'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 27

Просмотры  61 просмотров

Байгиреева Ж.М., Белякова Е.Г.

  


УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Была проведена апробация работы. Результаты апробации представлены на педагогическом методическом совете № 1 «Формирование метапредметных результатов в урочной деятельности обучающихся с 1 по 11 класс» с темой «Итоги оценки коммуникативных умений обучающихся среднего звена на уроках иностранного языка» МАОУ «СОШ №2» г. Заводоуковска   

Ключевые слова:
коммуникативные навыки, управление их развитием, коммуникативные компетенции   


УДК 372.881.111.1

Байгиреева Ж.М.

студент Института педагогики и психологии

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

Белякова Е.Г.

доктор педагогических наук,

профессор кафедры общей и социальной педагогики

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ

УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Была проведена апробация работы. Результаты апробации представлены на педагогическом методическом совете № 1 «Формирование метапредметных результатов в урочной деятельности обучающихся с 1 по 11 класс» с темой «Итоги оценки коммуникативных умений обучающихся среднего звена на уроках иностранного языка» МАОУ «СОШ №2» г. Заводоуковска.

 

Ключевые слова: коммуникативные навыки, управление их развитием, коммуникативные компетенции.

 

На современном этапе мир глобализируется, усиливается диалог культур. Эпоха потребления унифицирует, сближает, снимает противоречия. Касается это не только культуры, но и политики, промышленности, бизнеса, образования, искусства и проч. Коммуникации между народами способствует обучение иностранным языкам. Знание языка - это компетенция, чья значимость возрастает из года в год. Изучая иностранные языки, человек знакомится с культурой, менталитетом мира, развивает мышление, воображение, память, меняет мировоззрение. Межгосударственное взаимодействие во всех сферах невозможно без знания языков.

Знание иностранных языков - инструмент социализации, личностной и профессиональной самореализации является конкурентным преимуществом при устройстве на работу. Наблюдается тенденция, при которой россияне стремятся знать несколько языков международного общения, особенно в среде молодежи. В процессе обучения осваиваются не только новые информационные технологии, но и возможности мультимедиа. Современный ФГОС позиционирует себя как инструмент по переходу от традиционной модели в образовании, где на первом месте получение знаний, навыков, умений, к моделям с ориентацией на практическую реализацию указанных знаний. Требования к учебной программе становятся конкретными, проверяемыми, поддающимися измерению индикаторами эффективности.

Безусловно, методика изучения иностранного языка строится на достижении коммуникативных умений. Только таким путем современный школьник сможет принимать полноценное участие в диалоге культур, традиций. Собственно, все вышесказанное является причиной интенсификации обучения иностранным языкам в системе среднего образования.

Задача языкового образования - способствовать иноязычному межличностному общению. То есть, устное взаимодействие является одной из главных целей. Безусловно, недостаточно только теории или, скажем, углубления в специфику лексики, грамматики, языкознания без формирования навыка произношения, говорения, то есть, правильного речевоспроизводства, понимания языкового контекста.

Таким образом, актуальность настоящей работы подтверждается ценностью коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроках иностранного языка. Данной теме посвящено множество исследований, отечественных и зарубежных. Высокая социальная значимость обусловливает актуальность исследуемой темы.

Однако следует отметить, что часть важных аспектов и факторов ускользает от внимания экспертов.

 Методическое сопровождение для создания коммуникативных умений учащихся среднего звена разработано в недостаточной степени и возникает проблема процесса управления формированием коммуникативных умений для качественного образования на уроках иностранного языка.

Противоречия исследования. В настоящее время процесс управления формированием развития коммуникативных умений учащихся среднего звена является одной из ключевых задач в реализации обучения английскому языку. При этом наблюдается недостаточность методических разработок, направленных на достижение необходимых качественных образовательных результатов.

Проблема исследования. Высокая важность процесса управления формированием и развития коммуникативного подхода в обучении английскому языку, требует разработки эффективных методических рекомендаций по процессу управления и обучения, с целью достижения качественных образовательных результатов.

Объект исследования – процесс управления формированием коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроках иностранного языка.

Предмет исследования – организационные формы и методы управления процессом формирования коммуникативных умений школьников среднего звена на уроках иностранного языка.

Целью исследования является рассмотрение процесса управления формированием коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроках иностранного языка.

