'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 45

Просмотры  42 просмотров

Михайлова А.А.

  


МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА *

  


Аннотация:
в работе представлены мониторинговые данные сформированности функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов СОШ №3, филиала МАОУ «СОШ №2» г. Заводоуковска. Проведен детальный анализ результатов и представлены выводы   

Ключевые слова:
функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции   


УДК 371.32

Михайлова А.А.

студент Института педагогики и психологии

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

Аннотация: в работе представлены мониторинговые данные сформированности функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов СОШ №3, филиала МАОУ «СОШ №2» г. Заводоуковска. Проведен детальный анализ результатов и представлены выводы.

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.

 

В настоящее время, анализируя современные тенденции общественного развития, можно сделать вывод о том, что наиболее значимой становится проблема качества образования. Это объясняется тем, что современное постоянно развивающееся общество с каждым годом все больше нуждается в разносторонних, конкурентоспособных гражданах. Данные требования к результатам освоения программ основного общего образования реализуются во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых для жизни в современном обществе.

Международной оценкой качества образования занимается PISA (Programme for International Student Assessment) – структура по Международной оценке образовательных достижений учащихся. Данная организация оценивает практические навыки обучающихся, их умения применять знания в повседневной жизни. В исследовании PISA участвуют обучающиеся 7-8 классов, поэтому возникает необходимость подготовить обучающихся к данному виду диагностики [1; 2, с.26-27].

В СОШ №3 проведены стартовые диагностические работы по всем направлениям функциональной грамотности среди обучающихся среднего звена с использованием платформы «Российская электронная школа» [3]. В октябре 2022 года в первой диагностической работе участвовало 540 обучающихся 5-9-ых классов.

Для проведения мониторинга были разработаны диагностические работы по функциональной грамотности для 5-6 классов, 7-8 классов, 9 классов. Контрольно-измерительные материалы для оценки функциональной грамотности носят комплексный характер и состоят из нескольких блоков: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление [1].

Результаты исследования. Результаты выполнения заданий диагностической работы по оценке функциональной грамотности обучающимися 5-9-ых классов представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Мониторинг функциональной грамотности в 5-9-ых классах

 

Анализируя рисунок 1, в результате проведенного мониторинга по оценке функциональной грамотности в 5-6-ых классах выявлено, что обучающиеся 6-ых классов демонстрируют более высокий процент выполнения заданий. Наибольший процент выполнения в параллели 5-6-ых классов наблюдается в заданиях по оценке читательской, и естественнонаучной грамотностей. Меньший процент выполнения в заданиях по оценке математической и финансовой грамотностей, глобальных компетенций и креативного мышления. В 7-8-ых классах выявлено, что обучающиеся 8-ых классов демонстрируют более высокий процент выполнения заданий. Наибольший процент выполнения в параллели 7-8-ых классов наблюдается в заданиях по оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотностей. В 9-ых классах выявлено, что обучающиеся демонстрируют высокий процент выполнения заданий. Обучающиеся наиболее успешно справились с заданиями по читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотностей, менее успешно с заданиями по оценке глобальных компетенций и креативного мышления.

Обучающиеся, в целом, справились с предложенной диагностической работой и показали средний уровень сформированности функциональной грамотности в 5-6 классах - 45%, в 7-8 классах – 50%, в 9-ых классах – 54%.

Проведенный анализ результатов исследования уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 5-9 классов позволяет сделать следующие выводы:

  • обучающиеся 5-9-ых классов столкнулись с затруднениями в выполнении заданий, которые связаны с новизной формата и содержания задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование функциональной грамотности;
  • обучающиеся 5-9-ых классов показали средний уровень сформированности когнитивных умений, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в различных формах (таблицы, диаграммы, графики, рисунки).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Framework for the Assessment of Creative Thinking in PISA-2021 (in press).
  2. Басюк С.В., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика, 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13-33.
  3. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функционально й грамотности» URL: https://30rezh.uralschool.ru/upload/sc30rezh_new-/files/1a/95/1a954a54bc06b8fabd9e052493c1856c.pdf (дата обращения: 10.04.2023)
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Михайлова А.А. МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 287 - 290. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8225 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8225



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.