'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 46

Просмотры  139 просмотров

Кислухин В.Я.

  


ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА *

  


Аннотация:
в работе отражены проблемные вопросы, возникающие в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и иных мер уголовно-правового характера. Приведены примеры изменения в действующее законодательство для решения проблемных вопросов правоприменения   

Ключевые слова:
уголовно-исполнительная инспекция, наказание, контроль   


УДК 34

Кислухин В.Я.

студент 2 курса юриспруденция

Институт государства и права

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ИНСПЕКЦИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ,

НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ

ОТ ОБЩЕСТВА И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

 

Аннотация: в работе отражены проблемные вопросы, возникающие в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и иных мер уголовно-правового характера. Приведены примеры изменения в действующее законодательство для решения проблемных вопросов правоприменения.

 

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, наказание, контроль.

 

Основой вехой в российской истории создания подразделений
без изоляции от общества стало издание 7 мая 1919 года народным комиссариатом юстиции РСФСР Циркуляра № 38. В нем констатируется,
с одной стороны, наличие в местах заключения немалого числа лиц,
в отношении которых содержание под стражей не является необходимой
ни с точки зрения общественной безопасности, ни с точки зрения
их трудового перевоспитания, и также, признается отсутствие возможности
в текущий момент обеспечить в местах лишения свободы «необходимых условий организации на правильных началах воспитательного и трудового воздействия на заключенных». Одним из первых видов наказаний
без изоляции от общества стали принудительные работы. Осужденные, закрепленные за бюро принудительных работ, получали вместо паспорта рабочую книжку и были обязаны ежедневно прибывать на регистрацию
и получение наряда на работу. Наказание в виде принудительных работ
без содержания под стражей было предусмотрено первым уголовным кодексом РСФСР (1922 год). 

В настоящее время, в Российской Федерации, применяется широкий спектр наказаний и мер уголовно - правового характера, не связанных
с изоляцией осужденных от общества, их перечень постоянно расширяется.

Большинство наказаний и мер уголовно - правового характера исполняются учреждениями и органами уголовно - исполнительной системы Российской Федерации.

Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) являются важным элементом системы правоприменения, занимающимся контролем за исполнением наказаний, назначенных судами. Однако, в работе УИИ существует ряд проблем, связанных с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества и иных мер уголовно-правового характера.

Одной из основных проблем является недостаточная эффективность работы УИИ. В некоторых случаях, инспекции не выполняют своих функций в полной мере, не проводят необходимых проверок и контрольных мероприятий, что может привести к нарушениям прав осужденных и нарушениям законности в исполнении наказаний.

Другой проблемой является отсутствие соответствующей квалификации и компетенции у сотрудников УИИ. Они должны иметь не только профессиональные знания, но и соответствующие навыки и опыт работы в данной области. Однако, в некоторых случаях, сотрудники УИИ не имеют достаточной квалификации и не умеют правильно оценивать ситуацию, что также может приводить к нарушениям прав осужденных.

Третьей проблемой является неэффективность некоторых мер, применяемых при исполнении наказаний. Например, система условно-досрочного освобождения не всегда эффективна и может привести к повторному совершению преступлений.

Все эти проблемы могут привести к нарушениям прав осужденных, что недопустимо в условиях демократического правового государства. Поэтому, необходимо принимать меры по устранению данных проблем, обеспечивая более эффективную работу УИИ и повышая квалификацию и компетенцию сотрудников. Только так можно обеспечить законность и справедливость в исполнении наказаний, что является важной задачей государства в области правоприменения.

Так, наказания в виде обязательных работ (ст. 49 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), исправительных работ (ст. 50
УК РФ), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), ограничения свободы (ст. 53 УК РФ), исполняют уголовно - исполнительные инспекции.

На уголовно - исполнительные инспекции, также возложены следующие функции: контроль за поведением условно осужденных
(ст. 73 УК РФ), контроль за осужденными, которым отбывание наказание отсрочено до достижения ребенком 14 летнего возраста (ст. 82 УК РФ), контроль в отношении осужденных, с отсрочкой отбывания наказания, признанными больными наркоманией (ст. 82.1 УК РФ), в отношении лиц признанными больными наркоманией (ст. 72.1 УК РФ), контроль
и исполнение мер пресечений в виде запрета определенных действий
(ст. 105.1 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, далее - УПК РФ), залога (ст. 106 УПК РФ), домашнего ареста (ст. 107 УПК РФ).1

За последние пять лет общая численность осужденных к реальным видам наказаний без изоляции от общества и лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, возросла в следующем объеме:

осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - на 1305%;

лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, запрета определенных действий и залога - на 155%.2

На сегодняшний день, одной из основных проблем, остается исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одной из форм уголовного наказания, которая назначается судом при совершении определенных преступлений. Однако, исполнение данного вида наказания также имеет ряд проблем.

