'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 58

Просмотры  50 просмотров

Копылов И.А., Кручинина В.А.

  


КОМЬЮНИТИ-МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ *

  


Аннотация:
в исследовании постулируется постепенное развитие гражданского общества и политической системы в Российской Федерации. Делается предположение о том, что для дальнейшего развития системы государственного и муниципального управления в новых условиях (западные санкции, индустрия 4.0) необходимо искать новые механизмы взаимодействия государства и общества. Заявляется, что одним из таких механизмов может стать система комьюнити-менеджмента. Дается определение комьюнити-менеджмента, определяются его основные характеристики, сильные и слабые стороны. Делается вывод о необходимости экспериментального внедрения подобной социальной технологии в отдельные органы государственной власти и дальнейшем изучении эффективности подобных мер   

Ключевые слова:
комьюнити-менеджмент, государственное управление, гражданское общество, система управления, менеджмент   


УДК 35

Копылов И.А.

студент,

Сургутский государственный университет

(г. Сургут, Россия)

 

Научный руководитель:

Кручинина В.А.

к.э.н.,

Сургутский государственный университет

(г. Сургут, Россия)

 

КОМЬЮНИТИ-МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

 

Аннотация: в исследовании постулируется постепенное развитие гражданского общества и политической системы в Российской Федерации. Делается предположение о том, что для дальнейшего развития системы государственного и муниципального управления в новых условиях (западные санкции, индустрия 4.0) необходимо искать новые механизмы взаимодействия государства и общества. Заявляется, что одним из таких механизмов может стать система комьюнити-менеджмента. Дается определение комьюнити-менеджмента, определяются его основные характеристики, сильные и слабые стороны. Делается вывод о необходимости экспериментального внедрения подобной социальной технологии в отдельные органы государственной власти и дальнейшем изучении эффективности подобных мер.

 

Ключевые слова: комьюнити-менеджмент, государственное управление, гражданское общество, система управления, менеджмент.

 

На сегодняшний день особую значимость занимает вопрос адаптации систем государственного и муниципального управления к новым реалиям. Индустрия 4.0 в совокупности с повышением потенциала человеческого капитала накладывают на данные системы новые обязательства по модернизации систем управления и менеджмента.

В условиях жестких антироссийских санкций, по которому Россия занимает лидирующее место среди всех стран мира, возникает необходимость более тесного взаимодействия между государством, бизнесом и гражданским обществом. После заключения Беловежский соглашений в 1991 году и последующего становления Российской Федерации как самостоятельного государства, общество совершило качественный скачок к формированию новых общественных ролей. Появились такие социальные роли, как частные предприниматели, представители неправительственных организаций, публичные политические деятели. Все это привело к социальному разделению и, как следствие, к непониманию вопросов совместного взаимодействия не только государственной власти и гражданского общества, но и частей этого общества внутри себя. Одним из концептуальных решений подобной проблемы стало развитие сетей коммуникаций. Это выразилось в становлении новых корпоративных культур, нового уклада жизни, новых принципов взаимодействия «государство-общество». Стало ясно, что для качественного государственного и социального управления необходимо организовать доступ всех вовлеченных субъектов к необходимой для деятельности информации посредством новых коммуникаций. Именно это подготавливает почву для принятия и исполнения управленческих решений на всех уровнях.

Ввиду трансформации мира под новые условия – коронавирусная пандемия, многочисленные «черные лебеди», экономические и энергетические кризисы – все больший размах приобретает тенденция формирования нового вида менеджмента – коммуникативного менеджмента, или комьюнити-менеджмента. Данный вид менеджмента может быть использован для выстраивания взаимоотношений как на межличностном, так и на общественном уровне.

В связи с этим представляется важным рассмотреть комьюнити-менеджмент в рамках системы государственного и муниципального управления, и проанализировать возможность его внедрения в эту систему.

Устоявшегося и закрепленного в словарях определения комьюнити-менеджмента на сегодняшний день не существует, однако, можно дать определение данному понятию в общих чертах. Комьюнити-менеджмент – вид менеджмента, основной задачей которого является эффективное выстраивание сообщества вокруг субъекта – государственного органа, корпорации, отдельной социальной структуры и т.д. В связи с этим можно определить, что основная особенность комьюнити-менеджмента – направленность на информацию и коммуникации.

С точки зрения классического менеджмента, коммуникация является ключевым звеном для управленческого воздействия, получения обратной связи и налаживания взаимодействия между элементами системы. Так как на коммуникацию оказывают влияние такие дисциплины, как журналистика, психология, PR, социология и т.д., то комьюнити-менеджмент является междисциплинарным направлением менеджмента.

Если проследить все классические модели менеджмента, то можно увидеть, что о важности коммуникаций (хоть и с разных позиций) говорил Ф. Тейлор, А.Файоль, представители школы человеческих отношений и другие. Среди классиков именно Честер Бернард уделял основное внимание в рамках теории управления уделял коммуникациям, так как справедливо полагал, что коммуникация является центральным элементов в системе «руководитель-подчиненный», поэтому именно от нее зависит качество управления системой.

Две важных составляющих комьюнити-менеджмента – информация и коммуникации – являются важными элементами любой социально-экономической системы. Коммуникация выступает в роли среды для распространения информации, в то время как сама информация – инструмент связности системы, так как без информации ни одна система не сможет нормально функционировать.

Комьюнити-менеджмент как специфический вид менеджмента имеет двойственную природу: с одной стороны, комьюнити-менеджмент является составной частью общего менеджмента, в рамках которого делается упор на закономерности обмена информацией между элементами системы и между отдельными системами; с другой же стороны, коммуникативный менеджмент является самостоятельным видом менеджмента, который может осуществляться отдельно от общеуправленческих процессов.