Цель исследования определила ряд задач, среди которых:

  • изучить понятие «коммуникативных умений»;
  • выявить особенности формирования коммуникативных умений учащихся среднего звена;
  • провести обзор основных форм и методов управления формированием коммуникативных умений;
  • оценить уровень развития управления формированием коммуникативных умений;
  • разработать модель процесса управления формированием коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроках иностранного языка;
  • разработать комплекс мер процесса управления, направленных на повышение уровня коммуникативных умений учащихся при преподавании иностранного языка.

 Гипотеза исследования: если в содержание процесса управления формирования коммуникативных умений учащихся среднего звена включить такие методы и формы, как интерактивное обучение; информационно-коммуникационное обучение; метод проектов во всем его многообразии (исследовательский проект; творческий проект; ролевое моделирование; практико-ориентированный проект), то это повысит уровень сформированности коммуникативных навыков.

 Теоретико-методологическая база исследования включает в себя научные положения о принципах организации формирования коммуникативных умений, аспектами специально организованной речевой деятельности, проблемами межличностного взаимодействия, как Зимняя И.А., Корнева Л. П., Мильруд Р.П., Оглуздина Т.П., Пассов Е. И., Сафонова В.В. и др.

Методами исследования являются эмпирические и теоретические методы. Теоретические методы: сравнение, обобщение, классификация, систематизация, синтез, аналогия. Эмпирические методы: контент-анализ литературы по проблеме исследования; опросы и анкетирования; беседа, анализ продуктов деятельности; изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики.

Экспериментальная база исследования. МАОУ «СОШ №2» МАОУ «СОШ №3» г. Заводоуковска. Исследование проводилось на базе второй ступени образования.

Практическая значимость исследования заключается в выработке мер развития управления формированием коммуникативных умений и возможности их внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений. В рамках данного исследования предлагаются следующие меры:

■     Использование в практике преподавания УМК с ярко выраженным коммуникативным компонентом;

■     Выделение дополнительных часов на организацию «Дискуссионных клубов по английскому языку» в основной и старшей школе;

■     Подготовка и проведение школьных дебатов, метапредметных испытаний (публичное высказывание, аргументация в дискуссии и т.д.) в рамках работы клуба;

■     Организация и регулярное проведение видеоконференций с социальными партнерами.

Понятие «коммуникативное умение» состоит из двух главных слов: «умение» и «коммуникация». Рассмотрим их более подробно. Существует несколько подходов к определению понятия «умение». Е.Н. Кабанова - Меллер, К.Н. Корнилов, А.М. Левитов оценивают умение как незавершенный опыт, а опыт как воздействие, выполняющееся на более высоком уровне. В исследовательских работах, умение рассматривается, как готовность исполнять воздействие (З.И. Ходжава, Е.И. Бойко, К.К. Платонов). Понимание об умении как вероятности реализовывать представленную работу характерно для А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, Н.В. Кузьминой, Е.А. Милеряна. На наш взгляд, наиболее полным определением понятия «умение» является последняя точка зрения ученых: способность выполнять определенную деятельность [Гулевич, с.234].

Коммуникация (от лат.Communicationis - информация, представление) взаимодействие, обмен идеями, данными, мыслями и т.д.; передача той или иной информации от одного сознания(коллективного или индивидуального) к другому[Гулевич,с.135].

С. Л. Рубинштейн определяет ценность общения как сложный многогранный процесс установления и становления контактов между людьми. Она заключается в необходимости сотрудничества и предполагает обмен информацией, а также выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека [Самыгин,с. 543].

Под коммуникацией понимается информационное объединение объекта между собой. Человек передает некоторую информацию, например, знания, идеи, деловые предложения, указания и т. п., эту информацию получатель обязан принять, освоить или передать, в этом и выражается коммуникация.

Коммуникативные умения рассматривались в многочисленных исследованиях Л.А. Петровской, А.Л. Андреева и др. [Петровская, Андреев]. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно, коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению [Воробьев, с.131].

По определению В.А. Тищенко коммуникативные умения – это владения умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества.

Вслед за Г.М. Андреевой, Ю.М. Жуковым, К.В. Егорова считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований в сфере интеллекта [Изаренков, с.60].

Соответственно, анализируя психолого-педагогические литературные источники, можно подвести итоги касаемо того, что проектирование коммуникативных навыков – востребованный в нынешний период аспект в рамках обучения вследствие того, что уровень сформированности анализируемых навыков воздействует на эффективность обучения школьников, специфику приспособления к социуму, личностное совершенствование в комплексе.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования определяет характеристики и умения выпускника, среди которых следует выделить следующие: “умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике” [ФГОС ООО, 2 поколение, 2010: 4]. Также во ФГОС СОО упомянуто, что “умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты” должно быть сформировано в процессе обучения, что напрямую является составляющей гибких навыков [ФГОС СОО, 2 поколение, 2012: 6].