Первая проблема заключается в том, что нередко такое наказание назначается без достаточного обоснования и объективной оценки ситуации. В таких случаях человек может быть лишен возможности заниматься своей профессиональной деятельностью, что наносит ему вред и может привести к социальной изоляции и экономическим проблемам.

Вторая проблема заключается в том, что в некоторых случаях, данное наказание может применяться слишком широко и необоснованно. Например, в России наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено при совершении проступков административного характера, что может приводить к неправомерности и необоснованности таких решений.

Третья проблема заключается в том, что данное наказание не всегда эффективно в достижении своих целей. Человек, лишенный возможности заниматься своей профессиональной деятельностью, может оставаться недовольным и обиженным, что может приводить к повторному совершению преступлений.

В целом, проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью являются серьезными и требуют внимания со стороны государства и правоохранительных органов. Необходимо обеспечивать объективную оценку ситуации при назначении данного вида наказания, а также предоставлять осужденным возможности для реабилитации и возвращения к нормальной жизни после отбытия наказания.

Несовершенство уголовно - правовой и уголовно - исполнительной регламентации наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обусловлено отсутствием общих уголовно - правовых средств обеспечения порядка исполнения данного уголовного наказания, назначенного в качестве основного и дополнительного вида наказания.

В соответствии со ст. 33 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), данный вид наказания исполняют уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства  (работы) осужденных.

Уголовно - исполнительные инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний и Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно - правового характера без изоляции
осужденных от общества утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 142 от 20.05.2009 года (далее – Инструкция № 142 от 20.05.2009).      

В соответствии с п. 21 Инструкции № 142 от 20.05.2009, в день явки осужденного, уголовно - исполнительная инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой разъясняет порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение, последствия совершения повторного преступления. В соответствии с п. 12 п. 20 Инструкции № 142
от 20.05.2009, дата явки осужденного в уголовно - исполнительную инспекцию определяется с учетом объективных обстоятельств (расстояния, наличия транспортных средств, выходных, праздничных дней и др.),
но не позднее десяти дней с момента постановки на учет. Днем постановки осужденного на учет в уголовно - исполнительной инспекции считается день регистрации копии приговора (определения, постановления) суда в журнале учета приговоров поступивших на исполнение.

В случае, если осужденный в установленный уголовно
- исполнительной инспекцией срок не является на первоначальную беседу, скрывается от исполнения данного вида наказания, не проживает
по указанному в приговоре суда месту жительства, а также в случае неофициального осуществления деятельности которой ему запрещено заниматься в соответствии с приговором суда, действующее уголовное законодательство не предусматривает возможности замены этого наказания более строгим видом наказания, злостность уклонения осужденного
от исполнения требований приговора суда в данном случае,
не предусмотрена.

Единственная норма, предусматривающая ответственность осужденного, содержится в ст. 36 УИК РФ, п. 39 Инструкции № 142
от 20.05.2009, где указано, что в срок данного вида наказания
не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью. Как видно, ни о каком злостном уклонении от отбывания данного вида наказания речи не идет.

Контроль в отношении обвиняемых (подозреваемых) с мерой пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста
или залога, уголовно - исполнительной инспекцией осуществляется
в соответствии с Приказом № 189/603/87/371 от 31.08.2020 года
«Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест
или залог» (далее - Приказом № 189/603/87/371 от 31.08.2020).

В отношении подконтрольных лиц с мерой пресечения в виде запрета определенных действий и домашнего ареста, суд может возложить запреты
и (или) ограничения в виде использования средств связи и информационно
- телекоммуникационной сети «Интернет».   

При наложении судом данного запрета и (или) ограничения
в отношении подозреваемого (обвиняемого), уголовно - исполнительные инспекции в день поступления постановления (определения) суда, теоретически могут направлять выписку из судебного решения
в подразделение организации федеральной почтовой связи по месту жительства лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, а также в организацию связи (оператору связи), услугами которого пользуется обвиняемый (подозреваемый), но учитывая то, что данная мера не предусмотрена действующим законодательством, это также не гарантирует и не обеспечивает исполнение уголовно - исполнительными инспекциями контрольной функции  в связи с тем, что подконтрольное лицо,  будет иметь  возможность пользоваться средствами связи и информационно
- телекоммуникационной сетью «Интернет»  других абонентов, а именно тех лиц, которые совместно проживают с подконтрольным лицом, либо будет иметь возможность воспользоваться связью в режиме рабочего времени (учебных занятий и т.д.), в случае если судом разрешено в определенное время суток покидать место жительства.

