'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 50

Просмотры  84 просмотров

Филипкова В.А.

  


ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье проводится анализ обучения аудированию учащихся начальной школы, выявляющий, что их способность слушать эффективно не развивается без специально организованной и целенаправленной работы над слушанием как формой речевой и образовательной деятельности. Эта работа охватывает все компоненты и субъекты, участвующие в процессе. На основе анализа были сделаны выводы о необходимости структурировать содержание образования и воспитания таким образом, чтобы акцентировать развитие аудирования как целенаправленного, мотивированного и активного процесса восприятия. Это может быть достигнуто с помощью специально разработанных средств (языка) и методов (речи) формирования и выражения мыслей в человеческом общении   

Ключевые слова:
аудирование, речевая и образовательная деятельность, младшие школьники, школьная практика   


УДК 37

Филипкова В.А.

студент-магистр

Московская международная академия

(г. Москва, Россия)

 

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в данной статье проводится анализ обучения аудированию учащихся начальной школы, выявляющий, что их способность слушать эффективно не развивается без специально организованной и целенаправленной работы над слушанием как формой речевой и образовательной деятельности. Эта работа охватывает все компоненты и субъекты, участвующие в процессе. На основе анализа были сделаны выводы о необходимости структурировать содержание образования и воспитания таким образом, чтобы акцентировать развитие аудирования как целенаправленного, мотивированного и активного процесса восприятия. Это может быть достигнуто с помощью специально разработанных средств (языка) и методов (речи) формирования и выражения мыслей в человеческом общении.

 

Ключевые слова: аудирование, речевая и образовательная деятельность, младшие школьники, школьная практика.

 

Дети младшего школьного возраста обладают огромным потенциалом развития. Когда они поступают в школу, их когнитивные процессы подвергаются перестройке в процессе обучения, что позволяет им приобрести качества, схожие со взрослыми. Дети активно участвуют в новых видах деятельности и развивают межличностные отношения в рамках различных систем, и, наряду с общением и игрой, учебная деятельность занимает важное место по мере того, как они вступают на свой образовательный путь – такой комплексный подход повышает общую продуктивность, эффективность и стабильность их когнитивных процессов. Например, в классе дети должны длительное время удерживать внимание, воспринимая указания учителя.

Однако замечено, что преподаватели языка и речи часто упускают из виду уникальную природу навыков аудирования, полагая, что они развиваются естественным образом вместе с речевыми способностями. Традиционные методы обучения русскому языку в основном сосредоточены на развитии навыков письма и чтения, оставляя устную и слуховую коммуникацию без внимания – в результате значимость навыков аудирования игнорируется.

В настоящее время обучение эффективному аудированию в школах не отличается последовательностью, и в обучении русскому языку не хватает целенаправленных подходов. Более того, в учебной программе по родному языку в России на протяжении многих лет акцент делается в основном на язык как средство общения, но комплексное обучение различным видам речевой деятельности носит спорадический характер. Закономерности развития навыков аудирования в разных возрастных группах детей остаются недостаточно изученными – данной проблеме посвящены работы И.А. Зимней, которая в ходе контролируемых исследований, посвященных изучению психологических аспектов аудирования в разных возрастных группах, обратила внимание на взаимосвязь между запоминанием текста и коммуникативными установками слушателя [1].

А.Г. Комм, анализируя пересказы младших школьников отмечал, что их пересказы, как правило, лаконичны и целенаправленны, характеризуются упрощением и объединением содержания, а не обобщением. Комм утверждает, что они в основном воспроизводят отдельные факты и детали, выстраивая свою собственную версию [3]. Ограниченность и незрелость их познавательных способностей проявляется в репродукциях младших школьников, которые часто опираются на дословное воспроизведение оригинального текста.

