'
Яйылов А., Алимов М.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТОВАРОВЕДЕНИИ И ЕГО ТЕНДЕНЦИИ *
Аннотация:
в этой статье представлен краткий обзор об оценочной деятельности в товароведении также дана информация об объективных методах основанных на определении характеристик товаров путём измерений
Ключевые слова:
оценочная деятельность, измерение, процент, структура, сенсорная чувствительность, иерархия, метод
УДК 33
Яйылов А.
преподаватель кафедры финансов
Туркменский государственный институт экономики и управления
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Алимов М.
студент факультета финансов
Туркменский государственный институт экономики и управления
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТОВАРОВЕДЕНИИ И ЕГО ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация: в этой статье представлен краткий обзор об оценочной деятельности в товароведении также дана информация об объективных методах основанных на определении характеристик товаров путём измерений.
Ключевые слова: оценочная деятельность, измерение, процент, структура, сенсорная чувствительность, иерархия, метод.
Оценочная деятельность в товароведении характеризуется рядом понятий, которые иерархически взаимосвязаны. Это оценка качества, контроль качества и оценка уровня качества.
Методы оценки показателей качества подразделяют на две группы – объективные и субъективные.
Объективные методы основаны на определении характеристик товаров путём измерений (измерительные методы) или регистрации каких-либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований (регистрационный метод). Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчётов в принятых единицах измерения или в процентах, причём эти результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различие между ними заключается в том, что при измерительных методах используются технические устройства (простейшие приспособления и сложные измерительные приборы системы, преобразователи), а при регистрационных — визуальный подсчёт.
Субъективные методы основаны на совокупности логических приёмов и методических правил теоретических исследовании для достижения конечных результатов. Общим для этих методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях отдельных лиц. Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняют друг друга или имеют самостоятельные сферы применения. Различия между этими методами заключаются в их назначении, используемых средствах и (или) приёмах. Органолептические методы предназначены для определения значений органолептических показателей товаров, экспертные – для оценки свойств показателей товаров условиям неопределённости и риска, социологические – для установления потребительской оценки товаров путём опросов покупателей.
Одним из наиболее применяемых в товароведной практике является органолептический метод оценки качества, который представляет собой физиологический процесс, в котором измерительным прибором являются органы чувств человека. С помощью этого метода определяют вкус, запах, цвет (окраску), структуру, температуру, внешний вид пищевых продуктов. Органолептическую оценку проводят путём дегустации. Для оценки вкуса и запаха продуктов органолептическая оценка незаменима. Точность определений показателей качества этим методом зависит прежде всего от квалификации специалистов.
Сенсорная чувствительность – это способность восприятия внешнего импульса при помощи органов чувств.
Порог чувствительности – это наименьшая интенсивность импульса, воспринимаемая органами чувств.
Чем ниже порог чувствительности, тем выше чувствительность оценщика. Порог чувствительности зависит от температуры раствора, что вероятно, объясняется изменением состояний молекулы белков вкусовых почек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3
Ссылка для цитирования:
Яйылов А., Алимов М. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТОВАРОВЕДЕНИИ И ЕГО ТЕНДЕНЦИИ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 149 - 151. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8202 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*