В связи с чем, сотрудники уголовно - исполнительной инспекции фактически ограничиваются визуальным осмотром места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста или запрета определенных действий,
проверить и предоставить доказательства, подтверждающие факт нарушений подозреваемым или обвиняемым указанных запретов и (или) ограничений, сотрудникам уголовно - исполнительных инспекций, не представляется возможным.  

Также, действующим законодательством не регламентировано осуществление контроля за подозреваемым (обвиняемым) в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, вовремя
его нахождения в суде. Согласно ч. 12 ст. 107 УПК РФ в орган дознания
или предварительного следствия, а также в суд, подконтрольное лицо доставляется транспортным средством контролирующего органа, однако,
в законе отсутствует указание, кто конкретно осуществляет контроль
за обвиняемым (подозреваемым) вовремя его нахождения в суде.

Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2021 № 119
«О внесении изменений в положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации
от 13.10.2004 года № 1314» ФСИН России определена уполномоченным государственным оранном, осуществляющим контроль за поведением лиц, освобожденных условно - досрочно. Исполнение данной функции с марта 2021 года, также возложено на уголовно – исполнительные инспекции. Организована постановка на учет лиц, освобожденных от отбывания наказания условно – досрочно. За 6 месяцев 2022 года по четам уголовно – исполнительных инспекций прошло 25881 лицо данной категории (в 2021 году – 52360). С учетом условно – досрочно освобожденных количество лиц, прошедших по учетам инспекций, увеличилось на 6,22 % (в 2021 году – на 4,62 %).1

Однако, до настоящего времени на законодательном уровне
не закреплен порядок осуществления контроля в отношении лиц освобожденных от отбывания наказания условно - досрочно.

Таким образом, учреждения, исполняющие наказания, не связанные
с изоляцией осужденных от общества, а именно, уголовно – исполнительные инспекции нуждаются в динамичном развитии и совершенствовании своей деятельности. Важнейшим инструментом для этого может послужить внесение изменений в нормативно – правовые акты, таких как: Инструкция
№ 142 от 20.05.2009, Приказ № 189/603/87/371 от 31.08.2020, а также принятия законопроекта в отношении лиц освобожденных от отбывания наказания условно - досрочно.

 

Создание новых или изменения в действующих нормативно - правовых актах позволят исключить возникающие вопросы и проблемы правоприменения в деятельности уголовно - исполнительных инспекций
при исполнении наказаний не связанных с изоляцией осужденных
от общества и иных мер уголовно - правового характера.

Необходимо внести изменения в действующее законодательство
в части исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, отразив исчисление срока
с момента постановки на учет осужденного в уголовно - исполнительной инспекции, а также конкретную уголовную ответственность за неисполнение приговора суда на примере наказания в виде ограничения свободы назначенного в качестве дополнительного наказания, а именно ответственность предусмотренную ч.1 ст. 314 УК РФ, при этом
не засчитывать в срок отбывания наказания время, в течении которого осужденный скрывался от контроля уголовно - исполнительной инспекции. Кроме того, обязать осужденного являться в уголовно - исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, в случае неявки по вызову инспекции, применять в отношении осужденного меры взыскания, например, предупреждение о замене наказания более строгим видом наказания, либо выговор, что также будет способствовать своевременному предупреждению повторных преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими
на учете в уголовно - исполнительных инспекциях.

В отношении подконтрольных лиц с мерой пресечения в виде запрета определенных действий и домашнего ареста, исключить возложение судами запрета и (или) ограничения в виде использования средств связи
и информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», в связи
с отсутствием технических возможностей уголовно - исполнительных инспекций для осуществления контроля данного запрета (ограничения). Внести изменение в действующее законодательство по осуществлению контроля вовремя нахождения обвиняемого (подозреваемого) в суде, целесообразнее закрепить данную функцию за федеральной службой судебных приставов, так как судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997
№ 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», имеют возможность применять физическую силу для пресечения правонарушений.   

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Журнал «Ведомости уголовно – исполнительной системы» №8 (243) Москва, 2022 год
  2. Журнал «100 – летний юбилей учреждений и органов уголовно – исполнительной системы Российской Федерации, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества» Москва, 2019 год 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кислухин В.Я. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 263 - 273. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8118 (дата обращения: 11.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8118



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.