В связи с этим, одной из важнейших задач менеджмента является создание коммуникационной сети между элементами организационной системы. Важным условием является адаптивность коммуникаций, так как замкнутые системы не способны на адекватное функционирование в столь быстро меняющемся мире.

Ввиду своей специфики комьюнити-менеджмент позволяет:

Получать быструю обратную связь от клиентов;

Оказывать психологическую, социальную, политическую и иные виды поддержки нуждающимся членам сообщества;

Повысить узнаваемость бренда, продукта, организации;

Выстраивать отношений по принципам «one-to-one» и «one-to-many»;

Стимулировать деловые процессы, повышать продажи;

Создавать ценности для клиентов не только за счет конечного продукта, но и за счет наличия сообщества и поддержки.

Вышеуказанные возможности демонстрируют высокий уровень влияния данного вида менеджмента на социальные группы, вовлеченные в контакт с непосредственным субъектом управления, будь то частная компания или орган государственной власти.

Для более полного понимания комьюнити-менеджмента представляется важным определить, какие достоинства и недостатки имеет данный вид менеджмента.

Что касается позитивных качеств комьюнити-менеджмента, то среди них можно отметить:

Гибкость применения технологии, что подразумевает возможность формировать структуру связанного сообщества в соответствии с целями и задачами организации;

Эффективность создания позитивной репутации среди членов сообщества;

Личная связь с клиентами-членами сообщества, что обуславливает более быстрое получение обратной связи, доступ к фидбеку на стадии его зарождения;

Уменьшение вертикальности во взаимоотношениях, принцип «одного окна».

Тем не менее, как любой другой вид менеджмента, комьюнити-менеджмент имеет свои собственные недостатки:

Комьюнити-менеджмент рассчитан на долгосрочные стратегии развития, что делает невозможным получение «социальных дивидендов» здесь и сейчас;

Излишняя нагрузка в случае отсутствия необходимости контактировать с сообществом (например, Службе внешней разведки России вряд ли имеет смысл контактировать с сообществом по каким-то вопросам);

Неконтролируемость процесса складывания сообщества (не получается контролировать весь процесс, только создавать условия);

Необходимость уникальности организации и/или продукта, в противном случае эффективность комьюнити-менеджмента будет на порядок ниже.

Стоит также отметить, что развитие коммуникаций стало одним из решающих факторов в росте уровня жизни, так как многочисленные экономические аспекты напрямую завязаны на коммуникации. Следовательно, для устойчивого развития социально-экономических систем необходимо развитие инфраструктуры, составной частью которой являются и коммуникации.

Для понимания места комьюнити-менеджмента в системе государственного и муниципального управления, следует помнить, что основными целями государственной политики являются:

  • регулирование и обеспечение социальной и экономической активности, необходимой для функционирования политической и социально-экономической систем и всего общества в целом;
  • защиту граждан, материальных и духовных ценностей общества, а также определенных видов деятельности;
  • запрет и наказание за действия, которые угрожают основам общества, государства и правам граждан;
  • предоставление товаров и оказание общественных услуг для удовлетворения потребностей населения.

Принимая во внимание все вышесказанное, следует отметить, что развитие коммуникаций позитивно влияет на уровень взаимодействия между государством и гражданским обществом. Большая прозрачность систем государственного управления способствует росту доверия со стороны гражданских институтов, гражданскому контролю и вовлеченности населения в процесс принятия политических решений. Тем самым государственный аппарат получает быструю, адаптивную и устойчивую обратную связь по своей деятельности, что положительно сказывается на качестве проводимой политики. Таким образом, идеальной системой коммуникации для государственного управления является вертикальная двунаправленная система, при которой обеспечивается максимальная гласность деятельности госаппарата и максимальный охват вкупе с осведомленностью со стороны граждан, что приводит к общей заинтересованности развития государства и общества.

Таким образом, комьюнити-менеджмент органично вписывается в область государственной политики как инструмент для регулирования социальной активности и оказания общественных услуг и потребностей – прежде всего, коммуникационных.

Подводя итог, можно резюмировать, что комьюнити-менеджмент имеет смысл опробовать в государственных органах, которые максимально близки к гражданскому обществу и сильно зависят от их мнения: в муниципалитетах, федеральнах органах исполнительной власти и их структурах в субъектах федерации по вопросам культуры, социальной политики, градостроительства и т.д. Необходимы дальнейшие исследования и проведение экспериментов с внедрением данных методик для выявления результативности предложенных методов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Андриянова, М. В. Роль комьюнити-менеджмента в формировании лояльной клиентской аудитории / М. В. Андриянова, В. В. Кручинина // . – 2020. – № 6. – С. 93-95.
  2. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров / Ю. В. Гимазова ; под общ. ред. Н. А. Омельченко. — М. : Издательствово Юрайт, 2014. — 453 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
  3. Ефимочкина, Н. Б. Коммуникации в системах управления / Н. Б. Ефимочкина // Вестник университета. – 2018. – № 10. – С. 15-22.
  4. Кириллова, Е. А. Коммуникационный менеджмент в системе публичного российского государственного управления / Е. А. Кириллова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2009. – Т. 2, № 3-1. – С. 200-206.
  5. Самодурова, Т. И. Community management как метод работы в социальных медиа / Т. И. Самодурова // Актуальные проблемы развития науки и образования : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях, Москва, 05 мая 2014 года / ООО "Ар-Консалт". Том Часть VI. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "АР-Консалт", 2014. – С. 159-160.
  6. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации / Честер Барнард; пер. с англ. В. Кошкина. — М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009. — XXXII + 333 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Копылов И.А., Кручинина В.А. КОМЬЮНИТИ-МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 332 - 339. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8130 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8130



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.