'
Луговская М.Ю.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВОКОУЧИНГА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО *
Аннотация:
в работе осмыслены основные траектории развития такой междисциплинарной области РКИ, как применение коучинга. Особое внимание уделено расширяющимся профессиональным компетенциям вузовского преподавателя и применяемому им практическому инструментарию коучинга - макромоделям
Ключевые слова:
РКИ, русский язык как иностранный, языковой коучинг, лингвокоучинг, мотивационный коучинг, макромодель коучинга
УДК 811.161.1
Луговская М.Ю.
канд. филол. наук, доцент кафедры
русского языка и межкультурных коммуникаций
Байкальский государственный университет
(г. Иркутск, Россия)
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВОКОУЧИНГА В РАБОТЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Аннотация: в работе осмыслены основные траектории развития такой междисциплинарной области РКИ, как применение коучинга. Особое внимание уделено расширяющимся профессиональным компетенциям вузовского преподавателя и применяемому им практическому инструментарию коучинга - макромоделям.
Ключевые слова: РКИ, русский язык как иностранный, языковой коучинг, лингвокоучинг, мотивационный коучинг, макромодель коучинга.
Сегодня в современной российской высшей школе довольно остро стоит вопрос мотивированности студентов к изучению иностранных языков, в частности русского языка как иностранного. Данная проблема согласуется с общемировой психологической тенденцией инфантилизации молодежи, ее позднего взросления, с превалированием идеи гедонизма над идеей долженствования. Изучение иностранного языка в этой связи предстает кропотливым процессом, требующим большой вовлеченности. В этом контексте актуальным становится поиск различных способов повышения мотивации к обучению в экспериментальном поле, развитие осознанного подхода к получению высшего образования.
Междисциплинарный подход в отношении инноваций является особенно продуктивным. Рост популярности использования психологического инструментария в повседневной жизни, так называемое психологизирование населения, может быть эффективно подхвачено и в педагогической плоскости. В данной статье предлагается обратить внимание на инструментарий коучинга как специального раздела психологии, сконцентрированного на будущем, на достижении целей и результатов.
«Языковой коучинг» («лингвокоучинг») – это направление в языковом образовании, которое делает упор на стимулирование учебной мотивации, позитивное отношение к процессу обучения, разработку продуктивной дорожной карты обучения каждого студента.
Идея использовать коучинговые инструменты для обучения иностранным языкам активно разрабатывается сейчас в науке. Так в работах отечественных исследователей предлагается два основных подхода.
Первый основывается на буквальном перенесении макромоделей коучинга в образовательный процесс (аудиторный и внеаудиторный): GROW, SMART [5], колесо баланса, шкала достижений, «ромашка Блума», техники Уолта Диснея [2], SMARTER [4]. Назовем его тактическим подходом.
Второй базируется на идее трансплантации самой идеологии коучинга в образовательный процесс высшей школы. В рамках этой парадигмы большое внимание уделяется личностным и профессиональным компетенциям преподавателя, их прирастанию коучинговыми компетенциями. Такой подход является стратегическим.
Относительно второго подхода нужно сказать, что попытки сближения сущностных основ коучинга и ролевой идентичности вузовского преподавателя были начаты в зарубежной вузовской практике и подхвачены в отечественной. В настоящее время констатируется изменение роли современного преподавателя иностранного языка в вузе [5], речь идет о существенном расширении репертуара его ролей, многие из которых родом из коучинга. Так, опираясь на европейскую концепцию преподавания Т.Д. Рожина обобщает эти роли, выделяя функции планировщика, менеджера, наблюдателя, помощника-фасилитатора, диагноста, оценивающего, обеспечивающего взаимодействие и языковой ресурс. По крайней мере несколько из этих ролей, в частности менеджера, фасилитатора и обеспечивающего взаимодействие прямо соотносятся с позицией коуча.
Резюмируя, нужно отметить, что от преподавателя иностранного языка на современном этапе требуется толерантность к внедрению коучинговых технологий, так как именно они активизируют поисковой механизм получения студентом новых знаний. Активное, а не пассивное отношение к процессу обучения, когда строятся партнерские отношения, а не иерархические, более отвечает современному этапу подготовки специалистов вузами. Важно, чтобы преподаватель высшей школы сегодня обладал навыками стимулировать учение, мягко и ненавязчиво направлять студента в процессе обучения.
Перенесение ответственности за конечный результат обучения на самого студента, предоставление возможности самому принимать решения о траектории образовательного процесса, использование основных коучинговых инструментов (активное слушание, вопросные техники, глубокая обратная связь и т.д.) - все это, по опыту современных исследователей, одновременно являющихся преподавателями-практиками в высшей школе, обеспечивает высокую вовлеченность студентов в образовательный процесс [5] и повышает результативность последнего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2
Ссылка для цитирования:
Луговская М.Ю. ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВОКОУЧИНГА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 390 - 393. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8141 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*