'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 53

Просмотры  37 просмотров

Худойбердиева С.Н.

  


СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье упоминаются пути развития навыков самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе активности и взаимного сотрудничества учителя и ученика в преподавании биологических наук. Также описываются факторы композиции творческой деятельности, основанной на обучении студентов самостоятельному и творческому мышлению, критическому анализу   

Ключевые слова:
природа, биология, образовательный процесс, биологическое образование, органический мир, живая природа, организм, клетка, биосфера, природные ресурсы, самостоятельное мышление, творческая деятельность   


УДК 37

Худойбердиева С.Н.

магистрант 2 курса

Узбекско-Финляндский педагогический институт при

Самаркандском государственном университете

(г. Карши, Узбекистан)

 

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА ОСНОВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

 

Аннотация: в статье упоминаются пути развития навыков самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе активности и взаимного сотрудничества учителя и ученика в преподавании биологических наук.

Также описываются факторы композиции творческой деятельности, основанной на обучении студентов самостоятельному и творческому мышлению, критическому анализу.

 

Ключевые слова: природа, биология, образовательный процесс, биологическое образование, органический мир, живая природа, организм, клетка, биосфера, природные ресурсы, самостоятельное мышление, творческая деятельность.

 

Известно, что наука биология дает сведения о механизмах приспособления живых организмов к среде обитания, основных этапах индивидуального и исторического развития организмов, ориентируя учащихся на сохранение своего и чужого здоровья, на здоровый образ жизни, выполняет такие задачи, как формирование компетенций по применению знаний, полученных из биологии, в жизни.

Биология как учебный предмет связана с исследовательской деятельностью человека, она направлена на сбор знаний о вещах и событиях, а исследуемая вещь направлена на получение полных и глубоких знаний о событиях. Основная функция биологии – исследовательская. Поэтому биологическое образование в общеобразовательных учреждениях как составная часть общего педагогического процесса направлено на всестороннее развитие и воспитание личности учащегося в соответствии с общими целями образования [1].

К задачам биологического образования в общеобразовательных средних учебных заведениях относятся:

- познакомить учащихся с основными биологическими понятиями, ведущими идеями, научными фактами, законами, теориями, методами научного познания, познаниями о ландшафте органического мира;

- представить сведения о механизмах адаптации, появившихся в живой природе в связи с ее развитием в организмах;

- вооружение учащихся основными законами жизни организмов, их личностно-исторического развития;

- знакомство с разными уровнями строения жизни: молекула, клетка, организм, популяционно-видовой, биогеоценоз, биосфера;

- прививать учащимся достоинства рационального обращения с природой и всеми ее богатствами;

- ориентировать студентов на заботу о своем и чужом здоровье, на формирование здорового образа жизни;

- осознанно ориентировать обучающихся на выбор профессии, исходя из того, что содержание биологического образования тесно связано с современной общественной жизнью, развитием науки и техники;

- биология заключается в воспитании учащихся в духе патриотизма путем соединения воспитательного содержания биологии с деятельностью ученых-биологов, живших в глубокой древности и внесших большой вклад в мировую науку и культуру.

В преподавании любого учебного предмета чрезвычайно важно его содержание. Основная причина этого заключается в том, что содержание учебного предмета определяет конкретное направление этого предмета, систему обучения, методы и средства. Соответственно, при обучении биологии учитель должен в первую очередь развивать у учащихся навыки самостоятельного и творческого мышления [3]. Для этого, в первую очередь, необходимо обратить внимание на следующее:

- составление учебных заданий для самостоятельной работы учащихся на уроке;

- подготовка инструкций по проведению опытов и наблюдений с целью изучения биологических объектов, сезонных изменений в природе;

- Учитывая интересы учащихся, им следует выбирать дополнительную литературу и мультимедиа для самостоятельного обучения. Для развития навыков самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе этих заданий необходимо использовать в учебном процессе развивающие образовательные технологии.

Основной идеей развивающей образовательной технологии является всестороннее развитие учащихся. Если остановиться на основных особенностях данной технологии, то учитель должен формировать и развивать механизм мышления, делая учащихся предметом своей познавательной деятельности в учебном процессе и во внеурочное время. В дальнейшем, подготавливая почву для психического развития учащихся, формируя в этом процессе критическое и творческое мышление, проблемные ситуации создаются со школьниками в приоритетном порядке, а решения проблемы находятся на основе обратной связи.

       При анализе проблемных ситуаций делается ставка на сотрудничество учителя и учащихся, учащиеся работают над собой, ищут, полагаются на творчество, принимаются предложения и идеи. Затем он анализируется и учитываются критические точки [3]. Критическое мышление формирует отношение и мнение человека о событиях и явлениях и включает в себя следующее:

  1. Аналитическое мышление (анализ информации, выделение необходимых фактов, сравнение, анализ фактов и событий). В целях развития у учащихся навыков аналитического мышления учителю биологии следует давать задания, уточняющие связи между изучаемыми объектами и изучаемым объектом на каждом уроке. В частности, при изучении темы «Паразитические черви» целесообразно разделить учащихся на малые группы и вместе с учебными заданиями дать им задание, основанное на интерактивной методике классификационной таблицы. После того, как учащиеся выполнили эти задания, учитель переходит к рассмотрению основной темы и в конце делает вывод. Таким образом, у учащихся формируются и развиваются навыки связного мышления. Самостоятельное мышление (анализ проблемных ситуаций, выдвижение гипотез, применение ранее полученных знаний, навыков и умений в новых ситуациях, приобретение новых знаний, навыков и умений, доказывание своего мнения). В жизни человека важно независимое мышление [4]. Поэтому во всех формах обучения биологии необходимо придавать большое значение развитию у учащихся навыков самостоятельного мышления.

Самостоятельное мышление учащихся осуществляется на следующих этапах:

  1. Анализ проблемных ситуаций.
  2. Выдвижение гипотез.
  3. Применение ранее полученных знаний, навыков и умений в новых ситуациях и приобретение новых знаний, навыков и умений.
  4. Аргументация своего мнения. Для развития самостоятельного мышления у учащихся учитель должен создавать проблемные ситуации при изучении каждой темы и направлять познавательную деятельность учащихся на решение проблемных ситуаций.

Поэтому образовательный процесс напрямую зависит от взаимного сотрудничества преподавателя и учащихся, направленного на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, их научного мировоззрения, развитие творческого поиска, достижение эффективности биологического образования, формирование научной мировоззрение учащихся, общие и частные биологические понятия, учебные и практические навыки, то есть обучение логическому мышлению. Поэтому желательно формировать у молодых людей рациональное мышление и заставить их мыслить самостоятельно, эффективно использовать инновационные технологии в своей творческой деятельности. Одним словом, использование современных педагогических технологий на уроках биологии высокоэффективно, повышает интерес учащихся к овладению основами науки, позволяет развивать их потребности и творческую активность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Мавлонов О., Тошманов Н. Уроки зоологии. Учебно-методическое пособие для учителей биологии общеобразовательных школ. (7 класс) Издательство "Тафаккур". Ташкент, 2012, 42 стр.
  2. Толипова Ж., Гофуров А.Т. Методика преподавания биологии. Методическое пособие. Т-2004, 38 стр.
  3. Гафуров А.Т., Махкамов М. "Методика ботанических экскурсий", "Учитель" 1991г.
  4. Шефер И.Ф., Матчонов Б.Е. Общая методика преподавания биологии (учебно-методическое пособие) ТДПУ, Тошкент, 2005.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Худойбердиева С.Н. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 332 - 337. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8233 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8233



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.