Также, в примерной основной образовательной программе основного общего образования указано, что обучающегося должны быть сформированы «готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору, <...> развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; <...> осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию.);сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; <. > осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку» [2015:15-16].

Более того, в Примерной образовательной программе среднего общего образования отмечено, что выпускник должен уметь “осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий”, вполне вероятно, что эти действия будут осуществляться ощутимо проще с должным образом сформированными мягкими умениями [2016: 21].

       Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование [ФГОС ООО,2014, с.2].

По сравнению с другими предметами, уроки иностранного языка представляют особую ценность. Как справедливо отмечают эксперты, принципиально важно, что современное иноязычное образование «предполагает сопоставление родной и иностранной культур, в результате чего формируются нравственные установки и интерес к изучению иноязычной культуры» [Korolevaetal., 2021]. То есть посредством предмета «Иностранный язык» происходит процесс приобщения обучающихся к иной культуре, расширяется их социокультурный кругозора, а это, в свою очередь, способствует личностному и интеллектуальному развитию ребёнка. Сегодня изучение иностранного языка неразрывно связано с его культурой, в этом состоит мощный воспитательный потенциал уроков иностранного языка. Формирование личности учащихся происходит на уроке посредством диалога культур: родной и чужой. Изучение грамматических явлений и знакомство с новой лексикой обязательно должно преломляться через призму аутентичных текстовых, аудио и видеоматериалов.

Знакомство с чужой культурой означает усвоение норм этикета и правил поведения в инокультурном обществе, построение своей речевой активности в соответствии с этими правилами, подбирая верную реплику. Это необходимо для перестроения своего вербального и невербального поведения. Владение необходимыми речевыми и культурными клише позволит избежать в будущем «культурного шока» при посещении страны и общению с носителями языка, легко адаптируясь к иноязычной реальности.

Важно отметить, что современные информационно-коммуникационные технологии значительно упростили общение с представителями других культур. Эта возможность обязательно должна быть использована для повышения эффективности изучения языков в общеобразовательной школе. Соприкосновение с чем-то новым чрезвычайно мотивирует ребят, они с удовольствием выходят на контакт со сверстниками из других стран, ведут переписку и живое общение на иностранном языке, интересуются обычными бытовыми моментами. Такой опыт подстёгивает и стимулирует их к дальнейшему изучению иностранного языка, исчезает страх совершить ошибку.И здесь достигается главная цель иноязычного образования - научить ребят общаться, эффективно взаимодействовать на иностранном языке.

Иноязычное общение становится самым ценным достижением ученика. То есть, недостаточно знать правила, понимать смысл, пользоваться словарем, исповедовать формальный подход к развитию умений.

Поэтому, рассматривая понятийно-категориальный аппарат коммуникативных умений на уроках иностранного языка, следует отметить, что он выражается через собственно компетенцию, коммуникацию, коммуникативные действия, т.е. процесс формирования в коммуникативную компетенцию в целом. Настоящая работа посвящена анализу указанных категорий. Безусловно, само понятие «компетенция» в данном случае будет выходить на первый план.

Коммуникативные действия включают в себя: умение планировать учебное сотрудничество, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра и построение речевых высказываний в устной и письменной речи.

В процессе формирования коммуникативных умений обучающиеся получают возможность научиться: высказывать оценочные суждения, доказывать свою позицию; уважать мнение собеседника; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; корректировать действия участников коллективной творческой деятельности; понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников; понимать контекстную речь взрослых; эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Деятельностный подход позволяет делать успехи, как в речевой практике, так и в сфере межличностного общения.

Методика формирования коммуникативных умений у учащихся среднего звена включает этапы мотивации и содержания, деятельности и рефлексии, оценки и коррекции.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что учитель, развивая коммуникативные умения, способен облегчить учебный процесс. Формирование коммуникативных умений должно проводиться в системе в соответствии с представленной теоретической моделью формирования коммуникативных умений. Развитые коммуникативные умения помогают школьнику учиться, а значит, обязательно повлияют на результат обучения на уроках иностранного языка. Перед учителем открываются широкие возможности для формирования коммуникативных умений школьников среднего звена. Одна лишь работа с иностранным текстом, как самая распространенная форма работы на уроках иностранного языка, формирует у школьников логические умения. На уроках иностранного языка в первую очередь формируются речевые умения школьников: иностранный язык учит школьников правильно использовать клише (устойчивые выражения), формулировать классические вопросы и ответы на них, доказывать верность и неверность утверждений, обосновывать этапы построения монолога и диалога.

