'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 35

Просмотры  63 просмотров

Дресвянникова А.А.

  


МЕСТО И РОЛЬ РЕПЕТИТОРСТВА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрен социальный институт репетиторства как процесс и явление. Дана характеристика его роли в системе среднего образования. На основе проведенного социологического исследования выявлены и описаны функции репетиторства   

Ключевые слова:
среднее общее образования, школа, репетитор, родители, ученик, функции репетиторства   


УДК 373.5

Дресвянникова А.А.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

МЕСТО И РОЛЬ РЕПЕТИТОРСТВА

В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в работе рассмотрен социальный институт репетиторства как процесс и явление. Дана характеристика его роли в системе среднего образования. На основе проведенного социологического исследования выявлены и описаны функции репетиторства.

 

Ключевые слова: среднее общее образования, школа, репетитор, родители, ученик, функции репетиторства.

 

Образование общепризнанно выступает одним из ключевых детерминантов экономического роста страны (территории) и индивидуального развития человека. Подавляющее большинство индивидов стремится повышать свою конкурентоспособность, а также членов семьи, прежде всего, детей, за счет получения необходимых знаний и освоения ключевых навыков. Базовые потребности в знаниях в системе общего образования закрываются государственными организациями (школы), но при этом частная преподавательская практика (репетиторство) играет важную вспомогательную роль, поскольку устраняет комплекс разноплановых проблем традиционного образования. Ежегодно десятки, если не сотни тысяч репетиторов оказывают помощь и поддержку школьникам в процессе их обучения и подготовке к сдаче выпускных экзаменов.

Спрос на услуги репетиторов растёт с каждым годом. Так, по итогам 2021 года вырос в целом по России на 49%, а в некоторых городах доходил до 150% [1]. По данным 2022 года спрос на услуги репетиторов вырос на 38%. По данным kp.rf [3], основной причиной обращения к репетиторам служит то, что ребёнок не усваивает школьную программу. Самый популярные причины обращения к репетиторам – это подготовка к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ). Также сообщается, что около 60% российских семей используют услуги репетиторов. Согласно данным Авито-услуг, спрос на услуги репетиторов в начале 2023 года вырос на 51% в сравнении с январём 2022 года [2].

Экспоненциальный рост на услуги данного рынка противоречит статусу репетиторства. На данный момент действия репетиторов никак не регулируются, он представлен в основном теневым сегментом рынка образовательных услуг. Данный факт, можно проинтерпретировать, с социологической точки зрения, как факт дисфункции средней школы.

Как отмечалось ранее, образование - неотъемлемая частью общественной и индивидуальной жизни, т.к. оно способствует конкурентоспособности каждого человека, увеличивает шанс вертикальной социальной мобильности, при этом особую значимость имеет его качество. Репетиторство способствует поддержанию уровня образования, развитию личности, человеческого капитала страны. Репетиторство способно быстро подстраиваться под изменения, которые диктует государство и ситуация в стране и мире.

Репетиторство можно рассмотреть, как процесс и как явление:

  1. Процесс: репетиторство представляет собой деятельность по поддержанию общественных стандартов, прав граждан на качественное образование.
  2. Явление. Выделим его составляющие, необходимые для реализации цели. Структура представлена: педагогами, профессорами, выпускниками, студентами, профессионалами своего дела (например: переводчики). Все участники отношений в сфере репетиторства должны обладать, в-первую очередь, знаниями в предметной сфере, а в дополнение к ним желанием и способностью передавать знаниями, умением располагать к себе. Репетиторы, в таком случае, это люди с высокой социальной ответственностью, обладающие отзывчивостью, чуткостью, пониманием и т. д. Данные черты характера могут быть врожденными или приобретенными за счет воспитания и учета моральных норм общества.

Репетиторы, будучи частными учителями, располагающие необходимыми компетенциями и некоторыми другими качествами (психологическими, деловыми и др.), выходят на рынок с предложением о своих услугах. Они взаимодействуют с родителями на прямую, откуда возникает прямая ответственность за результат перед своим учеником (а также перед заказчиками репетиторских услуг), и, в той или иной мере, гарантируют факт того, что ученик достигнет своих целей. В связи с этим, найм репетитора отличается более высокой мотивацией учеников и нацеленностью на результат, чем основные формы обучения.

