'
Косцова С.А., Григорьева Е.А.
РОЛЬ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос о том, какую важную роль занимает решение задач в начальной школе
Ключевые слова:
математика, задачи, решение задач, обучение решению задач, умственное развитие
УДК 37
Косцова С.А.
Стерлитамакский филиал
Уфимский университет науки и технологий
(г. Стерлитамак, Россия)
Григорьева Е.А.
Стерлитамакский филиал
Уфимский университет науки и технологий
(г. Стерлитамак, Россия)
РОЛЬ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о том, какую важную роль занимает решение задач в начальной школе.
Ключевые слова: математика, задачи, решение задач, обучение решению задач, умственное развитие.
В курсе математики есть различные понятия, арифметические действия, в том числе и задачи. Под задачей в начальном курсе математики подразумевается специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами. Ситуация обязательно содержит определенную зависимость между этими численными компонентами. Таким образом, текст задачи можно рассматривать как словесную модель реальной действительности [2, с. 5].
Непосредственно ситуация обычно задается в той части задачи, которая называется условием. Завершается ситуация требованием найти неизвестный компонент. Требование может быть выражено в форме вопроса. Одни численные компоненты в задаче заданы – они называются данные, другие необходимо найти – их называют искомые.
В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомым – эти связи определяют выбор арифметических действий, необходимых для решения задачи. Задачи являются основным средством развития пространственного мышления, творческой деятельности школьников [2, с. 6].
Все математические задачи делятся на составные и простые. Простые задачи – это те задачи, которые выполняются в одно арифметическое действие. А те задачи, которые выполняются в два или несколько действий называются составными.
С изменением роли и места задач в обучении обновляются и видоизменяются сами задачи. Раньше задачи формулировались с использованием слов: «найти», «построить», «вычислить», «доказать». В современной школе задачи формулируются: «обосновать», «выбрать из различных способов решения наиболее рациональный», «исследовать», «спрогнозировать различные способы решения» и др.
Для систематичной работы над задачей учащиеся начальных классов должны уметь:
читать и понимать смысл прочитанного;
выявлять структуру задач;
анализировать различные задачи;
уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия;
с помощью математических символов, уметь записывать решение задач;
умение самостоятельно составлять различные задачи [3, с. 26].
Обучающую роль математические задачи выполняют при формировании у учащихся системы знаний, умений и навыков по математике и ее конкретным дисциплинам. Следует выделить несколько видов задач по их обучающей роли:
– Задачи для усвоения математических понятий. Известно, что формирование математических понятий хорошо проходит при условии тщательной и кропотливой работы над понятиями, их определениями и свойствами. Чтобы овладеть понятием, недостаточно выучить его определение, необходимо разобраться в смысле каждого слова в определении, четко знать свойства изучаемого понятия. Такое знание достигается прежде всего при решении задач и выполнении упражнений.
– Задачи для овладения математической символикой. Одной из целей обучения математике является овладение математическим языком и, следовательно, математической символикой. Простейшая символика вводится в начальной школе (знаки действий, равенства и неравенства, скобки, знаки угла и его величины, параллельности и т.д.). Правильному употреблению изучаемых символов надо обучать, раскрывая при решении задач их роль и назначение [1, с. 880].
Задачи являются теми упражнениями, с помощью которых, прежде всего, раскрываются многие вопросы начального курса математики: конкретный смысл арифметических действий, свойства действий, связи между компонентами и результатами арифметических действий и др. Задачи являются средством связи обучения математики с жизнью. В процессе решения задач учащиеся овладевают практическими умениями и навыками, необходимыми им в жизни.
Решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомые, решаемую задачу с решенными ранее, выявляя скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный эксперимент; синтезировать, отбирая полезную для решения задачи информацию, систематизируя ее; кратко и четко, в виде текста, символически, графически и т.д. оформлять свои мысли; объективно оценивать полученные при решении задачи результаты, обобщать или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации. Сказанное говорит о необходимости учитывать при обучении решению математических задач современные достижения психологической науки [1, с.881].
Младший школьник в практической деятельности постоянно сталкивается с необходимостью решать возникающие перед ним задачи. Чем более он на практикован предыдущим жизненным опытом и школьным обучением в решении задач по-разному, тем успешнее справляется с новыми задачами, находя для них свое наиболее рациональное решение.
Таким образом, эффективность математических заданий заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников на уроке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3
Ссылка для цитирования:
Косцова С.А., Григорьева Е.А. РОЛЬ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 278 - 282. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8223 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*