'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 52

Просмотры  40 просмотров

Хафизова В.И.

  


РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯДОВИТЫХ И ТРАВМООПАСНЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе акцентируется внимание на актуальность развитие представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растений, характеризуется практика работы общеобразовательных учреждений по ознакомлению детей младшего школьного возраста с растениями, раскрывается методика развития представлений о ядовитых и травмоопасных растениях у детей младшего школьного возраста с помощью проектной деятельности   

Ключевые слова:
ядовитые комнатные растения, травмоопасные комнатные растения, дети младшего школьного возраста развития представлений, прогнозирование   


УДК 37

Хафизова В.И.

студент
Вятский государственный университет
(г. Киров, Россия)



РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ЯДОВИТЫХ И ТРАВМООПАСНЫХ КОМНАТНЫХ

РАСТЕНИЯХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в работе акцентируется внимание на актуальность развитие представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растений, характеризуется практика работы общеобразовательных учреждений  по ознакомлению детей младшего школьного возраста с растениями, раскрывается методика развития представлений о ядовитых и травмоопасных растениях у детей младшего школьного возраста с помощью проектной деятельности.

 

Ключевые слова: ядовитые комнатные растения, травмоопасные комнатные растения, дети младшего школьного возраста развития представлений, прогнозирование.

 

Комнатные растения в учебном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на уроках природоведения живых растений.

В соответствии с требуемыми результатами, описанными в ФГОС НОО, формирование представлений младших школьников о растениях, в том числе ядовитых и травмоопасных, обучение бережному и безопасному отношению к ним относится к экологическому воспитанию младших школьников – новому направление школьной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой [1]. Информация, которая дается в программах по «Окружающему миру» в начальной школе минимальна для формирования знаний второклассников о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях

Е.Ф Козина и Е.Н. Степанян утверждают, что условиями формирования представлений у младших школьников являются непосредственные наблюдения учащимися природных объектов и явлений, выполняемых в природе, зарисовки по памяти, упражнения по распознаванию и различению, разнообразные средства обучения (наглядность), посредством слова учителя (образная речь) и наводящие вопросы [2].

На основе анализа литературы мы определили следующие педагогические условия развития представлений у второклассников о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях в проектной деятельности:

- необходимость формирования представлений о ядовитых и травмоопасных растениях методом проектной деятельности на уроках окружающего мира;

- необходимость соблюдения всех этапов работы над проектом по методике З.А. Клепининой и Г.Н. Аквилёвой [3].

Во втором классе для младших школьников не предлагается изучение ядовитых и травмоопасных комнатных растений посредством проектной деятельности, но естественно-научное содержание программ по курсу «Окружающий мир» дает возможность применять проектную деятельность в учебном процессе, однако в перечне учебно-практического оборудования как средство обучения она не указана.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами была изучена практическая сторона работы общеобразовательного учреждения по ознакомлению детей с растениями. Результаты исследования показали, что формированию представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях уделяется незначительное внимание, данная тема при изучении комнатных растений за частую не затрагивается. В процессе диагностики уровня сформированности представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растений детям предлагалось пройти тест. В него входили такие вопросы как: какие растения называются комнатными? Какое из этих растений является травмоопасным? Сок какого комнатного растения ядовит? и др. Анализ результатов выполнения учащимися диагностического задания, показал, что понятиями «ядовитые комнатные растения» и «травмоопасные комнатные растения» владеют не все дети. Их представления о данной группе растений довольно поверхностны и несут отрывочный характер.

Проанализировав данные исследования на данном этапе педагогического эксперимента, можно сделать выводы, что большинство детей имеют поверхностные представления о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях и важным условием успешного проведения работы должно стать соблюдение педагогических условий развития у второклассников представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях.

На формирующем этапе педагогического эксперимента работа нами были разработаны и апробированы занятия во внеурочной работе по развитию у второклассников представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях в проектной деятельности. В ходе занятий учитывались этапы проектной деятельности, представленные Клепининой З.А. и Аквилевой Г.Н.. Календарно-тематическое планирование восьми занятий во внеурочной деятельности по развитию у второклассников представлений о ядовитых и травмоопасных комнатных растениях в рамках проекта «Сборник "Тайная жизнь комнатных растений"» представлено в таблице 1.

 

Таблица 1. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности с учетом этапов проектной деятельности по Клепининой З. А. и Аквилевой Г. Н.

Тема занятия

Количество занятий

1

Определение темы, цели, задач, составление плана деятельности, организация обучающихся в группы, распределение ролей

1

2

Поиск и сбор информации по теме проекта

1

3

Продумывание и создание предварительного проекта

1

4

Идеальное преобразование объекта; практическая работа по создания проекта

1

5

Практическая работа по созданию проекта

1

6

Практическая работа по созданию проекта

1

7

Апробация проекта, самооценка проекта; подготовка к защите проекта

1

8

Презентация продуктов проектной деятельности; коллективная оценка проекта

1

 

В результате работы у экспериментального класса был создан собственный проект «Сборник "Тайная жизнь комнатных растений"». Суть этого справочника заключается в том, что учащиеся смогут по нему определить является ли комнатное растение опасным. Эта информация поможет им в будущем, чтобы предотвратить опасные ситуации как с самими с собой, так и с их младшими родственниками, и в особенности с их домашними питомцами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: / М–во образования и науки РФ. – М.: Просвещение. 2015. – 27 с.
  2. Клинковская Н.И. Пасечник В.В. Комнатные растения в школе [Текст]: / Н.И. Клинковская, В.В. Пасечник. – М.: Просвещение,2016. – 134с.
  3. Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. образования [Текст] / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Хафизова В.И. РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯДОВИТЫХ И ТРАВМООПАСНЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 327 - 331. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8232 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8232



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.