Для раскрытия места и роли репетиторства в системе среднего образования было проведено социологическое исследование. Так, были опрошены столичные и провинциальные родители, выявлены их причины и мотивы обращения к репетиторам, которые послужили прямой характеристикой функций репетиторства в системе среднего образования.

Социально-демографический портрет респондента соответствуют обобщенной картине представлений о родителях старшеклассников в центральной России. Средний возраст: 32,2 года. Представительницы женского пола были основными участниками опроса, поскольку мамы, которые даже если не оплачивают услуги репетиторов, как правило организуют их. Услугами репетиторов пользуются в основном граждане с достатком ниже среднего или с невысоким, что связано, со стремлением обеспечить лучшее будущее через получение дополнительных знаний.

Рис. 1. Распределение детей из семей респондентов по успешности прохождения образовательной программы, %

 

К репетиторам за помощью прибегают родители, чьи дети отстают по успеваемости (учатся преимущественно на «удовлетворительно») (см. рис. 1). Данное обстоятельство предполагает сближение наиболее распространенных мотивов обращения за услугами репетиторов (см. далее) в виде повышения уровня знаний и подготовки к выпускным испытаниям с учетом объективной неуверенности родителей в способностях своих детей. В регионе 82,1% родителей детей, учится преимущественно на «удовлетворительно», в то время как в столице 68,9%, что ощутимо ниже, чем на периферии.

Для детей, которые делают успехи в учёбе, то репетиторство может применяться, прежде всего, как инструмент гарантий результативного прохождения ОГЭ/ЕГЭ. Исключение составляют отличники и близкие к ним школьники, в отношении которых институт репетиторства призван играть роль помощника в достижении новых результатов (например: победа в олимпиадах) или сохранения высокой планки. Но при этом нельзя исключать факт того, что родители отличников могут иметь опасения в успешной сдаче выпускных испытаний, что может послужить причиной обращения к репетиторам.

Анкетирование позволило выявить, что внушительная часть родителей (89,9% родителей из столицы; 87,5% родителей из провинции) не полагает, что школа, в которой обучается ребёнок, способна дать все необходимые знания и обеспечить конкурентоспособность ребенка. Таким образом, наблюдается недоверие родителей качеству и конкурентоспособности школьного образования. Но стоит понимать, что обращение к репетиторству не имеет тотального характера, поэтому не совсем корректно говорить о том, что все родители неудовлетворены качеством школьного образования, а только о том, что подобная неудовлетворенность может рассматриваться в качестве одного из ведущих факторов обращения за услугами репетиторов.

Сильная неудовлетворенность качеством и конкурентоспособностью школьного образования демонстрируют респонденты в вопросе, который касался способности среднего образования обеспечить успешное прохождение выпускных испытаний: 95,3% родителя из столичного и 96,9% из провинциальных городов полагают, что школа не способна обеспечить успешную подготовку их ребенка к ОГЭ/ЕГЭ (см. рис. 2). Данный результат стоит воспринимать не как повсеместный показатель неудовлетворенности школой, а как причину выбора услуг репетиторов данной группой родителей.

 

Рис. 2. Способность школы подготовить детей к сдаче государственной итоговой аттестации (ОГЭ/ЕГЭ), %

 

 По результатам анкетирования было выявлено, что все родители, чьи дети занимаются с репетиторами, считают занятия с частным педагогом более эффективны, чем школьное образование. Безусловно, на данное обстоятельство влияют многочисленные факторы, включая специфику выборки. Эффективность соответствующих услуг, в свою очередь, может быть оценена преимущественно на фоне сопоставления со школьным обучением, которое в настоящее время получает ребенок. Кроме этого, стоит отметить преимущества репетиторства, такие как индивидуальный характер обучения, творческий подход, которые способствуют раскрытию способностей и талантов подопечного и т.д. Эти же задачи ставятся перед школьным образованием, но конкурировать с репетиторами по соответствующим аспектам современная средняя школа не в состоянии.

В ходе исследования ни один из респондентов не согласился с утверждением о том, что репетиторство порождает неравенство в образовательной среде. С учётом ранее полученных данных, важно отметить, что в восприятии современных россиян оно, скорее не порождает, а, напротив, ограничивает социальное неравенство, активирует социальные лифты, расширяет карьерные и иные возможности учащихся как будущих выпускников школ, абитуриентов вузов и по иным аспектам.

