'
Гребенникова Т.Б., Рубцов А.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС *
Аннотация:
статья посвящена проблеме формирования самосознания подростков к спортивной деятельности. Самосознание рассматривается как фундаментальное условие формирования у подростков устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Основным инструментом здесь выступает учебно-тренировочный процесс в спортивной школе
Ключевые слова:
спорт, физическая культура, самосознание, спортивная деятельность, мотивационно-волевая сфера, спортивная мотивация, целенаправленное развитие, педагогический процесс
УДК 796
Гребенникова Т.Б.
тренер-преподаватель
МБУДО «Спортивная школа № 2» г. Белгорода
(г. Белгород, Россия)
Рубцов А.Н.
тренер-преподаватель
МБУДО «Спортивная школа № 2» г. Белгорода
(г. Белгород, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования самосознания подростков к спортивной деятельности. Самосознание рассматривается как фундаментальное условие формирования у подростков устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Основным инструментом здесь выступает учебно-тренировочный процесс в спортивной школе.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, самосознание, спортивная деятельность, мотивационно-волевая сфера, спортивная мотивация, целенаправленное развитие, педагогический процесс.
Всесторонние изменения и преобразования общественной современной жизни страны существенным образом влияют на состояние здоровья детей и молодежи.
Особую тревогу вызывает низкий уровень физического развития детей школьного возраста. Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного развития и укрепления их здоровья.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года провозглашают вопросы укрепления и совершенствование физического и духовного развития человека как приоритетные в государственной политике России.
Приобщение детей и подростков к систематическим занятиям спортом является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности [5].
Именно детско-юношеский спорт является одним из ключевых элементов системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, обеспечивающим вовлечение детей и подростков в систематические занятия спортом, их физическое развитие и воспитание, формирование и укрепление здоровья, физического самосознания [5].
Состояние готовности к физическому самосознанию рассматривается как фундаментальное условие формирования у подростков устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Рубинштейн С.Л. раскрывает самосознание как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный образ самого себя [4].
Между тем, традиционные подходы к спортивной подготовке обучающихся, ориентированные преимущественно на развитие физических качеств, совершенствование функциональных возможностей организма, вооружение технико-тактическими умениями и навыками не обеспечивают условий для решения задачи формирования активной личности, способной к спортивному самосовершенствованию.
Продолжительность и эффективность занятий спортом предполагает наличие комплекса специфических установок по отношению к себе и своей спортивной деятельности, которые определяют качественное своеобразие содержания самосознания личности спортсмена. К ним относятся установки на достижения успеха и рациональное принятие возможной неудачи; участие в соревновательной борьбе; самоопределение; личностное саморазвитие; реализацию волевого поведения; спокойное отношение к себе и к своей деятельности [1,3].
Низкий уровень развития самосознания подростков, занимающихся спортом, проявляется в слабой выраженности этих установок, и поэтому выступает одной из значимых причин, приводящих к ослаблению у них спортивной мотивации. [1].
Развитие самосознания, вот тот фактор, обуславливающий эффективное функционирование и развитие мотивационно-волевой сферы личности в подростковом возрасте.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему [1].
Для формирования самосознания к спортивной деятельности многими авторами подчеркивается необходимость целенаправленного обучения спортсменов способам самопознания (самоконтроль, самоанализ), самооценки и самоопределения (целеполагание, самообязательства, планирование перспективы роста соревновательных результатов, схем личностного саморазвития, разработка тренировочных программ). Обращается внимание на важность обучения спортсменов способам самовоздействия.
Очень важно, чтобы сведения о психологических особенностях спортсмена были собраны в различных условиях его спортивной деятельности. Особенно важно провести больше наблюдений в трудных условиях тренировки, подготовки к соревнованиям, где всегда наиболее ясно проявляются черты характера спортсмена, особенности его эмоционально-волевого состояния, демонстрирующего его способность к самосознанию [3].
Тренер-преподаватель спортивной школы, прежде всего, должен узнать, каковы убеждения, интересы и идеалы спортсмена, установить, какие мотивы заставляют ученика заниматься избранным видом спорта и выступать на соревнованиях, какие цели ставит спортсмен на тренировках в настоящее и ближайшее время, то есть охарактеризовать направленность его личности.
Только качественный и количественный анализ результатов проведенных наблюдений и исследований позволяет сделать следующие выводы: - формирование самосознания подростками спортивной деятельности через учебно-тренировочный процесс является актуальным вопросом современной педагогики в спорте; - учебно-тренировочная деятельность в спортивной школе обладает мощным потенциалом для решения проблемы физкультурного самосознания подростков; - образовательный процесс, ориентированный на формирование готовности к физическому самосознанию подростков является управляемым, эффективным и результативным, если он строится в соответствии со специально разработанной учебной методикой, программой. Педагогическое воздействие, направленное на формирование физической культуры подрастающего поколения, через его самопознание, самовоспитание и самоопределение в этой области, содействует решению общенациональной проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни; - разнообразие форм и методов работы обеспечивает длительный интерес к занятиям физической культурой и спортом и позволяет активно вовлекать подростков в процесс самосознания и саморазвития своих личностных и физических качеств [1,2].
Используя описанные выше материалы, тренер-преподаватель может получить данные, позволяющие ему составить психологическую характеристику спортсмена, что станет основой для формирования самосознания подростка к спортивной деятельности через учебно-тренировочный процесс.
В подростковом возрасте наблюдается интенсификация процессов самопознания, самооценивания и жизненного самоопределения, что делает его наиболее благоприятным периодом для целенаправленного развития самосознания в управляемом педагогическом процессе [3].
Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что формирование самосознания у спортсменов-подростков является неотъемлемой частью психологической подготовки в спорте, мир психических явлений юного спортсмена и его осознанность также тренируются и меняются, как и возможности тела, но от чего не в меньшей степени зависит качество спортивной деятельности.
В процессе тренировочной работы самосознание спортсменов формируется не само по себе. Включение определённой работы на понимание себя, осмысление происходящего в процессе подготовки существенно сказывается на изменении состояния сознания и его компонентов, улучшается принятие себя, рефлексия, самоуверенность, снижается конфликтность с самим собой, что влияет на качество взаимодействия с собой, окружающими, а как следствие, и результативность в спорте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2
Ссылка для цитирования:
Гребенникова Т.Б., Рубцов А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 621 - 626. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8178 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*