'
Хафизова В.И.
РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯДОВИТЫХ И ТРАВМООПАСНЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
в работе акцентируется внимание на актуальность развитие представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растений, характеризуется практика работы общеобразовательных учреждений по ознакомлению детей младшего школьного возраста с растениями, раскрывается методика развития представлений о ядовитых и травмоопасных растениях у детей младшего школьного возраста с помощью проектной деятельности
Ключевые слова:
ядовитые комнатные растения, травмоопасные комнатные растения, дети младшего школьного возраста развития представлений, прогнозирование
УДК 37
Хафизова В.И.
студент
Вятский государственный университет
(г. Киров, Россия)
РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ЯДОВИТЫХ И ТРАВМООПАСНЫХ КОМНАТНЫХ
РАСТЕНИЯХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в работе акцентируется внимание на актуальность развитие представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растений, характеризуется практика работы общеобразовательных учреждений по ознакомлению детей младшего школьного возраста с растениями, раскрывается методика развития представлений о ядовитых и травмоопасных растениях у детей младшего школьного возраста с помощью проектной деятельности.
Ключевые слова: ядовитые комнатные растения, травмоопасные комнатные растения, дети младшего школьного возраста развития представлений, прогнозирование.
Комнатные растения в учебном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на уроках природоведения живых растений.
В соответствии с требуемыми результатами, описанными в ФГОС НОО, формирование представлений младших школьников о растениях, в том числе ядовитых и травмоопасных, обучение бережному и безопасному отношению к ним относится к экологическому воспитанию младших школьников – новому направление школьной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой [1]. Информация, которая дается в программах по «Окружающему миру» в начальной школе минимальна для формирования знаний второклассников о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях
Е.Ф Козина и Е.Н. Степанян утверждают, что условиями формирования представлений у младших школьников являются непосредственные наблюдения учащимися природных объектов и явлений, выполняемых в природе, зарисовки по памяти, упражнения по распознаванию и различению, разнообразные средства обучения (наглядность), посредством слова учителя (образная речь) и наводящие вопросы [2].
На основе анализа литературы мы определили следующие педагогические условия развития представлений у второклассников о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях в проектной деятельности:
- необходимость формирования представлений о ядовитых и травмоопасных растениях методом проектной деятельности на уроках окружающего мира;
- необходимость соблюдения всех этапов работы над проектом по методике З.А. Клепининой и Г.Н. Аквилёвой [3].
Во втором классе для младших школьников не предлагается изучение ядовитых и травмоопасных комнатных растений посредством проектной деятельности, но естественно-научное содержание программ по курсу «Окружающий мир» дает возможность применять проектную деятельность в учебном процессе, однако в перечне учебно-практического оборудования как средство обучения она не указана.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами была изучена практическая сторона работы общеобразовательного учреждения по ознакомлению детей с растениями. Результаты исследования показали, что формированию представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях уделяется незначительное внимание, данная тема при изучении комнатных растений за частую не затрагивается. В процессе диагностики уровня сформированности представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растений детям предлагалось пройти тест. В него входили такие вопросы как: какие растения называются комнатными? Какое из этих растений является травмоопасным? Сок какого комнатного растения ядовит? и др. Анализ результатов выполнения учащимися диагностического задания, показал, что понятиями «ядовитые комнатные растения» и «травмоопасные комнатные растения» владеют не все дети. Их представления о данной группе растений довольно поверхностны и несут отрывочный характер.
Проанализировав данные исследования на данном этапе педагогического эксперимента, можно сделать выводы, что большинство детей имеют поверхностные представления о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях и важным условием успешного проведения работы должно стать соблюдение педагогических условий развития у второклассников представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях.
На формирующем этапе педагогического эксперимента работа нами были разработаны и апробированы занятия во внеурочной работе по развитию у второклассников представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях в проектной деятельности. В ходе занятий учитывались этапы проектной деятельности, представленные Клепининой З.А. и Аквилевой Г.Н.. Календарно-тематическое планирование восьми занятий во внеурочной деятельности по развитию у второклассников представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях в рамках проекта «Сборник "Тайная жизнь комнатных растений"» представлено в таблице 1.
Таблица 1. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности с учетом этапов проектной деятельности по Клепининой З. А. и Аквилевой Г. Н.
№ |
Тема занятия |
Количество занятий |
1 |
Определение темы, цели, задач, составление плана деятельности, организация обучающихся в группы, распределение ролей |
1 |
2 |
Поиск и сбор информации по теме проекта |
1 |
3 |
Продумывание и создание предварительного проекта |
1 |
4 |
Идеальное преобразование объекта; практическая работа по создания проекта |
1 |
5 |
Практическая работа по созданию проекта |
1 |
6 |
Практическая работа по созданию проекта |
1 |
7 |
Апробация проекта, самооценка проекта; подготовка к защите проекта |
1 |
8 |
Презентация продуктов проектной деятельности; коллективная оценка проекта |
1 |
В результате работы у экспериментального класса был создан собственный проект «Сборник "Тайная жизнь комнатных растений"». Суть этого справочника заключается в том, что учащиеся смогут по нему определить является ли комнатное растение опасным. Эта информация поможет им в будущем, чтобы предотвратить опасные ситуации как с самими с собой, так и с их младшими родственниками, и в особенности с их домашними питомцами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3
Ссылка для цитирования:
Хафизова В.И. РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯДОВИТЫХ И ТРАВМООПАСНЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 327 - 331. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8232 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*