'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 33

Просмотры  40 просмотров

Губанова В.В., Шербатых Г.Н.

  


КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
основной деятельностью на уроках является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно, литературное краеведение и литературоведческое краеведение   

Ключевые слова:
краеведение, литература, уроки в школе, современное образование   


УДК 37

Губанова В.В.

магистрант

 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

 

Научный руководитель:

Шербатых Г.Н.

канд. пед. наук, доцент кафедры

иностранных языков и методики их преподавания

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

 

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация: основной деятельностью на уроках является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно, литературное краеведение и литературоведческое краеведение.

 

Ключевые слова: краеведение, литература, уроки в школе, современное образование.

 

Одна из важных целей литературного образования в школе – это выявление заинтересованности учащихся к слову, богатству отечественной и зарубежной литературы. Основной деятельностью на уроках является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. Литература, как одна из важнейших гуманитарных областей, не может ограничиваться только всемирно известными писателями, их жизнью и творчеством.

Современное образование уделяет все больше внимания изучению краеведческого материала на уроках русского языка и литературы в средних и старших классах. Ученые – методисты (Н.А. Милонов, М.Д. Янко) [7] активно внедряли в школьное литературное образование краеведение, использование которого помогает формированию целостной картины миры в сознании ребенка, прививает патриотические чувства к малой родине, помогает учителю – предметнику определять значимые формы изучения литературы родного края, разрабатывать новые технологии в преподавании литературы. Использование краеведческого материала играет значительную роль в развитии познавательных интересов и даёт возможность учащимся проявить себя и реализоваться. «Знающий родной край зримее, конкретнее осознает свои кровные связи со всей страной, с Родиной», отмечает известный педагог, исследователь литературного краеведения Ярославского края Н.А. Астафьева. [1]

В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно литературное краеведение, занимающееся установлением биографических и творческих связей писателей с тем или иным краем, выяснением литературных мест; и литературоведческое краеведение, помогающее выяснить вопросы, связанные с мироощущением писателя как уроженца региона – эта разновидность краеведения особенно важна при изучении историко-литературного курса и входит в основной компонент литературного образования.

Литературное краеведение – потребность времени. Расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, оно прививает им уважение к культуре «малой» родины, помогает полнее ощутить связь литературы с жизнью. Изучение литературы будет более эффективным, если она окажется близкой ученику, тесно связанной со знакомыми ему реалиями.

Говоря о включении литературно-краеведческого материала в школьный курс литературы, выделяют два пути. Во-первых, предлагается использование местного материала, привлекаемого, как правило, лишь как дополнительные сведения об основных направлениях творчества и биографии того или иного автора. А во-вторых, обращение к литературно-краеведческому материалу, который является важным источником познания русской литературы и составляет компонент литературного образования.

Краеведение становится неотделимой частью регионального образования. Преподавание краеведческого материала помогает формированию целостной картины мира у школьников, вырабатывает патриотические чувства и причастность родного края ко всему литературному процессу.

О постоянном интересе и внимании к вопросу изучения краеведения в школьном курсе гуманитарных предметов, в частности литературы, говорят многочисленные труды известных учёных и литературоведов, методистов и учителей. Методисты считают, что одним из главных принципов изучения краеведческого материала является видение автора, его места в литературе и место его произведений о родном крае.

Литературное краеведение не только тесно связано с литературоведением, но и значительно дополняет его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творчества писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами.

Целенаправленные занятия литературным краеведением способствуют процессу познания в области богатейшей русской литературы, самобытной культуры, способствуют духовному совершенствованию и росту творческой активности детей. Существуют определённые пути реализации:

  1. Изучение литературного наследия края.
  2. Создание литературно-краеведческих проектов и презентаций.
  3. Составление летописи жизни и творчества писателей-земляков.
  4. Подготовка путеводителей, литературно-краеведческих карт, сборников, альманахов.
  5. Изучение современного литературного процесса, ведение историко-литературных хроник.
  6. Встречи с местными писателями и поэтами.

В процессе исследовательской деятельности юные краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспедиции по местам жизни и творчества писателя или его литературных героев, приобщаются к различным источникам (биографическим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям и т.п.). Особое внимание при исследовании может быть уделено современному литературному процессу, происходящему в крае.

Говоря о путях включения литературно - краеведческого материала в школьный курс литературы, ученые и методисты выделяют два пути использования краеведения в школьной практике: во-первых, использование местного материала, во-вторых, обращение к литературно-краеведческому материалу, который является важным источником познания русской литературы и составляет компонент литературного образования.

Можно сделать вывод о том, что краеведческому образованию в современном мире уделяется достаточно большое внимание, способствующее наиболее полному воспитанию и образованию обучающегося. 

 

Список литературы:

 

  1. Астафьев, А. В., Астафьева Н. А. Книга. Писатели Ярославского края (до 1917 г.). – Ярославль, 1974. – 248 с.
  2. Белоусов, Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. – М: Просвещение, 1987. – С. 78.
  3. Зыков, Ю. А. Использование краеведческого материала на уроках литературы в адыгейской школе. – Майкоп, 1977. – С. 52 – 62.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. – Москва: Просвещение, 2009.
  5. Кошелева, А.Ф. Филологическое краеведение. – Ульяновск, 1998.
  6. Литературное краеведение в школе / сост. М.Д. Янко. – М.: Просвещение, 1976. – 108 с.
  7. Милонов, H.A. Литературное краеведение: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., 1985.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Губанова В.В., Шербатых Г.Н. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 217 - 221. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8213 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8213



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.