'
Губанова В.В., Шербатых Г.Н.
КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ *
Аннотация:
основной деятельностью на уроках является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно, литературное краеведение и литературоведческое краеведение
Ключевые слова:
краеведение, литература, уроки в школе, современное образование
УДК 37
Губанова В.В.
магистрант
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
(г. Елец, Россия)
Научный руководитель:
Шербатых Г.Н.
канд. пед. наук, доцент кафедры
иностранных языков и методики их преподавания
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
(г. Елец, Россия)
КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: основной деятельностью на уроках является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно, литературное краеведение и литературоведческое краеведение.
Ключевые слова: краеведение, литература, уроки в школе, современное образование.
Одна из важных целей литературного образования в школе – это выявление заинтересованности учащихся к слову, богатству отечественной и зарубежной литературы. Основной деятельностью на уроках является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. Литература, как одна из важнейших гуманитарных областей, не может ограничиваться только всемирно известными писателями, их жизнью и творчеством.
Современное образование уделяет все больше внимания изучению краеведческого материала на уроках русского языка и литературы в средних и старших классах. Ученые – методисты (Н.А. Милонов, М.Д. Янко) [7] активно внедряли в школьное литературное образование краеведение, использование которого помогает формированию целостной картины миры в сознании ребенка, прививает патриотические чувства к малой родине, помогает учителю – предметнику определять значимые формы изучения литературы родного края, разрабатывать новые технологии в преподавании литературы. Использование краеведческого материала играет значительную роль в развитии познавательных интересов и даёт возможность учащимся проявить себя и реализоваться. «Знающий родной край зримее, конкретнее осознает свои кровные связи со всей страной, с Родиной», отмечает известный педагог, исследователь литературного краеведения Ярославского края Н.А. Астафьева. [1]
В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно литературное краеведение, занимающееся установлением биографических и творческих связей писателей с тем или иным краем, выяснением литературных мест; и литературоведческое краеведение, помогающее выяснить вопросы, связанные с мироощущением писателя как уроженца региона – эта разновидность краеведения особенно важна при изучении историко-литературного курса и входит в основной компонент литературного образования.
Литературное краеведение – потребность времени. Расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, оно прививает им уважение к культуре «малой» родины, помогает полнее ощутить связь литературы с жизнью. Изучение литературы будет более эффективным, если она окажется близкой ученику, тесно связанной со знакомыми ему реалиями.
Говоря о включении литературно-краеведческого материала в школьный курс литературы, выделяют два пути. Во-первых, предлагается использование местного материала, привлекаемого, как правило, лишь как дополнительные сведения об основных направлениях творчества и биографии того или иного автора. А во-вторых, обращение к литературно-краеведческому материалу, который является важным источником познания русской литературы и составляет компонент литературного образования.
Краеведение становится неотделимой частью регионального образования. Преподавание краеведческого материала помогает формированию целостной картины мира у школьников, вырабатывает патриотические чувства и причастность родного края ко всему литературному процессу.
О постоянном интересе и внимании к вопросу изучения краеведения в школьном курсе гуманитарных предметов, в частности литературы, говорят многочисленные труды известных учёных и литературоведов, методистов и учителей. Методисты считают, что одним из главных принципов изучения краеведческого материала является видение автора, его места в литературе и место его произведений о родном крае.
Литературное краеведение не только тесно связано с литературоведением, но и значительно дополняет его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творчества писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами.
Целенаправленные занятия литературным краеведением способствуют процессу познания в области богатейшей русской литературы, самобытной культуры, способствуют духовному совершенствованию и росту творческой активности детей. Существуют определённые пути реализации:
В процессе исследовательской деятельности юные краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспедиции по местам жизни и творчества писателя или его литературных героев, приобщаются к различным источникам (биографическим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям и т.п.). Особое внимание при исследовании может быть уделено современному литературному процессу, происходящему в крае.
Говоря о путях включения литературно - краеведческого материала в школьный курс литературы, ученые и методисты выделяют два пути использования краеведения в школьной практике: во-первых, использование местного материала, во-вторых, обращение к литературно-краеведческому материалу, который является важным источником познания русской литературы и составляет компонент литературного образования.
Можно сделать вывод о том, что краеведческому образованию в современном мире уделяется достаточно большое внимание, способствующее наиболее полному воспитанию и образованию обучающегося.
Список литературы:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3
Ссылка для цитирования:
Губанова В.В., Шербатых Г.Н. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 217 - 221. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8213 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*