'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 36

Просмотры  55 просмотров

Дубровина В.Ю.

  


РАЗВИТИЕ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ *

  


Аннотация:
статья рассматривает проблему развития композиционных навыков в процессе декоративного рисования у третьеклассников. Развивая композиционные навыки на уроках по декоративному рисованию обучающиеся начинают узнавать особенности разных народов России, их быт, начинают видеть разницу между очаровательным и невзрачным в искусстве и в жизни. Результаты данной статьи – это характеристика композиционных навыков, декоративного рисования в школе с помощью зарубежных и отечественных авторов, а также разработка и апробация уроков по декоративному рисованию   

Ключевые слова:
композиционные навыки, декоративное рисование, развитие   


УДК 37

Дубровина В.Ю.

студент 5 курса

Вятский государственный университет

(г. Киров, Россия)

 

РАЗВИТИЕ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ

В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

 

Аннотация: статья рассматривает проблему развития композиционных навыков в процессе декоративного рисования у третьеклассников. Развивая композиционные навыки на уроках по декоративному рисованию обучающиеся начинают узнавать особенности разных народов России, их быт, начинают видеть разницу между очаровательным и невзрачным в искусстве и в жизни. Результаты данной статьи – это характеристика композиционных навыков, декоративного рисования в школе с помощью зарубежных и отечественных авторов, а также разработка и апробация уроков по декоративному рисованию.

 

Ключевые слова: композиционные навыки, декоративное рисование, развитие.

 

Одной из важных задач учителя является развитие детского творчества, и он должен научить обучающихся сознательно использовать разнообразные элементарные основы изобразительной грамоты, использовать их как способ, позволяющий выражать свои представления об окружающем мире, отражать в своих рисунках настроение, состояние, характер образа и показывать свою позицию к нему. Данная проблема становится особо важной, когда идет речь об овладении элементарными основами композиции, которая представляет своеобразную форму эстетического познания мира и создает, при этом сочетая в себе другие средства, достижение лучших результатов в выстраивании художественного образа. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) представлена предметная область «Искусство», в которую включен такой курс как «Изобразительное искусство». Одним из предметных результатов обучения выступает овладение элементарными практическими умениями и навыками в такой художественной деятельности, как декоративное рисование [4].

Проблема исследования заключается в определении педагогических условий развития композиционных навыков в процессе декоративного рисования.

Целью исследования является выявление педагогических условий развития композиционных навыков у третьеклассников в процессе декоративного рисования.

Гипотеза исследования – развитие композиционных навыков у третьеклассников в процессе декоративного рисования будет эффективно, если:

- будут соблюдены все этапы работы по их развитию в процессе декоративного рисования;

- использовать на уроках изобразительного искусства дидактические задания.

Проблема, цель и гипотеза исследования поставила несколько задач:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и других источников рассмотреть проблему развития композиционных навыков у третьеклассников.
  2. Выявить возможности декоративного рисования в развитии композиционных навыков у третьеклассников.
  3. Разработать дидактические задания, направленные на развитие композиционных навыков у третьеклассников в процессе декоративного рисования.

Мы использовали такие методы работы, как: изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, педагогическое наблюдение, беседа, методы математической статистики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрена проблема развития композиционных навыков у третьеклассников и дана их характеристика. Выявлены возможности декоративного рисования в развитии композиционных навыков у третьеклассников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и апробированы дидактические задания, направленные на развитие композиционных навыков у третьеклассников в процессе декоративного рисования.

Для решения первой задачи мы обратились к трудам таких авторов как Н. Н. Волков и Е. В. Шорохов. Они дали определение понятия «композиция». Н. Н. Волков считал, что «композиция» есть замкнутая структура с установленными частями, которые связаны единым смыслом [1, с. 10]. Опираясь на работы Н. Н. Волкова, Е. В. Шорохов дополнил, уточняя, что композиция произведения изобразительного искусства выступает главной формой произведения изобразительного искусства, которая объединяет все остальные формы. Е. В. Шорохов отмечал, что композиция носит характер целого с установленными, закономерно связанными между собой и с целыми частями (элементами), где нельзя ничего изменить или передвинуть, от которого нельзя ничего забрать и к которому нельзя ничего дополнить, не причиняя ущерб художественному образу. Композиция – это целое, которое находится в нерушимом единстве со смыслом (содержанием, идеей) произведения [3, с. 26]

Л. С. Рубинштейн считал, что «навык» возникает в виде сознательно автоматизированного действия и далее работает как автоматизированный способ его выполнения. Он считал, что понятие «навык» можно характеризовать через умения, которые подразумевают в обязательном порядке их закрепление путём предварительного упражнения.