Причины обращения к репетиторам различны, зависят от цели учащегося. Мотивы обращения определяют функции репетиторов в системе среднего образования. Таким образом, функции репетиторства условно можно разделить на следующие подгруппы: компенсаторная; способствующие удовлетворению личных интересов

Следующие разделы анкетирования посвящены оценке респондентами функциональных аспектов репетиторской деятельности посредством указания на причины обращения к репетитору (см. рис. 3). В системе аспектов компенсаторной функции репетиторства среди анкетируемых родителей лидирующую позицию занимают направления прагматического (устранение пробелов в знаниях) и прагматико-механистического (подготовка к ЕГЭ, ОГЭ) характера.

Рис. 3. Наиболее значимые аспекты компенсаторной функции репетиторства для родителей из столичного и провинциальных городов, %

 

Устранение пробелов в знаниях может повысить шанс успешно сдать экзаменационные испытания, но ЕГЭ, ОГЭ имеют свою специфику, и гарантиями их сдачи выступает «натасканность» на определенный тип заданий. Выбор репетитора зависит не только от пожеланий родителей и наклонностей учащегося, но и планов на будущее, выбора вуза. Помимо вышеперечисленных фактор, для родителей важны гарантии со стороны репетитора (например: формирование уверенности родителей в том, что опыт репетитора и инсайдерские знания, и предыдущий опыт позволит успешнее пройти испытания).

Поскольку успешная сдача выпускных испытаний в силу специфики современной системы образования напрямую связана с поступлением в вуз, в том числе с компенсацией стоимости обучения из бюджета. По этой причине на данный аспект компенсаторной функции репетиторства будут больше ориентированы те родители, которые не собираются далее нести расходы на обучение ребенка в вузах, и верят, что текущие расходы будут полностью оправданы поступлением на бюджетную форму. Именно по этой причине выбор репетиторства через реализацию функции подготовки к экзаменам доминирует среди компенсаторных.

На втором месте среди компенсаторных мотивов находится устранение пробелов в знаниях, данная функция репетиторства заведомо уходит на дальний план в сравнении с подготовкой к выпускным испытаниям: устранение пробелов в знаниях стало причиной обращения к репетиторам 55,5% семей из столицы и 53,1% семей из провинции. Из полученных результатов видно, что выраженность аспектов компенсаторной функции репетиторства в понимании родителей учащихся из столичного и провинциальных городов находится или практически на одинаковом, или на сопоставимом уровне.

На рисунке 4 приведены результаты анкетирования, которые характеризуют выраженность такой функции репетиторства, как удовлетворение интересов родителей из столичного и провинциальных городов. На первое место среди функций удовлетворения личностных интересов в системе репетиторства как у родителей из столицы (27,34%), так и у родителей детей из провинциальных школ (36,73%) выходит повышение успеваемости ребенка. Соответствующий мотив обращения к репетиторам оказался третьим по значимости в общей совокупности мотивов (включая также компенсаторные). Сравнительное преобладание мотива у семей из провинциальных городов не должно сильно вводить в заблуждение, поскольку у столичных родителей доминируют вполне схожие по смыслам мотивы (развитие самостоятельности детей в процессе обучения, а также углубленное изучение предмета с целью выведения ребёнка на первые позиции в рейтинге), которые можно отнести к более сложным с социально-психологической точки зрения мотивам и потребностям, в частности, по известной пирамиде А. Маслоу.

 

Рис. 4. Наиболее значимые аспекты функции репетиторства в виде удовлетворения личностных интересов родителей из столичного и провинциальных городов, %

 

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, репетиторства уже является неотъемлемой частью системы образования. Деятельность репетиторов направлена не только на устранение дисфункций среднего образования, но и на помощь ей в раскрытие способностей у подрастающего поколения. Выбор репетиторов имеет четкую структуру, и представлен в основном компенсаторным мотивом, который реализуется через соответствующую функцию данного института.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Более чем половине россиян приходится нанимать детям репетиторов. [Электронный ресурс]. URL: https://absatz.media/news/25295 (дата обращения: 19.04.2023 г.)
  2. В январе 2023 года спрос на услуги репетиторов вырос на 51% по сравнению с началом прошлого года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/family/news/ (дата обращения: 19.04.2023 г.)
  3. Четыре месяца до школьных экзаменов: спрос на репетиторов вырос вполовину. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/27361/4542756/ (дата обращения: 24.03.2023 г.) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Дресвянникова А.А. МЕСТО И РОЛЬ РЕПЕТИТОРСТВА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 227 - 236. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8215 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8215



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.