'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 2
  4. Научная статья № 107

Просмотры  69 просмотров

Путилова В.В., Кирсанова Е.А., Колесникова Н.В.

  


ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ НА ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ У СПОРТСМЕНОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается влияние психологии на достижение высоких результатов у спортсменов   

Ключевые слова:
психология спорта, психология спортсмена, физическое воспитание   


УДК 796.015.84:159.9

Путилова В.В.

студентка 1 курса,

Социально-психологического института

Кемеровский государственный университет

(г. Кемерово, Россия)

 

Кирсанова Е.А.

студентка 1 курса,

Социально-психологического института

Кемеровский государственный университет

(г. Кемерово, Россия)

 

Научный руководитель:

Колесникова Н.В.

старший преподаватель кафедры физического воспитания

Кемеровский государственный университет

(г. Кемерово, Россия)

 

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ НА ДОСТИЖЕНИЕ

ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ У СПОРТСМЕНОВ

 

Аннотация: в статье рассматривается влияние психологии на достижение высоких результатов у спортсменов.

 

Ключевые слова: психология спорта, психология спортсмена, физическое воспитание.

 

Выполняемая работа спортсменом во время тренировки, требует постоянного энергоснабжения и поддержания устойчивого состояния организма. Следовательно, для достижения успехов в спортивной дисциплине спортсмену необходимо задействовать механизмы, регулирующие внутреннее состояние организма, создающие внутренние условия для осуществления тех или иных действий. Регулирование человеческой деятельности всегда является сложным процессом. Она основывается на эмоционально-волевых качествах человека, вегетативных механизмах и принципе лидерства в управлении деятельностью.

Современные спортивные психологи отмечают, что при занятиях спортом не всегда достигаются интересы и потребности молодежи. И при этом особое внимание в его профессиональном личностном росте имеют знания тренера об особенностях мотивации каждого из его учеников.

Мотивация является мощным механизмом для спортивной деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе обучения и конкуренции, регулирует сущность деятельности, использование различных методов для достижения высоких результатов. [3]

Сложившиеся в современное время в теории и методах физической культуры и спорта, все чаще используется понятие «спорт высших достижений». При всем этом подразумевают особый социальный феномен, обусловленный тем, что спортивные достижения высшего уровня становятся прерогативой талантливых людей, на подготовку которых тратятся колоссальные денежные средства и используют новые достижения науки, а спортивные соревнования являются мощным фактором международных взаимоотношений.

Достижение нового уровня спортивных результатов стимулирует последующее совершенствование деятельности в спорте, формирует жизненные и умственные качества, действия моторики, открывает новые возможности развития личности и межличностных отношений спортсмена в спортивных группах. Рекорды в спорте говорят нам о безграничных возможностях человека в двигательной активности, открывает новые горизонты для улучшения его физической силы и моральных качествах. Успех команды вызывает выброс эмоций у любителей спорта, желание проявить себя в любом виде деятельности, обогащает их духовно. [8]

Спортивная высокая результативность как вид деятельности - это вид деятельность, удовлетворяющая интерес ко многим видам спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые общество признает высокими, на увеличение не столько своего имиджа, и не только статуса всей команды, а на уровне самом высоком - престижа своей страны.

Успехи в так называемом «большом» спорте осуществляются только через системные плановые тренировки, через нагрузки физическим и умственным стрессом, огромным объемом и интенсивностью упражнений в общем и специальном виде. Выступление на соревнованиях воздействуют на спортсмена большой ответственностью: цена каждой ошибки, каждой неудачной попытки становится катализатором, определяющим строгие требования к его внутреннему психическому состоянию. Они ухудшаются тем, что на арене мирового спорта участник соревнований защищает статус своей Родины, исполняет ответственную задачу своего представителя. Это одна из главных особенностей спорта высших достижений.

Спортсмен ощущает острое желание показать высокий спортивный результат в соревнованиях. Вся мотивация имеет направленность на достижение успеха. Это вовсе не говорит о том, что спортсменом движет только желание к личному успеху - это кажется слишком простым, чтобы понять мотив таким образом. Подготавливаясь к соревнованиям, принимая участие в них, спортсмен отбрасывает мысли о том, что необходимо, например, толкание ядра определенного веса или бег на 3000 метров за столько секунд. Он осознает, что победа нужна не только ему, но и его команде, что, установив рекорд, он повысит престиж свой спортивной делегации. Успех в международных соревнованиях повышает спортивной уровень в жизни своей стране, смотивирует молодое поколение на занятие спортом. [3]

Желание успехов в мировом спорте включает в себя и стремление повысить статус страны. И развитие чувства ответственности и гордости перед ней. Преодолевая себя, достигается звание не только сильного и успешного спортсмена, но и спортсмена несущего это вид спорта в массы.

