'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 43

Просмотры  50 просмотров

Косцова С.А., Григорьева Е.А.

  


РОЛЬ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос о том, какую важную роль занимает решение задач в начальной школе   

Ключевые слова:
математика, задачи, решение задач, обучение решению задач, умственное развитие   


УДК 37

Косцова С.А.

Стерлитамакский филиал

Уфимский университет науки и технологий

(г. Стерлитамак, Россия)

 

Григорьева Е.А.

Стерлитамакский филиал

Уфимский университет науки и технологий

(г. Стерлитамак, Россия)

 

РОЛЬ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о том, какую важную роль занимает решение задач в начальной школе.

 

Ключевые слова: математика, задачи, решение задач, обучение решению задач, умственное развитие.

 

В курсе математики есть различные понятия, арифметические действия, в том числе и задачи. Под задачей в начальном курсе математики подразумевается специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами. Ситуация обязательно содержит определенную зависимость между этими численными компонентами. Таким образом, текст задачи можно рассматривать как словесную модель реальной действительности [2, с. 5].

Непосредственно ситуация обычно задается в той части задачи, которая называется условием. Завершается ситуация требованием найти неизвестный компонент. Требование может быть выражено в форме вопроса. Одни численные компоненты в задаче заданы – они называются данные, другие необходимо найти – их называют искомые.

В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомым – эти связи определяют выбор арифметических действий, необходимых для решения задачи. Задачи являются основным средством развития пространственного мышления, творческой деятельности школьников [2, с. 6].

Все математические задачи делятся на составные и простые. Простые задачи – это те задачи, которые выполняются в одно арифметическое действие. А те задачи, которые выполняются в два или несколько действий называются составными.

С изменением роли и места задач в обучении обновляются и видоизменяются сами задачи. Раньше задачи формулировались с использованием слов: «найти», «построить», «вычислить», «доказать». В современной школе задачи формулируются: «обосновать», «выбрать из различных способов решения наиболее рациональный», «исследовать», «спрогнозировать различные способы решения» и др.

Для систематичной работы над задачей учащиеся начальных классов должны уметь:

читать и понимать смысл прочитанного;

выявлять структуру задач;

анализировать различные задачи;

уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия;

с помощью математических символов, уметь записывать решение задач;

умение самостоятельно составлять различные задачи [3, с. 26].

Обучающую роль математические задачи выполняют при формировании у учащихся системы знаний, умений и навыков по математике и ее конкретным дисциплинам. Следует выделить несколько видов задач по их обучающей роли:

– Задачи для усвоения математических понятий. Известно, что формирование математических понятий хорошо проходит при условии тщательной и кропотливой работы над понятиями, их определениями и свойствами. Чтобы овладеть понятием, недостаточно выучить его определение, необходимо разобраться в смысле каждого слова в определении, четко знать свойства изучаемого понятия. Такое знание достигается прежде всего при решении задач и выполнении упражнений.

– Задачи для овладения математической символикой. Одной из целей обучения математике является овладение математическим языком и, следовательно, математической символикой. Простейшая символика вводится в начальной школе (знаки действий, равенства и неравенства, скобки, знаки угла и его величины, параллельности и т.д.). Правильному употреблению изучаемых символов надо обучать, раскрывая при решении задач их роль и назначение [1, с. 880].

Задачи являются теми упражнениями, с помощью которых, прежде всего, раскрываются многие вопросы начального курса математики: конкретный смысл арифметических действий, свойства действий, связи между компонентами и результатами арифметических действий и др. Задачи являются средством связи обучения математики с жизнью. В процессе решения задач учащиеся овладевают практическими умениями и навыками, необходимыми им в жизни.

Решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомые, решаемую задачу с решенными ранее, выявляя скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный эксперимент; синтезировать, отбирая полезную для решения задачи информацию, систематизируя ее; кратко и четко, в виде текста, символически, графически и т.д. оформлять свои мысли; объективно оценивать полученные при решении задачи результаты, обобщать или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации. Сказанное говорит о необходимости учитывать при обучении решению математических задач современные достижения психологической науки [1, с.881].

Младший школьник в практической деятельности постоянно сталкивается с необходимостью решать возникающие перед ним задачи. Чем более он на практикован предыдущим жизненным опытом и школьным обучением в решении задач по-разному, тем успешнее справляется с новыми задачами, находя для них свое наиболее рациональное решение.

Таким образом, эффективность математических заданий заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников на уроке.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Астанина И.В. Роль задач в обучении математике // Молодой ученый. – 2015. – № 8 (88). – С. 879-882.
  2. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе. М.: Русское слово, 2003. – 288 с.
  3. Белошистая А.В., Обучение решению задач в начальной школе: методическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. – 281 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Косцова С.А., Григорьева Е.А. РОЛЬ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 278 - 282. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8223 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8223



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.