'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 55

Просмотры  40 просмотров

Чаговцев А.И., Клименко О.Е.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье представлена методика обучения передвижения на лыжах детей с бисенсорными нарушениями, описаны подводящие упражнения, приведены индивидуальные карточки с заданиями в период пандемии   

Ключевые слова:
бисенсорные нарушения, лыжная подготовка, методика обучения, физическая подготовка, эксперимент   


УДК 376.34

Чаговцев А.И.

магистрант группы ФКОм 22

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

Клименко О.Е.

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ

НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ

 

Аннотация: в статье представлена методика обучения передвижения на лыжах детей с бисенсорными нарушениями, описаны подводящие упражнения, приведены индивидуальные карточки с заданиями в период пандемии.

 

Ключевые слова: бисенсорные нарушения, лыжная подготовка, методика обучения, физическая подготовка, эксперимент.

 

Отсутствие зрения и слуха обрекает ребенка на значительную изоляцию от внешнего мира, и его психика не получает должного развития: у него резко ограничено познание окружающей действительности, нарушены возможности общения с людьми и формирования навыков и норм поведения.

Эффективным современным средством коррекционно-развивающей помощи детям с бисенсорными нарушениями является адаптивная физическая культура. Для всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями слуха и зрения необходимо правильное физическое воспитание.

Лыжная подготовка является важным средством физического воспитания с целью развития координационных способностей, ориентации в пространстве, а также гармоничного развития и оздоровления людей.

В данный момент проведение занятий лыжной подготовкой с детьми с нарушением слуха и зрения является проблемой для образовательных учреждений из-за материальных проблем, а также из-за недостаточного уровня профессионализма учителей физической культуры в этом направлени. Мы считаем, что занятия лыжной подготовкой будут комплексным средством, воздействующим на организм детей с бисенсорными нарушениями. Следует отметить, что методики для людей с бисенсорными нарушениями практически отсутствуют, но имеются методики обучения слепых и глухих людей.

Человек способен освоить способы передвижения на лыжах почти самостоятельно, по существу только наблюдая за тем, как передвигаются другие лыжники. Люди с ограничениями овладевают способами при минимальной опеке, конечно, что не скажешь о людях с бисенсорными нарушениями. Данной группе людей крайне необходима посторонняя помощь для овладения элементарным способам передвижения на лыжах.

Технику лыжных ходов составляют плавные, скользящие движения, благодаря этому у учащихся с бисенсорными нарушениями происходит укрепление опорно-двигательного аппарата.

Программа обучения корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их потенциальных возможностей.

При занятиях лыжной подготовкой дети с двойными нарушениями включаются в процесс социализации с помощью мотивации действий, воспитания уверенности и социальной активности.

У данной группы детей появляются сложности в самостоятельном передвижении на лыжах по прямой, даже после предварительного прохождения дистанции с помощью учителя и с использованием звуковых ориентиров, а также значительные трудности возникают при прохождении поворотов в движении [1]. Им нелегко находиться в устойчивом положении, трудно поднять ногу или преодолеть необходимые препятствия, нарушена способность к согласованию рук и ног, а также осанка во время передвижения на лыжах и при выполнении различных упражнений.

Следует учитывать некоторые моменты при проведении занятия по лыжной подготовке у детей с бисенсорными нарушениями: учитывать степень и характер нарушения, уровень предыдущего сенсорного опыта и готовности сохранных анализаторов к восприятию учебного материала, двигательную подготовленность учащихся, умение ориентироваться в пространстве; при подборе методов и приемов обучения учитывать первичный дефект и вторичные нарушения развития каждого обучающегося; помнить, что запоминание точных и простых движений детям с двойными нарушениями требует 8–10 повторений, а то и больше, в то время как у нормально видящих сверстников – 6–8 повторений; помнить, что у учащихся с бисенсорными нарушениями наступает быстрее, чем у здоровых детей, поэтому необходимо чередовать выполнение физических упражнений с отдыхом; учитывать соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности обучающихся, помнить о внешних признаках утомления; следует учитывать, что разнообразные упражнения, интонация учителя будут воздействовать на эмоциональность занятий и восприятия учебного материала [2].

Проанализировав доступные нам источники, мы пришли к выводу, что определенной техники для детей с бисенсорными нарушениями нет, поэтому для дальнейшей разработки методики мы берем стандартизированную технику передвижения, но адаптировав ее для детей с двойными нарушениями.

Проанализировав литературные источники, мы выяснили, что конкретных методик обучения способам передвижения на лыжах для людей с бисенсорными нарушениями практически нет, в связи с этим нами за основу взята стандартная методика обучения способам передвижения на лыжах и адаптировали ее для людей с двойными нарушениями [3]. Свою работу мы проводим с учащимися с бисенсорными нарушениями, но относятся к слабослышащим и слабовидящим.

Все упражнения выполнять по 5–6 раз, с небольшим отдыхом, в связи с особенностями развития данной категории детей. На каждом следующем занятии необходимо повторять данные упражнения для совершенствования координационных способностей, следует повышать количество повторений и темп выполнения.

Для эмоционального настроя необходимо отводить время для проведения игровых элементов, что будет способствовать повышению интереса к занятиям по лыжной подготовке и лучшему восприятию материала учащимися с двойными нарушениями. Можно проводить такие игровые элементы:

«У кого лучше веер?» – выполняется с помощью переступания на месте на 90° вокруг пяток лыж (необходимо нарисовать лыжами веер на снегу).

«Чья «снежинка» красивее?» – выполнять переступанием на месте на 360° вокруг пяток лыж.

Людям с бисенсорными нарушениями, не имеющими умения передвигать-ся на лыжах, необходимо многократное повторение каждого изученного упражнения. Выполнение домашнего задания с помощью карточек является подготовкой, чтобы в зимнее время с детьми данной группы провести занятия по обучению способов передвижения на лыжах в лесном массиве.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баранов Л.С., Фролов В.М., Корчевой Л.Н. Исследование эффективности средств развития скоростной и силовой выносливости // Ученые записки Дальневосточной государственной академии физической культуры. 2009. № 4. С. 11–14.
  2. Ростомашвили Л.Н. Исторические аспекты специального образования слепоглухих детей // Адаптивная физическая культура. 2011. № 1 (45). С. 52–56.
  3. Ростомашвили Л.Н. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития // Адаптивная физическая культура. 2011. № 3 (47). С. 8–12.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чаговцев А.И., Клименко О.Е. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 343 - 347. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8235 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8235



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.