'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 69

Просмотры  37 просмотров

Луговская М.Ю.

  


ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВОКОУЧИНГА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО *

  


Аннотация:
в работе осмыслены основные траектории развития такой междисциплинарной области РКИ, как применение коучинга. Особое внимание уделено расширяющимся профессиональным компетенциям вузовского преподавателя и применяемому им практическому инструментарию коучинга - макромоделям   

Ключевые слова:
РКИ, русский язык как иностранный, языковой коучинг, лингвокоучинг, мотивационный коучинг, макромодель коучинга   


УДК 811.161.1

Луговская М.Ю.

канд. филол. наук, доцент кафедры

русского языка и межкультурных коммуникаций

Байкальский государственный университет

(г. Иркутск, Россия)

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВОКОУЧИНГА В РАБОТЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

 

Аннотация: в работе осмыслены основные траектории развития такой междисциплинарной области РКИ, как применение коучинга. Особое внимание уделено расширяющимся профессиональным компетенциям вузовского преподавателя и применяемому им практическому инструментарию коучинга - макромоделям.

 

Ключевые слова: РКИ, русский язык как иностранный, языковой коучинг, лингвокоучинг, мотивационный коучинг, макромодель коучинга.

 

Сегодня в современной российской высшей школе довольно остро стоит вопрос мотивированности студентов к изучению иностранных языков, в частности русского языка как иностранного. Данная проблема согласуется с общемировой психологической тенденцией инфантилизации молодежи, ее позднего взросления, с превалированием идеи гедонизма над идеей долженствования. Изучение иностранного языка в этой связи предстает кропотливым процессом, требующим большой вовлеченности. В этом контексте актуальным становится поиск различных способов повышения мотивации к обучению в экспериментальном поле, развитие осознанного подхода к получению высшего образования.

Междисциплинарный подход в отношении инноваций является особенно продуктивным. Рост популярности использования психологического инструментария в повседневной жизни, так называемое психологизирование населения, может быть эффективно подхвачено и в педагогической плоскости. В данной статье предлагается обратить внимание на инструментарий коучинга как специального раздела психологии, сконцентрированного на будущем, на достижении целей и результатов.

«Языковой коучинг» («лингвокоучинг») – это направление в языковом образовании, которое делает упор на стимулирование учебной мотивации, позитивное отношение к процессу обучения, разработку продуктивной дорожной карты обучения каждого студента.

Идея использовать коучинговые инструменты для обучения иностранным языкам активно разрабатывается сейчас в науке. Так в работах отечественных исследователей предлагается два основных подхода.

Первый основывается на буквальном перенесении макромоделей коучинга в образовательный процесс (аудиторный и внеаудиторный): GROW, SMART [5], колесо баланса, шкала достижений, «ромашка Блума», техники Уолта Диснея [2], SMARTER [4]. Назовем его тактическим подходом.

Второй базируется на идее трансплантации самой идеологии коучинга в образовательный процесс высшей школы. В рамках этой парадигмы большое внимание уделяется личностным и профессиональным компетенциям преподавателя, их прирастанию коучинговыми компетенциями. Такой подход является стратегическим.

 Относительно второго подхода нужно сказать, что попытки сближения сущностных основ коучинга и ролевой идентичности вузовского преподавателя были начаты в зарубежной вузовской практике и подхвачены в отечественной. В настоящее время констатируется изменение роли современного преподавателя иностранного языка в вузе [5], речь идет о существенном расширении репертуара его ролей, многие из которых родом из коучинга. Так, опираясь на европейскую концепцию преподавания Т.Д. Рожина обобщает эти роли, выделяя функции планировщика, менеджера, наблюдателя, помощника-фасилитатора, диагноста, оценивающего, обеспечивающего взаимодействие и языковой ресурс. По крайней мере несколько из этих ролей, в частности менеджера, фасилитатора и обеспечивающего взаимодействие прямо соотносятся с позицией коуча.

Резюмируя, нужно отметить, что от преподавателя иностранного языка на современном этапе требуется толерантность к внедрению коучинговых технологий, так как именно они активизируют поисковой механизм получения студентом новых знаний. Активное, а не пассивное отношение к процессу обучения, когда строятся партнерские отношения, а не иерархические, более отвечает современному этапу подготовки специалистов вузами. Важно, чтобы преподаватель высшей школы сегодня обладал навыками стимулировать учение, мягко и ненавязчиво направлять студента в процессе обучения.

Перенесение ответственности за конечный результат обучения на самого студента, предоставление возможности самому принимать решения о траектории образовательного процесса, использование основных коучинговых инструментов (активное слушание, вопросные техники, глубокая обратная связь и т.д.) - все это, по опыту современных исследователей, одновременно являющихся преподавателями-практиками в высшей школе, обеспечивает высокую вовлеченность студентов в образовательный процесс [5] и повышает результативность последнего.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баранова И. В., Мирюгина Н. А., Смотряева К. С. Лингвокоучинг как современная технология обучения немецкому языку // Преподаватель XXI века. 2020. № 4-1. С. 136–144.
  2. Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А. Применение техник лингвокоучинга как способ повышения эффективности овладения иностранным языком // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. № 1, 2023. С. 44-66.
  3. Ильина К.О. Инструменты коучинга в обучении общему английскому языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 27. №4. 2022 г. С. 978-987.
  4. Лыткина О. И., Пономарева А. Ю. Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2019. № 4 (16). С. 40–44. (Педагогика. Психология. Философия).
  5. Рожина, Т.Д., Степанова, О.С. Изменение роли преподавателя иностранного языка в федеральном вузе: основные вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). C. 147–151. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Луговская М.Ю. ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВОКОУЧИНГА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 390 - 393. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8141 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8141



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.