'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 61

Просмотры  119 просмотров

Родин С.П.

  


АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ В РАЗРЕЗЕ СОВРЕМЕННОГО СЕВЕРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА *

  


Аннотация:
в работе проанализирована политика Канады по отношению к заполярному региону и ее роль для международного развития Арктики как в историческом контексте, так и в актуальной ситуации   

Ключевые слова:
Арктика, заполярье, северное сотрудничество, Канада, Оттава   


УДК 32

Родин С.П.
магистрант

Института международных отношений и социально-политических наук

Московский государственный лингвистический университет
(г. Москва, Россия)

 

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ В РАЗРЕЗЕ

СОВРЕМЕННОГО СЕВЕРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Аннотация: в работе проанализирована политика Канады по отношению к заполярному региону и ее роль для международного развития Арктики как в историческом контексте, так и в актуальной ситуации

Ключевые слова: Арктика, заполярье, северное сотрудничество, Канада, Оттава.

 

После начала полномасштабного противостояния между Россией и странами ЕС и НАТО судьба Арктики оказалась в подвешенном состоянии. Из-за попыток изолировать Россию многие органы международной кооперации в заполярном регионе попросту заморозили собственную работу, в первую очередь, Арктический совет, председательство в котором в 2021-2023 годах выпало на Россию.

При этом, у остальных семи стран “арктической восьмерки” нет конкретного понимания, как осуществлять дальнейшую кооперацию и, не считая отдельно взятых двусторонних программ, международное сотрудничество в регионе практически прекратилось даже тем составом, который исключает Россию из своих рядов.

В сложившейся ситуации одну из ключевых ролей играет Канада, традиционно считающаяся одним из крупнейших субъектов международной арктической политики.

Обладая обширными территориями за Северным Полярным Кругом (если использовать секторальный метод подсчета, то на канадский сектор приходится порядка 25% всей Арктики, что ставит ее на второе место после России с 40%), Оттава встала в авангарде международной арктической кооперации после холодной войны. Она, выступив первой с предложением сотрудничества к советскому руководству в 1989 году, стала в дальнейшем автором создания как Арктического и Арктического экономического советов, так и большей части юридической базы северного сотрудничества, которое продуктивно функционировало вплоть до недавнего времени.

Север играет для Канады колоссальную роль, и это обусловлено, в первую очередь, наличия множества полезных ископаемых, главными из которых являются нефть, газ, золото, алмазы и цинк. Их добыча ведется уже сейчас, но в крайне ограниченных масштабах, что не раскрывает значительной части потенциала региона.

Кроме того, важность обусловлена важностью торговых путей, главный из которых, Северо-Западный проход, становится всё более судоходным каждое десятилетие. Причиной этому является глобальное потепление, значительно облегчившее навигацию в акватории Северного Ледовитого Океана.

Сама тема развития северных территорий актуальна для Канады ещё с 1960-х годов, когда в стране начался т.н. “арктический бум”, главной причиной которого стало значительное повышение мировых цен на нефть и газ, кладезю которых является в том числе и канадская часть заполярья.

Но, разумеется, объективные условия холодной войны значительно ограничили возможности для совместной работы над арктическими проектами: по сути, единственным стратегическим партнером для Оттавы в тот промежуток времени стал Вашингтон. Но по факту американское участие в развитии канадского севера ограничилось помощью в тех проектах, которые способствовали усилению военного присутствия НАТО в регионе, но не коснулись экономического освоения территорий.

Но холодная война подошла к своему завершению к концу 80-ых годов, и это открыло множество новых возможностей для начала полномасштабного международного сотрудничества по вопросам развития Арктики. И канадское правительство решило их не упускать, поступательно выстраивая институциональную и законодательную базу для международного освоения заполярья.

Первым важным событием по реализации данного вектора принято считать подписание всей “арктической восьмеркой” “стратегии охраны окружающей среды Арктики” в 1991 году. Данный документ был изначально финской инициативой, но в большей степени разработанной именно канадскими чиновниками. Следующим крупным шагом стало создание в 1996 году Арктического совета, остававшегося вплоть до недавнего времени основным органом межправительственной кооперации в регионе.

Кроме того, именно Канада стала инициатором создания в 2014 году также и Арктического экономического совета, который стал основным бизнес-форумом региона, выстроив сотрудничество между десятками компаний со всего мира, осуществляющих экономическую деятельность за Северным Полярным Кругом.

