'
Гузева А.А., Суменко Л.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в работе раскрыта эффективность использования устного народного творчества для развития речи детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрены формы устного народного творчества в работе педагогов для развития речи детей среднего дошкольного возраста
Ключевые слова:
устное народное творчество, средний дошкольный возраст, сказка, скороговорка, загадка, пословицы и поговорки, потешки
УДК 372.3
Гузева А.А.
студентка
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
(г. Ставрополь, Россия)
Суменко Л.В.
канд. пед. наук, доцент кафедры
общей педагогики и образовательных технологий
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
(г. Ставрополь, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в работе раскрыта эффективность использования устного народного творчества для развития речи детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрены формы устного народного творчества в работе педагогов для развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: устное народное творчество, средний дошкольный возраст, сказка, скороговорка, загадка, пословицы и поговорки, потешки.
В настоящее время существует социальная потребность в воспитании детей с хорошо развитыми языковыми навыками. Причина этого кроется в социальной значимости речи и её роли в развитии личности ребёнка. Развитие речи в целом является одним из основных условий развития ребёнка и важнейшим элементом в формировании его личности, поведения и эмоционально-волевых процессов.
При речевом развитии решается комплекс задач по овладению детьми речью как средством общения и культуры, обогащению словаря, развитию связной речи (диалогической и монологической) и средствами ее выразительности, знакомство с детской литературой (детским фольклором) [1].
Возраст 4-5 лет является особенно важным периодом для развития речи. Главная задача воспитателей в её развитии у детей среднего дошкольного возраста – помочь им овладеть разговорной речью, родным языком, расширить, обогатить и активизировать словарь детей. Поэтому педагогу необходимо вдумчиво и ответственно подходить к данному процессу, а также к выбору средств речевого развития.
Устное народное творчество является одним из самых эффективных и ярких средств речевого развития детей, которое обладает огромным дидактическим потенциалом. Знакомство с ним обогащает эмоциональный фон и речь детей, формирует их отношение к окружающему миру и играет неоценимую роль в их всестороннем развитии. Воспитательная, познавательная и эстетическая ценность устного народного творчества огромна. Это связано с тем, что оно расширяет знания детей, развивает их способность чувствовать художественные формы, мелодии и ритмы родного языка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование и его повседневное применение, как в режимных моментах, так и в игровой деятельности, развивает воображение и фантазию детей, влияет на их духовное развитие, учит их определённым моральным нормам, знакомит с фольклорной поэзией, приобщает к родному русскому языку. Константин Дмитриевич Ушинский писал, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь» [3].
Через художественное слово – пословицы, поговорки, загадки, пестушки, сказки, скороговорки дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки.
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка.
Огромную роль играют сказки в развитии речи. Есть много приемов работы со сказкой для достижения этой цели. Для этого педагогом используются такие приемы как: чтение сказок; беседа; умение задавать вопросы (воспитателю по сказке, героям сказки); конструирование слов (придумать несколько однокоренных слов); словосочетаний (срифмовать 2 слова); предложений (составить длинное, распространенное предложение в игре «от каждого – по словечку»); сочинение сказок; придумывание новых названий известных народных сказок; придумывание нового персонажа; драматизация сказок.
Сказка – прекрасный материал для развития речи детей. То есть языковой материал сказок можно использовать практически на любом занятии по развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия: это и воспитание интереса к художественному слову, и развитие связной речи, и обучение диалогической речи, и обогащение словаря детей через использование различных методов и приемов работы со сказкой.
Введение пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка [2].
Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.
Потешки также привлекают детей данного возраста, они хотят повторять и запоминать их, а это, в свою очередь, служит поддержкой для развития разговорной речи. Дети с легкостью заучивают потешки. Они начинают включать их слова в свои игры. Для запоминания потешек воспитатель может использовать подбор различного материала на выбор – красочные книги с потешками, наглядные и дидактические пособия.
Скороговорки используются для улучшения дикции и исправления неправильного произношения. Скороговорки развивают речевой аппарат детей, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой и понятной. Положительный эмоциональный фон при разучивании скороговорок позволяет организовывать приятное общение с взрослыми, обучать и развивать детей без принуждения. Скороговорки не являются случайным набором звуков или слов. Они тренируют конкретные навыки и оттачивают произношение определенных «проблемных» звуков.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений [2]. Загадки различаются по теме и содержанию. Об одном и том же предмете, явлении или животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его по-своему. При работе с загадками необходимо научить детей осознанно определять и запоминать различные особенности и признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают. Такого рода загадки предлагаются детям среднего дошкольного возраста.
При проговаривании всех фольклорных произведений, воспитатель добивается понимания детьми содержания, благодаря эмоциональной окраске речи и изменению интонации. Таким образом, с ребёнком устанавливается речевое взаимодействие, направленное на развитие звуковой культуры речи.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что использование устного народного творчества для развития речи детей среднего дошкольного возраста очень важно и велико. Через устное народное творчество дети не только изучают родной язык, но и приобретают его красоту и лаконичность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3
Ссылка для цитирования:
Гузева А.А., Суменко Л.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 222 - 226. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8214 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*