'
Имамкулиева Т.М., Мухамметдурдыев А.Т.
ТРАНСПОРТНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются современные взгляды транспортной дипломатий Туркменистана. Проведен перекрестный и сравнительный анализ формирование современной разветвлённой транспортно-коммуникационной системы
Ключевые слова:
анализ, метод, образование, дипломатия, наука
УДК 35
Имамкулиева Т.М.
канд. ист. наук, доцент кафедры «Общественных наук»
Туркменский национальный институт мировых языков
имени Довлетмаммета Азади
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Мухамметдурдыев А.Т.
преподаватель кафедры «Педагогика и психология»
Туркменский национальный институт мировых языков
имени Довлетмаммета Азади
(Туркменистан, г. Ашгабад)
ТРАНСПОРТНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
Аннотация: в данной статье рассматриваются современные взгляды транспортной дипломатий Туркменистана. Проведен перекрестный и сравнительный анализ формирование современной разветвлённой транспортно-коммуникационной системы.
Ключевые слова: анализ, метод, образование, дипломатия, наука.
Сфера транспорта выступает одним из основных сегментов мировой экономики, оказывающим воздействие на стабильность и сбалансированность мирохозяйственных связей, реализацию глобальных целей устойчивого развития.
Формирование современной разветвлённой транспортно-коммуникационной системы является одним из приоритетов государственной стратегии Туркменистана, нацеленной на развитие регионального и международного сотрудничества в интересах всеобщего благосостояния.
Расположенный на стратегически значимом перекрёстке международных торговых маршрутов, обладающий геополитическими преимуществами как мост между Европой и Азией, Нейтральный Туркменистан был и остаётся важнейшим звеном Великого Шёлкового пути, а в современную эпоху играет ключевую роль в его инновационном возрождении.
Транспортная стратегия и дипломатия Туркменистана основана на максимальном использовании географических преимуществ, логических возможностей и инфраструктуры, а также принципов позитивного нейтралитета и «открытых дверей».
В соответствии с программой развитии транспортной дипломатии Туркменистана на 2022-2025 годы предусмотрены стратегические направления по:
Отрасли транспортного комплекса вносят значительный вклад в рост национальной экономики страны. Транспортные перевозки являются важными косвенными индикаторами общего уровня экономической активности.
Туркменистан, обладающий геополитическими преимуществами, привлекает внимание всего мира политикой «открытых дверей» и конструктивного сотрудничества.
В этом плане, Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов придаёт большое значение укреплению взаимодействия нашей страны с крупными международными организациями. В частности, в целях реализации инициативы по созданию Модального шоссе для Центральной Азии Туркменистан тесно сотрудничает с Европейской экономической комиссией ООН, Шанхайской организацией сотрудничества, Содружеством Независимых Государств, Организацией экономического сотрудничества и др.
Совместно с зарубежными партнёрами осуществляются масштабные проекты по созданию комбинированной региональной и межрегиональной логистической системы, формированию межгосударственных транзитных коридоров, связывающих Центральную Азию и Европу, Каспийский, Черноморский и Балтийский регионы, Средний и Ближний Восток, Южную и Юго-Восточную Азию. Наша страна является участницей 12 международных конвенций по транспорту, инициатором проведения Первой Глобальной конференции по устойчивому развитию [6: стр.3].
Позиция Туркменистана в области глобального транспортно-коммуникационного сотрудничества нашла своё отражение в принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 2014, 2015, 2017, 2021 годах по инициативе нашей страны четырёх соответствующих резолюций.
Резолюция 2014-го года «Роль транспортно-транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества для устойчивого развития» является первым документом Генеральной Ассамблеи ООН, официально закрепившим предложение о создании глобального партнёрства по устойчивому транспорту.
Кроме того, в Туркменистане успешно были проведены в ноябре 2016-го год первая Глобальная конференция ООН по устойчивому транспорту, а в августе 2019-го года – Первый Каспийский экономический форум. В 2022 году в Ашхабаде состоялся первый форум «Международные транспортно-транзитные коридоры: взаимосвязь и развитие». В том же году Туркменистан принял Конференцию министров транспорта развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. В 2023 году в Ашхабаде состоялось II Международная конференция и выставка «Международные транспортно-транзитные коридоры: взаимосвязь и развитие – 2023» с участием делегатов из более 40 стран с руководителями международных организаций: ООН, ЭСКАТО, ОБСЕ, TRASEКA, USAID. Международная площадка объединила компании таких стран как Россия, Турция, Грузия, Германия, США, Италия и многие других.
На полях конференции были проведены около 100 двухсторонних встреч и подписаны 26 двухсторонних и многосторонних документов [6: стр.4].
Тем самым Туркменистану была отведена ведущая роль в том, чтобы мировое сообщество перешло к системному глобальному взаимодействию и стратегическому планированию в транспортной сфере, а также созданию международной правовой основы по разработке и осуществлению программ развития транзитных транспортных систем.
За годы независимости Туркменистан совместно с государствами – партнёрами реализовал целый ряд проектов.
С 1996-го года начала действовать железная дорога Теджен – Серахс – Мешхед.