Соревнуясь сам с собой, спортсмен, видя что не соотвествует своим идеалам, затрачивает огромные силы на борьбу с психологическим стрессом. Это вызывает стремление не избегать физического напряжения, а наоборот направить все силы на улучшение возможностей и результатов. Он видит активную борьбу с самим собой на соревновательном уровне. [7]

Специализация спорта высших достижений обосновывается в том, что повышенная нагрузка, нацеленность за результат, его общественное значение делают успешный результат практически единственной и необходимой целью соревнований.

В спорте масс очень часты соревнования ради цели, за фактическое участия в одном коллективе и за огромное удовольствие сравнится своими силами со своими знакомыми и друзьями. Участник мировых соревнований, даже принимая вызов в небольших соревнованиях, не имеет морального права не добиться определенного пьедестала, не показать всем, что он мастер в своем деле.

В спорте высоких достижений перерыв между соревнованиями всегда заполнен тренировками, подготовкой к новым соревнованиям. Спортсмен анализирует свои ошибки, ставит новые цели и задачи. В этом заключается особенность профессионального спорта.

Спортсмены с течением времени, привыкшие к большому уровню физической и психической нагрузке, к постоянному самоконтролю в личной жизни, к окружающему его вниманию, частые командировки далеко от семьи и команды, где он трудится или учится, но он никогда не сможет привыкнуть к чувству высокой ответственности, которое он ощущает, когда начинаются мировые соревнования, он никогда не привыкнет к чувству большого морального долга перед Родиной, когда добивается высокого успеха.

Активный, трудный, максимально физический стресс, который предоолевается благодаря соответствующего морально-волевым качествам, соответствующие умственные знания, являются спутниками в спорте высших достижений

В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от тренировок. Нужно заметить, что спортивный результат складывается из трех основных фундаментов:

- физической подготовки;

- функциональной подготовки;

- совершенствования механизмов нервно-психической регуляции деятельности и поведения человека. [10]

Результат в спорте снижается, когда любой из этих уровней отстает. Разные исследования показали, что нервозные формы предстартовых состояний не только вызывают явно испытанный душевный дискомфорт, но и оказывают влияние на мотивацию и результат.

Тренеры и психологи должны готовить спортсменов не только физически и тактически, но и заставлять противостоять многим психологическим факторам, которые оказывают негативное воздействие на спортсмена.

Психологическая подготовка предусматривает планомерное развитие необходимых качеств, способствующих развитию умственных, технических и тактических возможностей спортсмена. Включающая в себя психологическая подготовка к соревнованиям должна опираться на анализ о соперниках, мете проведения соревнований и т.д. Эти факторы и реальная оценка уровня своих возможностей спортсменов должны стать основой для формирования стоящей перед нами задачи

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Мельников М.В. Психология: учебник для институтов физической культуры // М.В. Мельников. – М.: “Физкультура и спорт”, 1987-336с.
  2. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры: учебник для вузов // Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд; пер. Г. Гончаренко. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 335с.
  3. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения // Х. Хекхаузен. СПб.: Речь,2001.–99 с.
  4. Алексеев А. Психагогика: союз практической психогигиены и психологии: учебное пособие для институтов физической культуры // А. Алексеев Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте» – Ростов н/д: «Феникс»,2004. –192с.
  5. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта: учебно-методическое пособие для вузов // А.Ц. Пуни.–М.: Физкультура и спорт, 1959.–308 с.
  6. Рудик П.А. Психология: учебник для институтов физической культуры. // П.А. Рудик — М.: Физкультура и спорт, 1964 – 464с.
  7. Станбулова Н.В. Психология спортивной карьеры: учебник для институтов физической культуры. // Н.В. Станбулова–М.: 2005 – 63с.
  8. Сингер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта: учебник для институтов физической культуры. // Р.Н. Сингер пер. с английского // Предисловие А.В. Родионова – М: Физкультура и спорт 1980 с. –152 с.
  9. Кретти Брейент. Психология в современном спорте: учебник для специальностей с физкультурным уклоном // Кретти Брейент/ Пер. с англ. Ханина Ю.Л.– М.: Физкультура и спорт, 1978 – 237 с.
  10. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. // Е.П Ильин – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Путилова В.В., Кирсанова Е.А., Колесникова Н.В. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ НА ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ У СПОРТСМЕНОВ // Вестник науки №5 (62) том 2. С. 627 - 633. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8179 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8179



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.