'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 51

Просмотры  33 просмотров

Филипкова В.А.

  


ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается развитие речевой деятельности у учащихся начальной школы через практические занятия, которые близко напоминают реальные жизненные ситуации. В исследовании подчеркивается важность совершенствования эмоционального и интеллектуального самовыражения учащихся и подчеркивается значимость комплексного подхода, включающего все уровни развития устной речи. Вербальная оценка определяется как важнейший компонент каждого урока, служащий одновременно мотиватором и показателем усвоения материала. Рекомендуется использовать разнообразные и актуальные дидактические приемы, учитывая как монологическую, так и диалогическую речь. Исследование выступает за систематическое развитие речи на всех школьных предметах, при этом учителя должны служить примером для подражания в достижении речевого совершенства   

Ключевые слова:
развитие речи, практическая деятельность, эмоциональное самовыражение, комплексный подход   


УДК 37

Филипкова В.А.

студент-магистр

Московская международная академия

(г. Москва, Россия)

 

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в данной статье рассматривается развитие речевой деятельности у учащихся начальной школы через практические занятия, которые близко напоминают реальные жизненные ситуации. В исследовании подчеркивается важность совершенствования эмоционального и интеллектуального самовыражения учащихся и подчеркивается значимость комплексного подхода, включающего все уровни развития устной речи. Вербальная оценка определяется как важнейший компонент каждого урока, служащий одновременно мотиватором и показателем усвоения материала. Рекомендуется использовать разнообразные и актуальные дидактические приемы, учитывая как монологическую, так и диалогическую речь. Исследование выступает за систематическое развитие речи на всех школьных предметах, при этом учителя должны служить примером для подражания в достижении речевого совершенства.

 

Ключевые слова: развитие речи, практическая деятельность, эмоциональное самовыражение, комплексный подход.

 

Повышение речевой культуры учащихся является первостепенной задачей современной школы. Искусство общения, по общему признанию, является отражением культурного уровня человека, его интеллектуальных способностей и умения мыслить, что обуславливает необходимость соблюдения языковых норм. Именно в начальной школе дети вступают на путь постижения тонкостей устной и письменной речи, приобретая навыки эффективного использования языковых средств в различных коммуникативных контекстах в соответствии с целями своей речи. В этом отношении учителя играют решающую роль, помогая учащимся овладеть речевыми навыками, направляя их к языковой правильности, точности, разносторонности и выразительности в выражении своих мыслей.

Современное общество также требует от человека красноречия, умения формулировать свои убеждения, отстаивать свою точку зрения, вступать в конструктивные дискуссии и активно участвовать в межличностном общении. Следовательно, одной из главных задач современного образования является воспитание выпускников начальной школы, обладающих отличными навыками общения, внимательного слушания и грамотной речи, а также умеющих слушать и оценивать как чужую речь, так и свою собственную [3].

Стоит начать с того, что воспитание у учащихся начальных классов умения ясно излагать свои мысли – сложная и кропотливая работа. Она требует самоотверженных усилий педагогов и, самое главное, эффективного подхода к развитию речи в самом широком смысле – ее организации и совершенствованию. Чтобы развивать речь детей, учитель должен систематически работать над содержанием, учить строить предложения, вдумчиво подбирать слова, последовательно воспитывать грамотное мышление.

К сожалению, в начальной школе часто упускается из виду жизненная сила устной речи, что приводит к сохранению речевых проблем, которые впоследствии трудно исправить.

Анализ современных учебных программ начальных классов позволяет выявить значительные тенденции в подходе к воспитанию связной речи. Эти тенденции включают в себя: расширение объема речевой информации и понятий; углубление изучения типов речи (повествовательная, описательная, аргументативная) путем изучения их различных форм; введение понятия стиля и анализ текстов разных стилей; совершенствование сложных речевых навыков и умения определять конкретные обобщенные структуры речевых актов и др. [5]

Основная цель словарной работы – активизировать как можно больше слов, перевести их из пассивного в активное употребление, обеспечить правильное применение и толкование в письменных и устных высказываниях учащихся. Словарная работа в школе включает в себя четыре основных направления: расширение словарного запаса путем введения новых слов и их значений; уточнение определений путем глубокого понимания и осмысления; воспитание языковой чуткости и вкуса через чтение, анализ и заучивание литературных отрывков; использование современных речевых приемов [1].

В то время как традиционные имитационные методы (на основе примеров) вызывают критику как неразвитые, заучивание поэзии, прозы, афоризмов и фразеологизмов оказывается весьма полезным. Эта деятельность обогащает языковые навыки, способствует развитию, улучшает память, закладывает основу для выразительных способностей, социальной активности и публичных выступлений.

Учитывая особенности учащихся начальной школы и комплексный характер развития речи по всем предметам, обучение по образцу занимает ведущее место. Основные приемы обучения включают в себя: различные формы пересказа прочитанного текста (например, точное следование образцу, сжатый пересказ, выборочный пересказ, включение творческих дополнений и изменений, деление текста на части, составление заголовков к каждой части, составление плана чтения); письменные и устные презентации (доклады) в различных стилях; подготовка и составление личных высказываний (объявлений, деклараций, деловых писем, телеграмм, дневников и т.д.) на основе моделей или жанров.

