 175–181.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Исакова Т.И. О ПРОБЛЕМАХ УВЕЛИЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ ПРОГУЛКИ ОСУЖДЕННЫМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В ОДИНОЧНЫХ КАМЕРАХ // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 260 - 262. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8117 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8117



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.