С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что младшие школьники постигают материал не только через его словесную форму, но и через его структуру [6]. Трудности, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста при понимании материала, можно объяснить несовершенством операций анализа, синтеза и обобщения. Детская психология выделяет определенные этапы развития способности ребенка к обобщению, так, обобщения детей дошкольного возраста характеризуются как неполные и неточные, происходящие в основном в сфере восприятия. В отличие от них, обобщения детей старшего дошкольного возраста затрагивают сферу представлений, их содержание часто сосредоточено на заметных и личностно значимых признаках, даже если они объективно незначительны.

По мере продвижения детей к младшему школьному возрасту их обобщения становятся более полными и точными, касаясь, прежде всего, представлений и эмпирических понятий, однако из-за ограниченности операций анализа, сравнения, синтеза, абстрагирования и обобщения у младших школьников они с трудом достигают уровня теоретического мышления, что проявляется в их понимании при чтении и слушании. Например, Н.А. Менчинская обнаружила, что на начальных этапах у детей отсутствует соответствие между синтезом и анализом. Поэтому, когда детей просят составить план текста, они склонны воспроизводить текст почти слово в слово, повторяя синтез, осуществленный автором, без умения самостоятельно анализировать текст или выделять его существенные элементы [5].

На последующем этапе дети начинают выделять отдельные словосочетания, но эти сочетания имеют ограниченную обобщенность и не передают центральную идею рассказа, поэтому не выполняют функцию синтеза. В контексте учебной деятельности, где понимание учебного материала является жизненно важным для решения конкретных задач, способность дифференцировать различные перцептивные задачи на основе теоретического обобщения приобретает решающее значение. Поскольку учебная деятельность направлена на развитие научных знаний, основанных на теоретическом уровне обобщения, к задачам, связанным с обучением, следует подходить, используя теоретические, а не эмпирические обобщения [2].

Следовательно, аудирование как средство осуществления учебной деятельности также требует развития теоретического обобщения – не достигнув такого уровня обобщения, учащиеся могут столкнуться с трудностями при эффективном решении учебных задач, в том числе требующих навыков аудирования.

Психологические аспекты понимания речи на слух младшими школьниками можно глубже понять, проведя лингвистический анализ созданных текстов. Такой анализ предполагает изучение лексических, семантических и стилистических особенностей, а также ошибок, допускаемых младшими школьниками, в основном обусловленных ограниченным по времени характером процесса аудирования, который не позволяет повторно просмотреть непонятые или неуслышанные фрагменты. В контексте аудиотекста дети младшего школьного возраста не занимаются логической интерпретацией, а реагируют эмоционально и выразительно, более того, их восприятие является непосредственным и образным, что приводит к творческому и чувственному пониманию того, что захватывает их воображение [7].

Еще одна психологическая особенность аудирования у младших школьников заключается в том, что понимание смыслового содержания текста не всегда совпадает с пониманием языковой обработки этого смысла, а это, в свою очередь, крайне важно для точного понимания аудиотекста и успешного выполнения учебных заданий. Отсутствие такого понимания может привести к лексическим и грамматическим ошибкам в пересказах учащихся.

По мере обучения в начальной школе деятельность по аудированию становится более тонкой – в этот период запоминание материала при аудировании зависит от принятой слушателем установки. Коммуникативная позиция, предполагающая активное участие и понимание, оказывается более полезной для запоминания и воспроизведения содержания, чем простое запоминание. Она способствует всестороннему, точному и правильному переносу темы из прослушанного текста. Кроме того, коммуникативная установка повышает лексическое богатство, вводя в пересказ новые слова по сравнению с оригинальным текстом, сохраняемым в памяти после прослушивания.

