'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 59

Просмотры  54 просмотров

Буйденко Н.В.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ВОПРОСЕ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ *

  


Аннотация:
статья посвящена основным теоретическим положениям института лишения родительских прав в семейном законодательстве России. Проводится анализ научного рассмотрения дефиниций и практического применения норм права. Вместе с тем, в проводимом исследовании затрагивается и зарубежный опыт в сфере лишения родительских прав. Автором высказывается мнение о совершенствовании положений Семейного Кодекса РФ   

Ключевые слова:
семейное право, лишение родительских прав, интерес ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ   


УДК 347.63

Буйденко Н.В.

студент 3 курса аспирантуры

Международный юридический институт

(г. Москва, Россия)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

В ВОПРОСЕ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

 

Аннотация: статья посвящена основным теоретическим положениям института лишения родительских прав в семейном законодательстве России. Проводится анализ научного рассмотрения дефиниций и практического применения норм права. Вместе с тем, в проводимом исследовании затрагивается и зарубежный опыт в сфере лишения родительских прав. Автором высказывается мнение о совершенствовании положений Семейного Кодекса РФ.  

 

Ключевые слова: семейное право, лишение родительских прав, интерес ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ.

 

Актуальность рассмотрения данного вопроса связана с тем, что на сегодняшний день увеличилось количество дел, рассматриваемых судами о лишении родительских прав в России (см. таблицу 1).

 

Год

Рассмотрено дел

Удовлетворено        

Отказано        

Прекращено

2022

36 304

30 521

5 783

1 624

2021

6 604

6 604

1 267

573

2020

5 803

4 655

1 148

590

2019

6 763

5 479

1 284

674

Таблица 1. Количество рассмотрения дел о лишении родительских прав

Защита детей на сегодняшний день является одной из приоритетных задач государства. Так, согласно ст. 67.1 Конституции РФ «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения»[1].

Вместе с тем, основная обязанность по защите прав и интересов детей возлагается на их родителей (ст. 64 СК РФ)[2]. Однако на практике часто встречается, что родители не только не защищают права и интересы ребенка, но и нарушают их, совершая виновное деяние. Нельзя не согласиться с мнением А. М. Нечаевой, что «утрата родительских прав по суду наступает лишь при наличии умышленной формы вины родителя, то есть при сознательном неисполнении родительских обязанностей, использовании родительских прав вопреки интересам ребёнка» [3; стр. 145].

В связи с этим в нормативных правовых актах закреплена ответственность в отношении родителей.

Так, семейное законодательство содержит следующие формы защиты прав детей:

а) лишение родительских прав (ст.69-71 СК РФ);

б) ограничение родительских прав (ст. 73-75 СК РФ);

в) немедленное отобрание ребенка (ст. 77 СК РФ).

Законодательство не раскрывает понятие «лишение родительских прав». Пункт 13 Постановления Пленума ВС РФ № 44 говорит, что «Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям»[4]. В научной литературе также не выработана дефиниция «лишения родительских прав». Если обратиться к трудам учёных цивилистов, то выделим следующее.

Л.М. Муратова предлагает определение: «Лишение родительских прав является мерой семейно-правовой ответственности в форме лишения субъективных семейных прав»[5; стр.156-157].

В противовес мнению Л.М. Муратовой, которая выделяет семейное право в качестве самостоятельной отрасли, М.В. Антокольская, рассматривающая семейное право как подотрасль гражданского права, считает, что «понятие ответственности в семейном праве идентично гражданско-правовому, соответственно, лишение родительских прав является одной из разновидностей гражданско-правовой ответственности» [6; стр. 141].

К. Н. Толстой пишет: «Лишение родительских прав - санкция за неправомерное поведение родителей в отношении детей, направленная на защиту интересов детей и перевоспитание родителей» [7; стр. 216-217].

Крашенинникова П. В. под лишением родительских прав понимает «крайнюю меру ответственности, которая применяется в исключительных случаях за совершение родителями виновного правонарушения в отношении своих детей» [8; стр. 83].

Исходя из вышесказанного «лишение родительских прав» - это крайняя мера семейно-правовой ответственности, применяющаяся в установленном законе случае, направленная на защиту прав и интересов детей и перевоспитания родителей.