По сути, модельный текст служит основным компонентом в рамках широкого лингвистического воздействия на детей, формируя их языковую чувствительность. Для развития самостоятельности и познавательной активности учащихся используются методы моделирования. Однако важно отметить, что, несмотря на популярность имитационного метода, не следует полагаться только на него, так как он служит подготовительным подходом к другим методам развития языка [1].

Следующая категория методов развития речи относится к коммуникативным техникам – они способствуют созданию искусственного диалога, дебатов, дискуссий, ролевых игр, переписки, разговоров во время прогулок и экскурсий и многого другого, создавая тем самым речевые ситуации. Даже в искусственно мотивированных ситуациях самостоятельность учащихся в речевой деятельности значительно возрастает.

Однако для полноценного общения необходима адекватная подготовка. Это подразумевает наличие исчерпывающего, аутентичного и содержательного материала для поддержки своей речи. Без владения языком и соответствующего содержания, которое соответствует замыслу автора, невозможно достичь цели коммуникации.

Также роль говорящего имеет решающее значение в общении. Даже ответ ученика во время урока служит мотивированным высказыванием, вносящим вклад в познавательную деятельность всего класса. Успешное общение происходит тогда, когда ответ слышен и понятен классу, вызывая осмысленную реакцию. Важно обучать этим аспектам и младших школьников. Коммуникативные методы основаны на теории речевой деятельности, в частности, на анализе речевых актов, включающем ситуативный, мотивационный, восприятие собеседника и этапы обратной связи [6].

Третья группа методов – метод построения тестов, который представляет собой синтетический подход, тесно связанный с двумя предыдущими категориями. В этой системе обучения образцы текстов анализируются, моделируются, а затем интегрируются с коммуникативными методиками. Такая интеграция обеспечивает мотивацию, эффективность и определение социальных и личностных функций речи [4].

Все три группы методов способствуют развитию речевых навыков учащихся. Такой подход согласуется с основополагающими принципами развития речевой деятельности:

  1. Принцип развития речевой ситуации – ситуация включает в себя необходимые и достаточные условия для осуществления учащимися речевого общения. К этим условиям относятся наличие речевых партнеров (говорящих и слушающих), взаимоотношения между ними (роли, личные связи, деятельность и т. д.), средства общения (язык, жесты, сигналы и т. д.), способы общения (устное, письменное, дистанционное и т. д.), время, место и продолжительность общения, содержание общения. Каждое условие влияет на эффективность общения.
  2. Принцип приоритетности практики – каждый учащийся активно участвует в практическом использовании языка в процессе обучения.
  3. Принцип сотрудничества и сотворчества между преподавателем и учеником – этот принцип способствует созданию доверительной и непринужденной атмосферы диалога в классе и поощряет совместное решение проблем для повышения речевой культуры.
  4. Принцип сосредоточения внимания на постановке голоса, непосредственно связанной с коммуникативным фактором – коммуникативные навыки развиваются посредством целенаправленных языковых и речевых упражнений, которые предполагают участие речевых партнеров, решение конкретных речевых задач и нацелены на достижение конкретного воздействия на собеседника [2].

Развитие речевой деятельности требует использования разнообразных приемов и средств, поскольку учебные ситуации и речевые мотивы постоянно меняются на протяжении уроков. Поощрение учащихся к свободному самовыражению решает задачу, которая дисциплинирует ум и направляет его на целенаправленную речевую деятельность.

Таким образом, эффективное развитие речи учащихся начальной школы достигается через практическую деятельность, которая очень похожа на реальные жизненные ситуации. Работа по развитию речи должна быть направлена на повышение эмоционального и интеллектуального самовыражения учащихся. Комплексный подход, охватывающий все уровни развития устной речи (произношение, лексика, синтаксис, морфология и уровень текста), имеет решающее значение для создания благоприятной речевой среды в процессе обучения. Пренебрежение любым из этих уровней снижает эффективность развития речи. Кроме того, необходимо использовать разнообразные, актуальные и правильно дозированные дидактические приемы и упражнения, учитывающие как монологическую, так и диалогическую речь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абутова, Д.Ж., Даулетжанова, П.Б. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] // Мировая наука. 2023. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slovarnaya-rabota-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 17.05.2023).
  2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс] // Pedlib. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-56.shtml (дата обращения: 17.05.2023).
  3. Арзамасцева, Н.В. Развитие связной речи младших школьников как актуальная проблема современности [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti (дата обращения: 17.05.2023).
  4. Подборский, Ю.Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-metody-i-priemy-razvitiya-ustnoy-rechi-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-razlichnyh-vidov-rechevoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.05.2023).
  5. Сергеева, Б.В., Трофимцова, О.С. Теоретические основы развития речевой деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 3. С. 110–122. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1630 (дата обращения: 17.05.2023).
  6. Токпаева, М.А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). Т. 0. Санкт-Петербург: Реноме, 2013. С. 110–112. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3839/ (дата обращения: 17.05.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Филипкова В.А. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 320 - 326. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8231 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8231



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.