'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 54

Просмотры  41 просмотров

Чаговцев А.И., Клименко О.Е.

  


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ ДЕТЕЙ С ДВОЙНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ *

  


Аннотация:
в статье представлены результаты исследования физического состояния учащихся с бисенсорными нарушениями   

Ключевые слова:
бисенсорные нарушения, лыжная подготовка, эксперимент, результаты   


УДК 376.34

Чаговцев А.И.

магистрант группы ФКОм 22

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

Клименко О.Е.

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

НА ЛЫЖАХ ДЕТЕЙ С ДВОЙНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

Аннотация: в статье представлены результаты исследования физического состояния учащихся с бисенсорными нарушениями.

 

Ключевые слова: бисенсорные нарушения, лыжная подготовка, эксперимент, результаты.

 

В настоящее время происходит рост числа людей с бисенсорными расстройствами: по итогам Всероссийской переписи количество таких детей составило более 4300 человек. Но общее число слепоглухих людей в действительности, по разным оценкам, примерно в несколько раз больше.

Мы считаем, что занятия лыжной подготовкой будут комплексным средством, воздействующим на организм детей с бисенсорными нарушениями.

Следует отметить, что методики для людей с бисенсорными нарушениями практически отсутствуют, но имеются методики обучения слепых и глухих людей. В связи с этим мы заинтересовались данной темой исследования. Именно поэтому исследования в области методики обучения техники способов передвижения на лыжах учащихся с бисенсорными нарушениями является столь актуальным.

Технику лыжных ходов составляют плавные, скользящие движения, благодаря этому у учащихся с бисенсорными нарушениями происходит укрепление опорно-двигательного аппарата.

Программа обучения корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их потенциальных возможностей.

Рассмотрев рабочие программы по физической культуре коррекционных школ I, IV вида (мы рассматриваем данные виды школ, из-за того, что именно в этих школах могут учиться дети с двойными нарушениями), мы изучили способы передвижения, которые включены в урок по лыжной подготовке: обучение передвижению попеременно двухшажный ход, бесшажный ход, преодоление спусков и подъемов, а также повороты и торможения.

Свою работу мы построили с учащимися, которые имеют бисенсорные нарушения, но относятся к слабослышащим и слабовидящим. Использование данной методики при работе с тотально слепоглухими невозможно, поскольку необходимо будет вносить коррективы в соответствии с диагнозом.

Для того чтобы приступить к обучению различным способам передвижения, сначала необходимо научиться ступающему и скользящему шагу.

Для обучения ступающему и скользящему шагам, необходимо изначально научить детей «разноименной» работе рук, для этого мы будет использовать ходьбу без палок и с палками, но без лыж.

Далее переходим к следующим подводящим упражнениям:

  • поочередное поднимание и опускание пяток и носков лыж, без сгибания ног, далее с небольшим сгибанием ног (сначала правой, потом левой ногой);
  • поочередное поднимание носков лыж и раскачивание ими в стороны;
  • стоя на двух лыжах небольшое поднимание на носки пальцев и возвращение в исходное положение, в момент поднятия на носки сохранять равновесие с помощью опоры на лыжные палки;
  • небольшие прыжки на месте, на двух ногах, удерживая равновесие с помощью лыжных палок;
  • переступание сначала в правую, затем в левую сторону;
  • отведение ноги (прямой или слегка согнутой) с лыжей назад.

Указанные упражнения можно выполнять либо с опорой на лыжные палки либо без, в зависимости от уровня координации учащихся с двойными нарушениями. Все упражнения выполнять по 5-6 раз, с небольшим отдыхом, в связи с особенностями развития данной категории детей. На каждом следующем занятии необходимо повторять данные упражнения для совершенствования координационных способностей, следует повышать количество повторений и темп выполнения.

Для эмоционального настроя, необходимо отводить время для проведения игровых элементов, что будет способствовать повышению интереса к занятиям по лыжной подготовке и лучшему восприятию материала учащимися с двойными нарушениями.

Далее мы приступаем к обучению различным способам передвижения на лыжах.

Проведение нашего эксперимента проводилось на протяжении двух лет (2020-2022г.г). База эксперимента: Государственное общеобразовательное учреждение «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»». Начало экспериментальной работы попало на время  введения ограничений из - за COVID – 19, поэтому пилотный эксперимент проводился в рамках Студенческого научного общества «Эрудит», в котором состоят студенты факультета физической культуры и спорта. Заседания СНО проходили в форме тренингов, где участники были погружены в депривацию отсутствия зрения (это связанно с тем, что если зрячих людей погрузить в двойную депривацию, то они будут совсем дезориентированы в пространстве, нежели люди, живущие с двойными нарушениями долгое время).

Нами были использованы студенты разного уровня владения передвижения на лыжах. Мы подобрали студентов разной технической подготовленности: хорошо передвигающиеся на лыжах (биатлонист), имеющие представление о передвижении на лыжах (любитель), а также практически не владеющие техникой передвижения на лыжах (катался несколько раз в детстве).

Целенаправленно нами были подобраны данные типы студентов, для того, чтобы апробировать элементы нашей разрабатываемой методики. Данный опыт показал, что люди, хорошо владеющие способами передвижения использование данной методики не целесообразно, т.к. они практически не испытывают трудности при выполнении различных упражнений, хорошо чувствуют лыжню и передвигаются по ней в условиях «введенной» депривации. Студенты, которые имеют опыт передвижения, а также практически не сталкивались с лыжами имеют затруднения в выполнении упражнений, ориентации в пространстве, а так же появляются нарушения в координации в аналогичных условиях.

Благодаря проведенному пилотажному эксперименту мы увидели, что необходимо скорректировать в нашей методике, какие методические приемы показа, объяснения упражнений следует использовать, каким образом правильно и эффективно использовать методы коммуникации в условиях бисенсорной депривации.

Следует отметить, что при проведении тренингов испытывались трудности:

  • общение со студентами в данной депривации;
  • показ и объяснение упражнений;
  • корректировка упражнений.

В проведении дальнейших тренингов обучения передвижению на лыжах мы планируем использовать учащихся с двойными нарушениями, но мы предполагаем, что учащиеся с данными нарушениями будут разного возраста. Это связано с тем, что количество учащихся с бисенсорными нарушениями недостаточно в одном классе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 2000. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чаговцев А.И., Клименко О.Е. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ ДЕТЕЙ С ДВОЙНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 338 - 342. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8234 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8234



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.