Основания для лишения родительских прав содержатся в ст. 69 СК РФ и разъяснены в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44.. К таким основаниям относятся:

а) уклонение от выполнения обязанностей родителей, а также при злостном уклонении от уплаты алиментов;

б) отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

в) злоупотребление родительскими правами (использование прав в ущерб интересам детей);

г) жестокое обращение с детьми;

д) родители больны хроническим алкоголизмом или наркоманией;

е) совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Законодатель выделяет только членов семьи в категорию лиц, против которых совершилось преступление. Вместе тем, необходимо дополнить пункт словами «а также иных лиц».

Данный перечень является закрытым, следовательно, лишить родительских прав по иным основаниям невозможно.

Лишение родительских прав рассматривается только в судебном порядке по заявлению одного из родителей, или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей.

Интересно заметить, что в данный перечень лиц не входит ребенок, достигший 14-летнего возраста. Согласно абз. 2 п.2 ст. 56 СК РФ «право ребенка на защиту» ребенок вправе самостоятельно обращаться в суд при нарушении своих прав и законных интересов, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами. В связи с этим необходимо устранить данную коллизию, расширив перечень в ст. 70 СК РФ.

Стоит отметить, что уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ не может обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.

Как отмечает П.В. Крашенинников «поскольку процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, а действующее процессуальное законодательство исключает возможность обращения уполномоченного по правам ребенка в субъекте Федерации в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав» [9; стр. 167].

В случае удовлетворения иска, лишенный родительских прав родитель теряет все права, основанные на факте родстве с ребенком, в том числе и на получение содержания, а также льготы и пособия. Однако такие родители не освобождаются от обязанности содержать своего ребенка.

Лишение родительских прав носит бессрочный характер, но не является бесповоротным. Если родители изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка, то по решению суда могут быть восстановлены в своих правах. Лишь в двух случаях не вправе удовлетворить иск родителей, поменявших свой образ жизни и отношение к воспитанию ребенка: ребенок усыновлен и усыновление не отменено; достигший 10 летнего возраста ребенок возражает против этого.

Обращаясь к французскому законодательству, то в вопросе восстановления родительских прав закон придерживается того, что просьба о восстановлении родительских прав направляется не раньше, чем через год после вступления в силу решения о лишении [10; стр. 249].

 В российском праве не установлен временной отрезок, что отрицательно может повлиять на родителя в вопросе изменения отношения к ребенку. Так, лишенный родительских прав, родитель может через некоторые время обратиться в суд с иском о восстановлении своих прав, при этом, не изменив поведения или образ жизни.

Кроме того, законодатель не до конца регулирует вопрос восстановление родителя в своих правах при повторном лишении родительских прав. Исходя из норм закона, родитель может лишаться и восстанавливаться в своих правах неограниченное количество раз. Предлагается установить ответственность для лица, лишенного родительских прав, при обращении в суд в виде штрафных санкций или же отказ в принятии такого иска.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что, несмотря на принятие различных норм, которые регулируют защиту прав и интересов детей, в частности институт лишения родительских прав, вместе с тем остаются пробелы в законодательстве, которые необходимо разрешить для правильного и точного рассмотрения дел, а также применения и защиты прав детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ с изменениями // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" // Гарант: правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71709348/
  4. Нечаева, А. М. Семейное право: учебник для академического бакалавриата/А. М. Нечаева. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С - 294.
  5. Муратова, С. А. Семейное право: учебник / С. А. Муратова. — 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. - С - 368.
  6. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. – М.: Норма, 2003. – С.227
  7. Толстой Ю.К., Сергеев А.П. Гражданское право: учебник: в 3 т. – М.: Проспект, 2005. – Т.3.– С.426.
  8. Крашенинников П. В. Семейное право: Учебник // 2015, С. 206.
  9. Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. – с. 328.
  10. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) = Code civil des Français (Code Napoléon) / пер. с фр. [Захватаева В.Н.] – М. : Инфотропик Медиа, 2012. – С. 624. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Буйденко Н.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ВОПРОСЕ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 365 - 371. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8239 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8239



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.