'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 46

Просмотры  1701 просмотров

Несытых Н.Г.

  


КОМПЛЕКТ РАБОЧИХ ЛИСТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье анализируется комплект рабочих листов, направленных на формирование познавательных (логических) УУД обучающихся 3 класса на уроках русского языка   

Ключевые слова:
УУД, русский язык, младшие школьники   


УДК 37

Несытых Н.Г.

студентка

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

ГАПОУ СО "Камышловский педагогический колледж"

(г. Камышлов, Россия)

 

КОМПЛЕКТ РАБОЧИХ ЛИСТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

Аннотация: в статье анализируется комплект рабочих листов, направленных на формирование познавательных (логических) УУД обучающихся 3 класса на уроках русского языка.

 

Ключевые слова: УУД, русский язык, младшие школьники.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 31.05.2021 № 286 обозначены требования к результатам: «метапредметные результаты <...> должны отражать овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям» [5]. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления детей начальной школы. Русский язык именно тот предмет, где можно это реализовывать.

Несмотря на очевидную значимость логических универсальных действий для формирования разносторонней личности, способной к самосовершенствованию и саморазвитию, по результатам международных исследований стоит сделать вывод, что не все педагоги уделяют должное внимание их развитию.

Данные международных исследований PISA показали, что российские школьники не готовы к успешной адаптации в обществе, одна из причин – неспособность отбирать и использовать адекватные способы размышления, анализа, синтеза, обоснования. По результатам международных исследований PISA учёные делают следующие выводы: «Все виды мыслительной деятельности, выполняемые школьниками, имеют разное процентное содержание». При переходе обучающихся начальных классов в пятый класс наблюдаются жалобы учителей основной школы о том, что ученики не умеют работать, не умеют учиться» [3].

В пособии «Как проектировать УУД в начальной школе» Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и другие относят к логическим универсальным действиям следующие [1]: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Важно отметить, что познавательная активность является основным аспектом обучения в школе. Рассмотрим с помощью чего осуществляется мыслительная деятельность, какое значение имеют логические действия в процессе обучения в школе.

Огромную роль в познании и саморазвитии играет мышление – высший познавательный процесс. Толковый словарь Ожегова С.И. трактует понятие так: «Мышление – это высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» [3].

Тихомирова О.К отмечает, что логическое мышление – это «один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирующих на основе языка и языковых средств» [4].

Анализ действующих в современной начальной школе учебно-методических комплексов по русскому языку «Школа России» и «Перспектива» с позиции выявления возможностей для формирования логических УУД позволяет сделать вывод о том, что задания, направленные на формирование логических УУД в учебниках есть, но их недостаточно для формирования всех логических мыслительных операций. Поэтому для этого нужно искать другие возможности.

Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности обучающихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить на различных этапах урока.

Голодок А.А. отмечает, что рабочий лист – это «специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы» [2].

Для доказательства эффективности данного средства формирования логических универсальных действий нами был проанализирован опыт работ учителей начальных классов с точки зрения использования рабочих листов, направленных на формирование познавательных логических УУД на уроках русского языка. Анализ показал, что рабочие листы, которые применяют учителя, эффективно помогают формировать у детей младшего школьного возраста познавательные (логические) УУД.

В ходе выполнения исследования был осуществлён подбор рабочих листов, которые содержат занимательные задания, использование которых поможет учителю сформировать у младших школьников логические операции мышления при изучении тем по русскому языку. Выполняя задания самостоятельно, в парах или под руководством учителя, ученик закрепит материал по пройденной теме урока. Рабочие листы подобраны для обучающихся 3 класса по предмету «Русский язык», по темам «Существительное», «Прилагательное», «Местоимение» и «Глагол» УМК «Школа России».

Задания, содержащиеся в рабочих листах, отвечают следующим требованиям:

  • формулировка задания понятна обучающимся 3 класса; терминология соответствует школьной программе;
  • в задании указаны форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объём;
  • включены задания, требующие аргументации, развёрнутого ответа, демонстрирующего способность обучающихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения.
  • задания содержат в себе иллюстративный материал (сюжетные картинки, иллюстрации, таблицы), который направлен на формирование логики и развернутой речи.

В рабочих листах можно применять различные методы, приёмы, дидактические игры, позволяющие формировать логические универсальные действия. Например, приёмы «Логическая цепочка», «Синквейн», «Верные и неверные утверждения», «Анаграмма», «Причина – Факт – Следствие».  

Оценка успешности сформированности познавательных логических УУД у младших школьников на уроках русского возможна на основе достоверных, надёжных диагностических методик: методика «Сравнение понятий» Выготского Л.С. и Сахарова Л.С., методика Замбацявичене Э.Ф. «Исследование словесно-логического мышления младших школьников», методика «Шкала Векслера».

Таким образом, вопрос формирования познавательных (логических) УУД у младших школьников остается актуальным для современного образования. В ходе исследования было выявлено, что рабочие листы – это результативное средство для формирования познавательных (логических) логических УУД на уроках русского языка в начальных классах. Обучающиеся имеют возможность с помощью рабочих листов проводить анализ языковых явлений, классификацию и обобщение, синтез как составление частей целого, операции сравнения, устанавливать причинно-следственные связи. Все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных логических УУД.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / под ред. Асмолова А.Г. М. : Просвещение, 2008.
  2. Голодок А.А. Рабочий лист как способ организации учебного процесса в начальной школе, 07.01.20. URL : https://урок.рф/library/statya_ispolzovanie_rabochih_listov_v_nachalnoj_shhtml (дата обращения: 28.10.2022)
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова. М.: ИТИ Технологии, 2015. URL : https://tolkovyj-slovar-ozhegova.slovaronline.com (дата обращения: 28.10.2022)
  4. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Несытых Н.Г. КОМПЛЕКТ РАБОЧИХ ЛИСТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 291 - 296. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8226 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8226



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.