'
Худойбердиева С.Н.
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ *
Аннотация:
в статье упоминаются пути развития навыков самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе активности и взаимного сотрудничества учителя и ученика в преподавании биологических наук. Также описываются факторы композиции творческой деятельности, основанной на обучении студентов самостоятельному и творческому мышлению, критическому анализу
Ключевые слова:
природа, биология, образовательный процесс, биологическое образование, органический мир, живая природа, организм, клетка, биосфера, природные ресурсы, самостоятельное мышление, творческая деятельность
УДК 37
Худойбердиева С.Н.
магистрант 2 курса
Узбекско-Финляндский педагогический институт при
Самаркандском государственном университете
(г. Карши, Узбекистан)
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Аннотация: в статье упоминаются пути развития навыков самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе активности и взаимного сотрудничества учителя и ученика в преподавании биологических наук.
Также описываются факторы композиции творческой деятельности, основанной на обучении студентов самостоятельному и творческому мышлению, критическому анализу.
Ключевые слова: природа, биология, образовательный процесс, биологическое образование, органический мир, живая природа, организм, клетка, биосфера, природные ресурсы, самостоятельное мышление, творческая деятельность.
Известно, что наука биология дает сведения о механизмах приспособления живых организмов к среде обитания, основных этапах индивидуального и исторического развития организмов, ориентируя учащихся на сохранение своего и чужого здоровья, на здоровый образ жизни, выполняет такие задачи, как формирование компетенций по применению знаний, полученных из биологии, в жизни.
Биология как учебный предмет связана с исследовательской деятельностью человека, она направлена на сбор знаний о вещах и событиях, а исследуемая вещь направлена на получение полных и глубоких знаний о событиях. Основная функция биологии – исследовательская. Поэтому биологическое образование в общеобразовательных учреждениях как составная часть общего педагогического процесса направлено на всестороннее развитие и воспитание личности учащегося в соответствии с общими целями образования [1].
К задачам биологического образования в общеобразовательных средних учебных заведениях относятся:
- познакомить учащихся с основными биологическими понятиями, ведущими идеями, научными фактами, законами, теориями, методами научного познания, познаниями о ландшафте органического мира;
- представить сведения о механизмах адаптации, появившихся в живой природе в связи с ее развитием в организмах;
- вооружение учащихся основными законами жизни организмов, их личностно-исторического развития;
- знакомство с разными уровнями строения жизни: молекула, клетка, организм, популяционно-видовой, биогеоценоз, биосфера;
- прививать учащимся достоинства рационального обращения с природой и всеми ее богатствами;
- ориентировать студентов на заботу о своем и чужом здоровье, на формирование здорового образа жизни;
- осознанно ориентировать обучающихся на выбор профессии, исходя из того, что содержание биологического образования тесно связано с современной общественной жизнью, развитием науки и техники;
- биология заключается в воспитании учащихся в духе патриотизма путем соединения воспитательного содержания биологии с деятельностью ученых-биологов, живших в глубокой древности и внесших большой вклад в мировую науку и культуру.
В преподавании любого учебного предмета чрезвычайно важно его содержание. Основная причина этого заключается в том, что содержание учебного предмета определяет конкретное направление этого предмета, систему обучения, методы и средства. Соответственно, при обучении биологии учитель должен в первую очередь развивать у учащихся навыки самостоятельного и творческого мышления [3]. Для этого, в первую очередь, необходимо обратить внимание на следующее:
- составление учебных заданий для самостоятельной работы учащихся на уроке;
- подготовка инструкций по проведению опытов и наблюдений с целью изучения биологических объектов, сезонных изменений в природе;
- Учитывая интересы учащихся, им следует выбирать дополнительную литературу и мультимедиа для самостоятельного обучения. Для развития навыков самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе этих заданий необходимо использовать в учебном процессе развивающие образовательные технологии.
Основной идеей развивающей образовательной технологии является всестороннее развитие учащихся. Если остановиться на основных особенностях данной технологии, то учитель должен формировать и развивать механизм мышления, делая учащихся предметом своей познавательной деятельности в учебном процессе и во внеурочное время. В дальнейшем, подготавливая почву для психического развития учащихся, формируя в этом процессе критическое и творческое мышление, проблемные ситуации создаются со школьниками в приоритетном порядке, а решения проблемы находятся на основе обратной связи.
При анализе проблемных ситуаций делается ставка на сотрудничество учителя и учащихся, учащиеся работают над собой, ищут, полагаются на творчество, принимаются предложения и идеи. Затем он анализируется и учитываются критические точки [3]. Критическое мышление формирует отношение и мнение человека о событиях и явлениях и включает в себя следующее:
Самостоятельное мышление учащихся осуществляется на следующих этапах:
Поэтому образовательный процесс напрямую зависит от взаимного сотрудничества преподавателя и учащихся, направленного на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, их научного мировоззрения, развитие творческого поиска, достижение эффективности биологического образования, формирование научной мировоззрение учащихся, общие и частные биологические понятия, учебные и практические навыки, то есть обучение логическому мышлению. Поэтому желательно формировать у молодых людей рациональное мышление и заставить их мыслить самостоятельно, эффективно использовать инновационные технологии в своей творческой деятельности. Одним словом, использование современных педагогических технологий на уроках биологии высокоэффективно, повышает интерес учащихся к овладению основами науки, позволяет развивать их потребности и творческую активность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3
Ссылка для цитирования:
Худойбердиева С.Н. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 332 - 337. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8233 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*