В 2014-ом году введена в эксплуатацию железнодорожная транснациональная магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран, которая является важным звеном международных транспортных коридоров «Север - Юг» и «Восток – Запад». Новая дорога обеспечивает кратчайший выход из северо – западных районов Европы в район Персидского залива. Кроме того, появилось возможность увеличить экспорт в направлении Ближнего Востока, Южной и Юго – Восточной Азии, благодоря чему, отмечает Лидер нации, создан удобный и экономически выгодный маршрут для десятков других стран как в северном, так и в южном направлениях. [4: стр.2] Новая дорога также даёт мощный импульс развитию Прикаспийского региона, включая расширение его транспортной, производственной и социальной инфраструктуры.
Новая магистраль – это также серьёзный фактор геополитики, способный оказать большое позитивное влияние на сохранение стабильности и безопасности в регионе и за его пределами, придать дополнительную устойчивость всей системе континентальных политических связей и служить действенным способом укрепления добрососедских отношений.
Также совместно с Узбекистаном активизируются действия для реализации в ближайшее время проекта транспортного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман.
Растёт сотрудничество и с другими заинтересованными странами по вопросам логистики. Так, в Совместном заявлении, подписанном уважаемым Президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым и Председателем КНР Си Цзиньпином, отмечено, что инфраструктурная взаимосвязанность является новой точкой отсчёта в отношениях всестороннего стратегического партнёрства между Туркменистаном и Китаем. В этом контексте указана необходимость содействовать сотрудничеству между двумя странами в сфере соединения дорог и трансграничного транспорта, увеличить количество рейсов и объём железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Китай – Кыргызстан – Туркменистан – Иран и мультимодальных перевозок в направлении Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан.
Частью Азиатского международного транспортного коридора стала железная дорога Керки – Ымамназар – Акина – Андхой, строительство которой было завершено в 2021- ом году.
Открытие в 2018-ом году железной дороги Серхетабат – Тургунди претворило в жизнь идею Национального Лидера Гурбангулы Бердымухамедова о подключении Афганистана к транспортно- логистической системе Туркменистана и через неё – к международной сети путей сообщения по транспортно – транзитному коридору «Ляпис Лазули».
Уникальность идеи создания этой транспортно – транзитной системы в том, что если раньше маршруты прокладывались из Европы в Азию, то современной Лазуритовый путь начинается в Азии. Коридор «Ляпис Лазули» подразумевает перспективу выхода и взаимодействия на широком геоэкономическом пространстве, включающем регионы Центральной и Южной Азии, Каспийского и Черноморского бассейнов, Средиземноморья.
В рамках реализации проекта построены железнодорожные пути, соединяющие Серхетабат – Тургунди, Герат и станцию Тургунди с Ашхабадом. Строительство этих трасс полностью взял на себя Туркменистан. Из Афганистана через Ашхабад до Международного морского порта Туркменбаши и по Каспийскому морю до Баку. Затем коридор пролегает через Грузию и порты Поти – Батуми до Турции и далее в Европу. В декабре 2018-го года из афганского Герата по маршруту «Ляпис Лазули» в Европу выехали первые грузовики с экспортными товарами Афганистана.
Важным звеном международной сети транспортных коммуникаций стали автомобильные и международные мосты Туркменабат – Фараб через Амударью, открытые в 2017 – ом году.
В июне 2020-го года на контрольно – пропускном пункте «Серахс – Серахс», на границе Туркменистана и Ирана состоялось открытие автомобильного моста через реку Теджен. В рамках данного логистического проекта также обустроена автомобильная дорога Теджен – Серахс, в том числе для большегрузных крупнотоннажных машин, следующих из зарубежных стран транзитом через территорию Туркменистана и Ирана.
Строительство скоростного автобана Ашхабад – Туркменабат, которые ведётся в настоящее время, позволит обеспечить автомобильным транзитным грузопотокам быстрый выход на разветвлённую систему автодорог, простирающуюся до Азиатско – Тихоокеанского региона.
Открытие в 2010-ом году Международного аэропорта города Туркменбаши, в 2016-ом – нового Международного аэропорта Ашхабада, в 2018-ом году - Международного аэропорта города Туркменабата, 2021-ом году в городе Керки, модернизация парков воздушных судов позволила резко расширить географию полётов в разные уголки мира.
Новый Международный морской порт в Туркменбаши, открытый в 2018-ом году, соединяет Центральную Азию и государства Каспийского бассейна с Закавказьем и Черноморским регионам, дает возможность дальнейшего выхода в Турцию и страны Европы, занимает важное место в обеспечении бесперебойных транзитных грузоперевозок. Это является ярким подтверждением значимости «морских ворот» в региональном измерении.
Таким образом, транспортная стратегия и дипломатия Туркменистана за годы Независимости достигла больших успехов. Масштабные преобразования способствовали диверсификации транзитно – транспортного сотрудничества, постепенной интеграции транспортной системы Туркменистана в мировую, преумножению экономической мощи и международного авторитета страны, а также укреплению политической и экономической стабильности региона.
Сегодня Великий Шёлковый путь, в древности соединявший Восток и Запад, возрождён в новом формате и становится магистралью международного сотрудничества. Географическое благоприятное расположение независимого Туркменистана на перекрёстке Великого Шёлкового пути, нейтральный статус, политика «Открытых дверей», политическая стабильность создаёт благоприятное предпосылки для превращения этого древнего караванного маршрута в дорогу дружбы, братства и сотрудничества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2
Ссылка для цитирования:
Имамкулиева Т.М., Мухамметдурдыев А.Т. ТРАНСПОРТНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 467 - 474. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8156 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*