'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 26

Просмотры  39 просмотров

Атдаева О.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности и актуальные проблемы использования современных цифровых технологий в системе российского образования, указывается, что дистанционное обучение стало неотъемлемой частью всего образовательного процесса, но вместе с тем возникают проблемы, часть из которых автор пытается проанализировать в данной работе   

Ключевые слова:
цифровые технологии, современное российское образование, дистанционное обучение, проблемы реализации образования в условиях применения цифровых технологий   


УДК 37

Атдаева О.

старший преподаватель

Туркменский государственный институт экономики и управления

(г. Ашхабад, Туркменистан)


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в статье рассматриваются особенности и актуальные проблемы использования современных цифровых технологий в системе российского образования, указывается, что дистанционное обучение стало неотъемлемой частью всего образовательного процесса, но вместе с тем возникают проблемы, часть из которых автор пытается проанализировать в данной работе.

 

Ключевые слова: цифровые технологии, современное российское образование, дистанционное обучение, проблемы реализации образования в условиях применения цифровых технологий.

 

В настоящее время не только научное сообщество, политики, экономисты, специалисты в цифровых технологиях, но и все общество пристально следят за развитием цифровых технологий [1]. Они стремительно развиваются и существенно меняют принципы общественных взаимоотношений, формировавшиеся на протяжении веков. Очевидны безусловные преимущества

цифровых технологий, связанные со скоростью получения, обработки и распространения информации. Современные электронные вычислительные машины, гаджеты с приложением и другие цифровые технологии позволяют в тысячи раз ускорить труд человека, а в некоторых сферах вообще отказаться о него. Конечно же, как и во всех случаях развития нового вида общественных отношений экономика и бизнес находятся в авангарде. В частности, одним из примеров выступает Сбербанк России. Он перешагнул банковскую деятельность, и за счет цифровых технологий стал активно внедряться во все сферы жизнедеятельности общества, такие, как медицина, транспорт, безопасность, искусство, досуг и развлечения, средства мультимедиа и так далее. Конечно же, не остается в стороне от этих процессов современное образование. Сегодня любой вуз в соответствии с «Законом об образовании» обязан иметь и цифровые платформы, находящиеся в дистанционном доступе и систему дистанционного обучения. Этот тренд приобрел высокую актуальность в период ограничительных мер COVID-19. Можно сказать, что сегодня все основные сферы жизни государства и общества цифровизированы и эти процессы продолжают совершенствоваться.

Данная проблема рассматривается на самом высоком уровне государственного управления. В частности, Президентом Российской Федерации было одобрено создание Министерства цифрового развития связи имассовых коммуникаций Российской Федерации. Данный орган занимается распространением опыта IT-лидеров, флагманов цифрового бизнеса. Так же данное министерство выполняет задачу коммуникации работодателей и лиц, обучающихся цифровым профессиям. Следует отметить, Министерство цифрового развития плотно взаимодействует с Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, что подчеркивает тренды на цифровизацию образовательного процесса. В этих условиях необходимо рассматривать уже существующее цифровые технологии с целью максимально эффективного их использования в педагогическом процессе и понимать, какие направления будут наиболее актуальными в ближайшее время.

Можно согласиться с исследователями Доможиром В.В., Крутиковым В.К. и Потаповой А.С., которые утверждают, что сегодня человеческий капитал стал дороже денег. Но только лишь при условии, что человек обладает востребованными компетенциями и навыками [2, с. 58]. Это во многом обусловлено тем, что всеобщее внедрение цифровизации и информационно-коммуникационных технологий формируется по сетевому принципу, а не по принципу иерархии, на котором формировались предыдущие социально-административные системы. Данная проекция продуцирует данность, при которой расстояние между субъектами, осуществляющими какую-либо деятельность, является несущественным. В этих условиях возникают принципиально новые механизмы взаимодействия и управления. И новые критерии оценки эффективности.

Очевидно, что указанный человеческий капитал может быть сформирован только в результате процесса образования. Где цифровые платформенные решения стали в некоторых случаях единственно возможными, но в любом случае приобрели массовое значение для педагогической практики [3, с. 61].

Современные цифровые технологии способны создать устойчивую коммуникацию между субъектами общественных отношений, в том числе и между теми, кто осуществляет образовательный процесс и обучающимся. Многие исследователи отмечают, что интеграция внешних и внутренних цифровых платформ резко повышает качество услуги с одновременным снижением издержек и затрат на ее оказание. Поэтому необходимо принимать нормативные акты, которые будут регулировать взаимодействия внешних и внутренних цифровых платформ. Целью такого правового регулирования будет, с одной стороны, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в IT-сфере, а с другой стороны, создании оптимальных условий для эффективного применения цифровых технологий в образовательном процессе.

«По результатам исследований ведущих иностранных экспертов к 2025 году объем рынка платформенных решений превысит 335 миллиардов долларов. Сегодня крупнейшими компаниями, предоставляющими

платформенные решения, выступают Facebook* (запрещен в РФ т.к. головная компания МЕТА признана в РФ экстремисткой), Google, Microsoft, Netflix, Uber» [2, с. 59].

Как отмечает большинство исследователей, в период карантинных мер проявился огромный спрос на дистанционное обучение, который характеризуется как внутренней, так и внешней составляющей. Одновременно в российской системе образования проявилась проблема, которая связана с отсутствием необходимого количества квалифицированных кадров, способных обеспечивать качество образования в условиях дистанционного обучения. Оказалось, что профессорско-преподавательский состав оказался не полностью готов к использованию цифровых технологий в информационной образовательной среде. Во многом это связано с тем, что с преподавателями несвоевременно были проведены занятия по повышению квалификации в данном направлении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Мамычев А.Ю. и др. Роботы заявляют о своих правах. Доктринально-правовые основы и нравственно-этические стандарты применения автономных роботизированных технологий и аппаратов / Москва, 2020.
  2. Доможир В.В., Крутиков В.К., Потапова А.С. Инновационное развитие системы образования и цифровые технологии // Психолого-педагогические науки. 2021 №3.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Атдаева О. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 167 - 171. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8206 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8206



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.