'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 65

Просмотры  49 просмотров

Носкова К.И., Симонова Л.Б.

  


ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье исследуется феномен одиночества. Выявлены причины страха остаться одним у детей младшего возраста. Также в данной работе показано влияние одиночества на психоэмоциональное состояние человека   

Ключевые слова:
одиночество, психоэмоциональное состояние, общение, отдаленность, проблема, психическое явление, переживание   


Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность [1, c.20].
Задачи экспериментальной работы:
- подтвердить актуальность проблемы преодоления страха одиночества у детей 3-4х лет.
- выявить условия преодоления страха одиночества у детей 3-4х лет.
Методом исследования была выбрана беседа с детьми на выявление у них тех или иных страхов, связанных с одиночеством.
Детям задавался вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься…?» и затем перечислялось 8 страхов. Дети должны были отвечать, чего они бояться и не бояться. Следующим этапом беседы было выявление причины боязни или не боязни ребенком страха одиночества посредством вопроса: «Почему ты боишься (не боишься) оставаться дома один? ».
В ходе первого этапа беседы на вопросы из списка дети отвечали достаточно быстро, не задумываясь. Некоторые дети смотрели на экспериментатора, пытаясь «угадать» правильный ответ.
Следует выделить ответы двух мальчиков (3,5 и 4 года), которые на все перечисленные страхи ответили отрицательно. Один из них объяснил это тем, что он Человек-Паук и ничего не боится. Другой мальчик сказал, что он просто сильный и ничего никогда не боится [4, c.22].
Результаты первого этапа беседы отражены в следующей таблице 1.

Второй этап беседы заключался в попытках выяснить у детей причины их страха одиночества. Лишь 5 детей из 9 смогли объяснить, почему они бояться или не бояться оставаться дома одни. Остальные четверо детей на вопрос «Почему ты боишься оставаться дома один? » или молчали, или отвечали: «Потому что» [3, c.36].
Даша (4 года): «Боюсь включать свет, когда одна, потому что током ударит».
Диана (4 года): «Потому что мамы нет, и я боюсь».
Дима (4 года): «Когда мы ходим в магазин, я боюсь потеряться».
Полученные в ходе эксперимента результаты позволяют сделать выводы о том, что страх одиночества является одним из самых распространенных среди страхов, перечисленных детям младшего дошкольного возраста.
Девочкам свойственны почти все представленные страхи, кроме страха воды. У мальчиков страхов чуть меньше, но они всё же есть.
У 7 детей из 9 обнаружились, судя по ответам детей, страхи одиночества, темноты и боли.
Страх наказания и нападения встречался у 6 детей.
Бабу Ягу бояться 5 детей из 9. Столько же детей бояться заболеть.
Меньше всего дети боятся воды - только 2 детей.
Сложность анализа полученных данных и выполнение второй поставленной задачи в этом эксперименте, заключается в том, что дети еще не могут полно и адекватно оценивать свои страхи и объяснять их причины. В результате чего, сложно выявить на основе этой беседы условия преодоления страха одиночества, так как не удалось определить ясные причины страха, условия его протекания [1, c.14].
Но, не смотря на это, большая часть детей смогла объяснить хотя бы отдаленные причины своего страха одиночества, что дает уверенность в том, что дети не просто бояться, но и понимают, хоть и смутно, почему боятся. Понимание детьми своих страхов значительно упростит дальнейшую работу по их преодолению.
Проблема страха одиночества существует, преодолевать ее возможно и необходимо, так как дети четко осознают этот страх и готовы делиться своими чувствами и тревогами. Сложность проведения такой работы будет заключаться лишь в том, что дети пока плохо могут выразиться словами и раскрыть всю картину своих внутренних переживаний [2, c.88].
В ходе проведенного нами исследования было выявлено, что проблема страха одиночества у детей 3-4х лет актуальна и требует изучения и разрешения.
Страх одиночества у ребенка связан с чувством неуверенности и незащищенности, когда он находиться один, наедине со своими тревогами и фантазиями. Детские страхи занимают значительное место в психике ребенка и могут получить отголоски во взрослой жизни, не будучи успешно преодоленными еще в детстве. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога - вовремя помочь ребенку преодолеть страх, научить смело «смотреть ему в глаза» и различать реальную и выдуманную опасность.
Конечно, проводить разъяснительные и научные беседы с ребенком дошкольного ребенка по поводу его страхов еще рано. Но без участия взрослого человека в жизни ребенка, без разделения им детских тревог и опасений преодоление страха будет невозможным.
Поэтому в период младшего дошкольного возраста наиболее эффективными условиями преодоления страха одиночества, наряду с соответствующими коррекционными методиками, являются: обеспечение здоровой, гармоничной атмосферы в среде, окружающей ребенка. непринужденные и доверительные беседы с ребенком о его интересах, тревогах, страхах. внимательное отношение к особенностям возраста и психики ребенка при выборе новых игрушек, внесении новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Именно чуткое отношение взрослого к особенностям личности ребенка будет залогом ее гармоничного развития и преодоления любых препятствий, возникающих на этом пути.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Кузнецов О. Н. , Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. - М. , 2021 г., 677 с.
Миюскович Б. Одиночество. междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Под ред.Н. Е. Покровского. - М. : Прогресс, 2019 г. – 133 с.
Рузова Л.А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обществе // Проблемы гуманизации вуз. образования. – 2021 г. - Вып. 6, ч. 3. – 245 с.
Садлер У. А. , Джонсон Т. Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М. : Прогресс, 2019 г. – 123 с.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Носкова К.И., Симонова Л.Б. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 367 - 371. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8137 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8137



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.