Говоря об основных принципах, на которых выстраивается арктическая политика Канады, стоит упомянуть о четырех основополагающих положениях, которые лаконично сформулированы в главном документе Оттавы в отношении заполярья: «Северная стратегия Канады: Наш Север, наше наследие, наше будущее», принятом в 2009 году. Они сводятся к защите суверенитета, обеспечении социально-экономического развития, защите окружающей среды и развитии самоуправления.

То есть, совокупный вектор арктической политики Канады сводится к гармоничному балансированию между четырьмя обозначенными выше принципами, которые должны стать залогом долгосрочного устойчивого развития, которого удается успешно добиваться уже несколько последних десятилетий. При этом, Оттава, как уже было обозначено выше, видит множество точек соприкосновения собственных национальных интересов также и с интересами других стран, и, следовательно, активно приветствует кооперацию в северном регионе при весьма категоричном отстаивании своих собственных позиций.

Но в 2022 году Оттава резко изменила свой вектор на международную кооперацию, попытавшись изолировать Россию, отказавшись вместе с другими западными странами от любого сотрудничества с Москвой по вопросам развития заполярья. Данное решение было принято, несмотря на то, что реальный конфликтогенный потенциал между двумя странами отнюдь не высок: единственным реальным противоречием между двумя странами является разве что принадлежность Хребта Ломоносова.

При этом, по подавляющему большинству остальных вопросов две самые большие по площади страны мира имеют одинаковые позиции, и это играло решающую роль последние десятилетия в вопросе сотрудничества Москвы и Оттавы.

Во-первых, обе страны придерживаются секторального подхода в вопросе территориального разграничения Арктики. Он подразумевает, что Северный полюс рассматривается в качестве точки, от которой проводятся прямые линии вдоль долгот. Его противоположностью является медианный линейный метод, когда разделение происходит по принципу равноудаленности границы от береговой линии сопредельных государств.

Во-вторых, обе страны соблюдают единый подход в отношении неарктических игроков, имеющих собственные интересы за Северным Полярным Кругом. Это подтверждается совместной выработкой документов, четко определивших права и обязанности азиатских наблюдателей в Арктическом Совете, имеющих собственные арктические программы: Японии, Китая, Южной Кореи, Сингапура и Индии.

В-третьих, у обеих стран одинаковые позиции по поводу статуса морских торговых путей Заполярья, а именно Северного Морского пути и Северо-Западного прохода. Москва и Оттава считают их собственными внутренними водами, что неоднократно ставилось под сомнение всеми остальными акторами арктической политики.

В-четвертых, в северных частях как России, так и Канады, проживает множество представителей коренных народов, и обе страны пытаются учитывать их интересы. Именно поэтому между двумя странами нередко происходил обмен опытом по данному вопросу.

Разумеется, канадское руководство не верит всерьёз в возможность полномасштабного военного конфликта с Россией. Напротив, Оттава активно критикуется руководством НАТО за слишком незначительное повышение военных расходов. Но, будучи всерьез зависимой от Вашингтона, Канада вынуждена прогибаться и перенимать господствующий в остальных странах Североатлантического альянса дискурс.

Это, в свою очередь, вступает в серьезный конфликт с реализацией собственных национальных северных интересов: несмотря на то, что США являются основным военно-политическим союзником Канады, в вопросах Арктики страны зачастую занимают диаметрально противоположные позиции.

Основной причиной этому служит восприятие Штатами своей собственной роли в мировой политике. “Исключительность”, свойственная курсу Вашингтона абсолютно во всех направлениях международных отношений, не обошла стороной и заполярье, в котором США пытаются стать единственной ключевой силой региона. По этой причине многие исследователи оценивают роль Вашингтона в Арктическом совете как сугубо деструктивную, а американские инициативы считаются тормозящими развитие международного сотрудничества.

Более того, США нередко являются главным оппонентом Канады по тем или иным конкретным вопросам развития севера: например, именно Вашингтон является инициатором оспаривания суверенитета Оттавы над Северо-Западным проходом.

Именно поэтому ключ к достижению своих собственных национальных интересов кроется для Оттавы в проведении более независимого внешнеполитического курса. И значительные общие интересы с Москвой могут стать ключом к отстаиванию множества столь важных для Канады позиций, а также преодолению появившихся в 2022 году межнациональных барьеров, которые в реальности не имеют ни малейшего отношения к международной кооперации в арктическом регионе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Харевский А. А. Арктическая политика Канады: трансформация подхода к управлению северными территориями // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2011. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskaya-politika-kanady-transformatsiya-podhoda-k-upravleniyu-severnymi-territoriyami (дата обращения: 12.05.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Родин С.П. АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ В РАЗРЕЗЕ СОВРЕМЕННОГО СЕВЕРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 349 - 354. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8133 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8133



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.