'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 106

Просмотры  41 просмотров

Гребенникова Т.Б., Рубцов А.Н.

  


ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС *

  


Аннотация:
статья посвящена проблеме формирования самосознания подростков к спортивной деятельности. Самосознание рассматривается как фундаментальное условие формирования у подростков устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Основным инструментом здесь выступает учебно-тренировочный процесс в спортивной школе   

Ключевые слова:
спорт, физическая культура, самосознание, спортивная деятельность, мотивационно-волевая сфера, спортивная мотивация, целенаправленное развитие, педагогический процесс   


УДК 796

Гребенникова Т.Б.

тренер-преподаватель

МБУДО «Спортивная школа № 2» г. Белгорода

(г. Белгород, Россия)

 

Рубцов А.Н.

тренер-преподаватель

МБУДО «Спортивная школа № 2» г. Белгорода

(г. Белгород, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования самосознания подростков к спортивной деятельности. Самосознание рассматривается как фундаментальное условие формирования у подростков устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Основным инструментом здесь выступает учебно-тренировочный процесс в спортивной школе.

 

Ключевые слова: спорт, физическая культура, самосознание, спортивная деятельность, мотивационно-волевая сфера, спортивная мотивация, целенаправленное развитие, педагогический процесс.

 

Всесторонние изменения и преобразования общественной современной жизни страны существенным образом влияют на состояние здоровья детей и молодежи.

Особую тревогу вызывает низкий уровень физического развития детей школьного возраста. Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного развития и укрепления их здоровья.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года провозглашают вопросы укрепления и совершенствование физического и духовного развития человека как приоритетные в государственной политике России.

Приобщение детей и подростков к систематическим занятиям спортом является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности [5].

Именно детско-юношеский спорт является одним из ключевых элементов системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, обеспечивающим вовлечение детей и подростков в систематические занятия спортом, их физическое развитие и воспитание, формирование и укрепление здоровья, физического самосознания [5].

Состояние готовности к физическому самосознанию рассматривается как фундаментальное условие формирования у подростков устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Рубинштейн С.Л. раскрывает самосознание как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный образ самого себя [4].

Между тем, традиционные подходы к спортивной подготовке обучающихся, ориентированные преимущественно на развитие физических качеств, совершенствование функциональных возможностей организма, вооружение технико-тактическими умениями и навыками не обеспечивают условий для решения задачи формирования активной личности, способной к спортивному самосовершенствованию.

Продолжительность и эффективность занятий спортом предполагает наличие комплекса специфических установок по отношению к себе и своей спортивной деятельности, которые определяют качественное своеобразие содержания самосознания личности спортсмена. К ним относятся установки на достижения успеха и рациональное принятие возможной неудачи; участие в соревновательной борьбе; самоопределение; личностное саморазвитие; реализацию волевого поведения; спокойное отношение к себе и к своей деятельности [1,3].

Низкий уровень развития самосознания подростков, занимающихся спортом, проявляется в слабой выраженности этих установок, и поэтому выступает одной из значимых причин, приводящих к ослаблению у них спортивной мотивации. [1].

Развитие самосознания, вот тот фактор, обуславливающий эффективное функционирование и развитие мотивационно-волевой сферы личности в подростковом возрасте.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему [1].

Для формирования самосознания к спортивной деятельности многими авторами подчеркивается необходимость целенаправленного обучения спортсменов способам самопознания (самоконтроль, самоанализ), самооценки и самоопределения (целеполагание, самообязательства, планирование перспективы роста соревновательных результатов, схем личностного саморазвития, разработка тренировочных программ). Обращается внимание на важность обучения спортсменов способам самовоздействия.

Очень важно, чтобы сведения о психологических особенностях спортсмена были собраны в различных условиях его спортивной деятельности. Особенно важно провести больше наблюдений в трудных условиях тренировки, подготовки к соревнованиям, где всегда наиболее ясно проявляются черты характера спортсмена, особенности его эмоционально-волевого состояния, демонстрирующего его способность к самосознанию [3].

Тренер-преподаватель спортивной школы, прежде всего, должен узнать, каковы убеждения, интересы и идеалы спортсмена, установить, какие мотивы заставляют ученика заниматься избранным видом спорта и выступать на соревнованиях, какие цели ставит спортсмен на тренировках в настоящее и ближайшее время, то есть охарактеризовать направленность его личности.

Только качественный и количественный анализ результатов проведенных наблюдений и исследований позволяет сделать следующие выводы: - формирование самосознания подростками спортивной деятельности через учебно-тренировочный процесс является актуальным вопросом современной педагогики в спорте; - учебно-тренировочная деятельность в спортивной школе обладает мощным потенциалом для решения проблемы физкультурного самосознания подростков; - образовательный процесс, ориентированный на формирование готовности к физическому самосознанию подростков является управляемым, эффективным и результативным, если он строится в соответствии со специально разработанной учебной методикой, программой. Педагогическое воздействие, направленное на формирование физической культуры подрастающего поколения, через его самопознание, самовоспитание и самоопределение в этой области, содействует решению общенациональной проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни; - разнообразие форм и методов работы обеспечивает длительный интерес к занятиям физической культурой и спортом и позволяет активно вовлекать подростков в процесс самосознания и саморазвития своих личностных и физических качеств [1,2].

Используя описанные выше материалы, тренер-преподаватель может получить данные, позволяющие ему составить психологическую характеристику спортсмена, что станет основой для формирования самосознания подростка к спортивной деятельности через учебно-тренировочный процесс.

В подростковом возрасте наблюдается интенсификация процессов самопознания, самооценивания и жизненного самоопределения, что делает его наиболее благоприятным периодом для целенаправленного развития самосознания в управляемом педагогическом процессе [3].

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что формирование самосознания у спортсменов-подростков является неотъемлемой частью психологической подготовки в спорте, мир психических явлений юного спортсмена и его осознанность также тренируются и меняются, как и возможности тела, но от чего не в меньшей степени зависит качество спортивной деятельности.

В процессе тренировочной работы самосознание спортсменов формируется не само по себе. Включение определённой работы на понимание себя, осмысление происходящего в процессе подготовки существенно сказывается на изменении состояния сознания и его компонентов, улучшается принятие себя, рефлексия, самоуверенность, снижается конфликтность с самим собой, что влияет на качество взаимодействия с собой, окружающими, а как следствие, и результативность в спорте.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Буторин, В.В. Сравнительная характеристика самосознания спортсменов и лиц, не включённых в спортивную деятельность / В.В. Буторин, К.С. Дунаев // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. – № 4 (14). - с. 82-85.
  2. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2015. -176 с.
  3. Порозов Д.Л. Педагогические условия формирования самосознания у подростков в процессе спортивной деятельности (на примере плавания): дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Порозов Дмитрий Львович; ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И Я Яковлева»; науч. рук. Г.Л. Драндров. – Чебоксар: Чуваш гос. пед. ун-т, 2010. - 157 с.
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 688 с. 5. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
  5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 3081-р – URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/Проект%20стратегии%202030/Распоряжение,стратегия.pdf (дата обращения 18.03.2023г).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Гребенникова Т.Б., Рубцов А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 621 - 626. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8178 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8178



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.