Исследование А. Зимней показывает, что характер передачи текста на слух зависит от учебных задач, которые ставят учителя перед учащимися, они могут включать ответы на вопросы, пересказ и многое другое. Задачи слушателя можно разделить: познавательные (изучение, понимание), мнемические (запоминание) и коммуникативные. Исследовательские задачи (например, работа с учителем над доказательством или поиском решения) более эффективны, чем просто «понять и запомнить» [1]. Особенности аудирования у младших школьников проявляются не только в коммуникативных условиях, но и в различных видах аудирования. Важно отметить, что различные виды слушания требуют соответствующего коммуникативного, вербального и невербального поведения. Например, в неформальных и формальных повседневных ситуациях учащиеся должны демонстрировать признательное слушание, которое включает использование слов и невербальных сигналов, чтобы показать понимание, признательность и уважение к словам говорящего. Эмпатическое слушание, демонстрирующее интерес к теме разговора, также является ценным навыком для младших школьников.

В целом, навыки аудирования у детей младшего школьного возраста еще недостаточно развиты, о чем свидетельствует их неспособность точно извлекать основную информацию и прогнозировать результаты. Как детальное, так и глобальное аудирование требуют дальнейшего развития у младших школьников. Детальное аудирование служит инструментом концентрации внимания, позволяя учащимся полностью усвоить сообщение, основанное на знакомой лексике и грамматических структурах. Оно необходимо для активного участия в дебатах и дискуссиях. Для развития этого вида аудирования можно использовать различные приемы, такие как воспитание восприимчивого отношения к слушанию, предоставление инструкций по выполнению задания перед передачей сообщения и выделение ключевых слов [7].

Роль учителя не менее важна в обучении учащихся тому, как обращаться за разъяснениями, если что-то не понято или не услышано, а также в обучении соответствующим формулам этикета. Критическое слушание вступает в игру, когда учащимся необходимо выразить свое мнение, прокомментировать и оценить услышанное, а также ответить на реплику сверстника. Однако для младших школьников этот вид аудирования может оказаться сложным, поскольку их не всегда учат критически относиться к услышанному. Критическое слушание требует не только критического восприятия текста, но и построения хорошо аргументированного ответа, формирования мнения и обоснования своей оценки [2].

В заключение отметим, что анализ теоретического и практического материала по теме исследования демонстрирует, что умение эффективно слушать у учащихся начальных классов не развивается естественным путем, а требует организованной и целенаправленной работы над аудированием как формой речевой и учебной деятельности. Поэтому необходимо строить содержание образования и воспитания таким образом, чтобы оно было специально направлено на развитие аудирования как целенаправленного, мотивированного и активного процесса восприятия сообщения – этого можно достичь с помощью специально разработанных средств (язык) и способов (речь) формирования и формулирования мыслей в человеческом общении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Электронный ресурс] // Психология. М.: Моск. психол.-социал. институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/lingvopsihologiya/html/ (дата обращения: 17.05.2023).
  2. Ибакаева, Е.К. Совершенствование умений аудирования младших школьников на уроках [Электронный ресурс] // Наука. Инновации. Технологии. 2010. №66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-umeniy-audirovaniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-improving-junior-schoolchildrens-auding-skills-at-lessons (дата обращения: 17.05.2023).
  3. Комм, А.Г. Речевая деятельность [Электронный ресурс] // Ezolib. М.: Педагогика, 2000. URL: http://ezolib.ru/5277.html (дата обращения: 17.05.2023).
  4. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Электронный ресурс] // IKnigi. М.: Смысл, 1946. URL: https://iknigi.net/avtor-aleksey-leontev/190488-psihologicheskie-osnovy-razvitiya-rebenka-i-obucheniya-sbornik-aleksey-leontev/read/page-1.html (дата обращения: 17.05.2023).
  5. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. Москва: Моск. психол.-соц. ин-т 2004. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002411142 (дата обращения: 17.05.2023).
  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. СПб.: Питер, 2002. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005455612 (дата обращения: 17.05.2023).
  7. Тарасова, В.И. Обучение аудированию в младшей школе [Электронный ресурс] // Nsportal. 2020. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2020/09/30/obuchenie-audirovaniyu-v-mladshey-shkole (дата обращения: 17.05.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Филипкова В.А. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 312 - 319. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8230 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8230



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.