В композиции есть свои законы, которые очень важны, они возникают в процессе художественной практики и развития теоретического материала. Р. В. Паранюшкин выделяет следующие законы [2, с. 13]:

– целостность;

– подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты;

– уравновешенность.

Таким образом, композиционные навыки – есть сознательно автоматизированное действие построения целого, где связь частей и их расположение определяется смыслом, содержанием, назначением и единством объектов.

Работая над решением второй задачи, мы выяснили, что «декоративное рисование» - один из видов изобразительного искусства, где идет знакомство с декоративно-прикладным искусством и выполнение различных узоров в полосе, квадрате, круге, написание орнаментов

Произведения декоративно-прикладного искусства близки обучающимся насыщенностью красок и простотой композиции. Педагог знакомит обучающихся с произведениями разных областей России и таким образом воспитывает у них любовь к Родине, уважение к труду людей, которые создают эти произведения искусства.

В декоративном рисовании большую роль играют такие закономерности, как ритм, симметрия, асимметрия, выделение центра. Поэтому проводя уроки по декоративному рисованию, учитель должен рассказать обучающимся, что композиция узора зависит от характера этих закономерностей. Так же большую роль в построении композиции узора играет характер цветового решения, то есть насыщенные, блеклые цвета, дополнительные или сближенные.

Чтобы научить обучающихся понятиям ритм, симметрия, асимметрия и центр, учитель использует линейную композицию узоров, но, чтобы обучающиеся наглядно увидели эти узоры, можно пользоваться образцами декоративно-прикладного искусства, репродукциями, таблицами, плакатами, рисунками детей или своими собственными рисунками [3, с 91]

В начале нашего педагогического эксперимента мы провели диагностики и сделали вывод, что знания экспериментальной и контрольной групп находятся практически на одном уровне. Обучающиеся имеют высокий, средний и низкий уровень развития композиционных навыков. У третьеклассников имеется недостаточное представление о декоративном рисовании и развитие композиционных навыков. Это связано с тем, что народных промыслом России много и невозможно изучить каждый, но есть возможность остановиться на некоторых и узнать историю этих промыслов, их особенности и нарисовать красивую и полноценную композицию по ним.

На диаграмме ниже можно увидеть развитие композиционных навыков у третьеклассников.

 

Рис. 1. Результаты экспериментальной и контрольной групп.

 

Для того, чтобы улучшить композиционные навыки у экспериментальной группы были проведены уроки по трем народным росписям России, а именно Мезенская роспись, Городецкая роспись и Полховско-майданская роспись.

Цель таких уроков заключалась в том, чтобы создать педагогические условия для развития композиционных навыков у третьеклассников при изучении этих росписей. А также изучение их истории, элементов росписи, и составление полноценной композиции.

На рисунке ниже представлены темы проведенных уроков в третьем классе. На уроках по декоративному рисованию приняли участие обучающиеся 3Б класса в количестве 30 человек.

 

Рис. 2. Темы урочных занятий в третьем классе.

 

На первом уроке каждой росписи обучающиеся рисовали элементы росписи, узоры в квадрате, полосе, а затем орнамент. Так же пробовали рисовать животных этих росписей.

После апробации этих уроков мы провели повторные диагностики в контрольной и экспериментальной группах.

 

Рис. 3. Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп.

 

Мы провели диагностики в экспериментальной и контрольной группах. Мы выявили, что в контрольной группе не произошло никаких изменений. В экспериментальной группе мы видим улучшение навыков, обучающиеся стали проявлять интерес к народам нашей страны, лучше разбираться в понятиях ритм, симметрия, асимметрия и центр.

Таким образом, доказано, что уроки по декоративному рисованию при изучении росписей и их составляющих могут развить композиционные навыки у третьеклассников.

Следовательно, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы и сформулированная гипотеза нашла экспериментальное подтверждение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Волков Н. Н. Композиция в живописи. в 2-х т. [Текст] //М. Искусство, 1977. – 263 с.
  2. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства [Текст] // Р. н/Д: Феникс, 2005. – 79 с.
  3. Шорохов Е. В. Основы композиции // М.: Просвещение, 1979. – 207 с.
  4. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе // - М.: Просвещение, 1977 – 112 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. N 286 [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения6: 15.05.2023) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Дубровина В.Ю. РАЗВИТИЕ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 237 - 244. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8216 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8216



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.