Для повышения уровня коммуникативных умений педагогу следует разнообразить используемые технологии обучения, отдавая предпочтение современным: интерактивное обучение; информационно-коммуникационное обучение; интерактивное обучение; метод проектов; исследовательский проект; творческий проект; ролевой-игровой проект; практико-ориентированный проект.

Поэтому, формирование коммуникативных умений становится все более приоритетным в преподавании иностранного языка в школе. Однако, решение проблемы, связанной с коммуникативными умениями и ее развитием у школьников при обучении иностранному языку, представляет собой актуальную задачу для методического сопровождения образовательной деятельности. На основе данных исследований сформирована модель управления формирования коммуникативных умений МАОУ «СОШ №2» г. Заводоуковска.

Таким образом, при изучении иностранного языка в школе решается задача по формированию культуры общения в социуме, комплекса аспектов, которые присущи коммуникативным умениям. Уроки иностранного языка являются уникальной сферой для решения этих задач.

Как было выше отмечено, базой исследования является МАОУ «СОШ №2», МАОУ «СОШ №3»г. Заводоуковска.

Участники исследования - школьники в количестве 170 учащихся среднего звена школ Заводоуковска, а также 10 учителей иностранного языка.

Были использованы следующие инструменты для оценки сформированности коммуникативных умений:

  • Анкета для учащихся
  • Модуль Spotlight (модуль, используемый для учебного пакета).
  • Шкала оценок.
  • Пакетная оценка для учителей.

В настоящем исследовании в качестве метода исследования используется метод опроса.

Анкета – это исследовательский инструмент, состоящий из серии вопросов с целью сбора информации от респондентов. Анкеты часто предназначены для статистического анализа ответов. Здесь был использован опросник, который был распространен среди учителей для анализа текущего сценария преподавания и изучения английского языка.

Анкета, состоящая из 10 утверждений для анализа текущего сценария преподавания и изучения английского языка, была основным инструментом, использованным для исследования. Анкета была сосредоточена на таких областях, как изучение языка, окружающая среда, эффективность деятельности, ориентированной на ребенка, и участие учащегося в ней, возможности улучшить языковые навыки, творческое выражение языка и развитие коммуникативной компетенции.

Проект по УМК «Spotlight», как инструмент анализа, является заключительным мероприятием, демонстрирующим художественное самовыражение учащихся, обучающихся по УМК. Учащиеся участвовали в различных формах художественной феерии, включая флешмоб, пародию, инсценировку, декламацию, исполнение английских песен, хореографию по стихам и языковую выставку, включающую плакаты, стенные журналы, портреты и работы учеников. Программа наполдня, которой полностью управляли сами учащиеся, началась с формального мероприятия, приветствия руководителя Проекта. Мероприятие было отмечено культурными программами, в том числе тематической песней Spotlight и выпуском журналов, подготовленных учениками.

Итоги констатирующей стадии эксперимента в следующем. Ответы учащихся экспериментальной группы были оценены и сгруппированы по степени сформированности навыков:

  1. Неудовлетворительный - 32%;
  2. Приемлемый - 47%;
  3. Отличный – 21%.

Что касается показателя контрольной группы, то цифры здесь следующие. Неудовлетворительный результат у 30% респондентов, 47% - на приемлемом уровне, у 23% он является отличным. Таким образом, нетрудно заметить практически полное совпадение результатов.

Исследовательская работа проводилась на базе учебной программы. ЭГ, КГ предоставили возможность узнать, в какой мере она усвоена девятиклассниками. Как видим, уровни практически идентичны. Успеваемость анализировалась как комплекс знаний, умений, навыков (ЗУН), связанных с коммуникацией. Группам было предложено дополнительное тестирование с целью раскрыть тематический потенциал освоенного материала.

Реакция учащихся на Spotlight оказалась положительной. Учащиеся оценили вопросы, присвоив баллы 5, 3 и 1 по шкале «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» соответственно. Примечательно, что ни один учащийся не оценил ни один из вопросов как «плохо». Из 170 учащихся, ответивших на оценочную шкалу, 136 считают Spotlight отличным. 149 учащихся сказали, что модуль повысил их уровень уверенности. 136 из них обнаружили, что занятия по Spotlight вызывают больший интерес к изучению английского языка. 158 участников опроса считают, что Spotlight улучшил их навыки аудирования. Что касается влияния программы Spotlightна выражение мыслей на английском языке, то учащиеся оценили его на «отлично». Когда учащихся попросили высказать свое мнение об эффективности разыгрывания сценок, 144 из них сочли ее отличной. Когда их попросили оценить влияние песен на изучение английского языка, 127 учеников отметили, что это очень подходит для процесса обучения, тогда как 8 из них оценили, как хорошее.

Отметим, что учащиеся 9 классов в результате диагностики и анализа демонстрируют практически совпадающие результаты по параметру ЗУН, уровень которого зависит от КГ и ЭГ обследованных групп. Это означает, что становление коммуникации на уроках английского языка происходит схожим образом, по единой методике, с одинаковым результатом.

Поэтому, можно сделать вывод о том, что для успешного развития коммуникативных умений у учеников среднего звена педагогу необходимо:

  • формировать деятельность так, чтоб она соответствовала реальным проблемам взаимодействия учеников;
  • в процессе общения знакомить подростков с различными способами согласованного взаимодействия;
  • корректировать и направлять коммуникативные взаимодействия подростков в межличностном общении.

Таким образом, при изучении иностранного языка в школе решается задача по формированию культуры общения в социуме, комплекса аспектов, которые присущи коммуникативным умениям.

 Уроки иностранного языка являются уникальной сферой для решения этих задач.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Багрецова Н.В. Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 25–38.
  2. Барышников, Н.В. Теоретические и практические аспекты преподавания иностранных языков и культур в различных условиях. Пятигорск, 2012. С. 54.
  3. Белова Н.М. Взаимосвязь коммуникативного и межкультурного подходов при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 3 (9). С. 120-122
  4. Габеева, К. А. Развитие умений диалогической речи на иностранном языке в основной школе / К. А. Габеева // Иностранные языки в школе. - 2017. - №12. - с. 41-45.
  5. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам [Текст]: учеб.пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Дрофа, 2015.- 257с.
  6. Гураль С. К. Новые технологии в преподавании иностранных языков / Сборник научных статей Зимней школы семинара. - Томск: ТГУ, 2015. - 184 с.
  7. Есипович К. Б. Управление познавательной деятельностью учащегося при изучении иностранных языков в средней школе. М.: Просвещение, 2018.- 190 с.
  8. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — 2016. 222 с.
  9. Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. - М.: Педагогика. 2009. - с.103-104.
  10. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 2016. - 175 с.
  11. Корнева Л. П. Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 2016. 292 с.
  12. Красилова И.Е. Роль технологии CLIL в повышении мотивации учащихся старших классов общеобразовательных организаций к изучению английского языка / И.Е. Красилова, М. Д. Левкин // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - 2021. - № 1. - С. 17-22.
  13. Латухина М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку //Приволжский научный вестник. – 2014. – с. 53-58.
  14. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Коммуникативная готовность учащихся - новая парадигма коммуникативной компетенции // Язык и культура. 2017. № 38. С. 250-268.
  15. Мильруд Р.П. Повышение эффективности речевой ситуации как методического приема обучения / Иностранные языки в школе. 2015. № 2. - С. 27-32.
  16. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, В. С. Цетлин. М.: Просвещение, 2017. - 504 с.
  17. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2015. - 222 с.
  18. Попова Е. В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2016. - 17 с.
  19. Рябцева О.М. Пути повышения мотивации в изучении иностранного языка //Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2012. – с. 135-138.
  20. Страмной А.В. Методология и технология инновационного урока английского языка // МНКО. - 2020. - №1 (80). - С. 142-143.
  21. Hugh Dellar,Andrew Walkley Teaching Lexically. DeltaPublishingCompany. 2017. 152 р.
  22. Koroleva N.M. Model of moral qualities formation of younger schoolchildren by means of foreign language education / N.M. Koroleva, E.N. Zemlyanskaya // Baltic Humanitarian Journal. - 2021. - Vol. 10. - No 1(34). - P. 139-142.
  23. Strauss V. What Finland is really doing to improve its acclaimed schools? [Электронный ресурс] URL: https://www.washingtonpost.com/education /2019/08/30/what-finland-is-really-doing-improve-its-acclaimed-schools/ (дата обращения: 06.01.2023) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Байгиреева Ж.М., Белякова Е.Г. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 172 - 188. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8207 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8207



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.