'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 77

Просмотры  115 просмотров

Музюкина А.И.

  


«НЕКРЕМЛЁВСКИЙ» ПУТЬ В.Я. ГАМАРНИК (КОЧНЕВОЙ), ДОЧЕРИ ВОЕНАЧАЛЬНИКА ГАМАРНИКА Я.Б. *

  


Аннотация:
в статье рассмотрена трагедия дочери репрессированного советского военачальника Гамарника Я.Б., обвиненного по делу о военно-фашистском заговоре в РККА. М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич и Я.П. Гамарник высказали негативное мнение о К.Е. Ворошилове и его деятельности, что и привело к трагическому финалу   

Ключевые слова:
репрессии 1930-х годов, Сталин, враг народа, кремлевские дети, дочери врагов народа, реабилитация   


УДК 9.93/94

Музюкина А.И.

преподаватель

Пермский химико-технологический техникум

(Россия, г. Пермь)

 

«НЕКРЕМЛЁВСКИЙ» ПУТЬ В.Я. ГАМАРНИК (КОЧНЕВОЙ),

ДОЧЕРИ ВОЕНАЧАЛЬНИКА ГАМАРНИКА Я.Б.

 

Аннотация: в статье рассмотрена трагедия дочери репрессированного советского военачальника Гамарника Я.Б., обвиненного по делу о военно-фашистском заговоре в РККА. М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич и Я.П. Гамарник высказали негативное мнение о К.Е. Ворошилове и его деятельности, что и привело к трагическому финалу.

 

Ключевые слова: репрессии 1930-х годов, Сталин, враг народа, кремлевские дети, дочери врагов народа, реабилитация.

 

Виктория Яновна Гамарник (Кочнева), для друзей и близких – Вета, уже в 13 лет узнала, как жизнь всего за несколько дней может разделиться на «до» и «после».

Ян Гамарник, отец Веты, застрелился 31 мая 1937 года, хоронили его 2 июня 1937 года. Хоронили советского военачальника втроем — дочь, жена и Семен Панов, шофер.

Когда наступила минута прощания, 13-летняя Вета подошла к отцу: он как будто спал. В военной форме, но без орденов (ордена уже отобрали), лицо его было спокойным. 2 июня 1937 года Яну Гамарнику исполнилось бы 43 года. Но это сослагательное «бы» означало для его семьи теперь отсутствие возможности вернуться когда-либо к нормальной жизни.

Никакого места праху Гамарника в крематории определено не было. Гамарник (как и И.П. Уборевич, и М.Н. Тухачевский и многие другие в то время) должен был исчезнуть с лица земли бесследно, без права на память; а его единственная дочь Виктория на долгие годы получила клеймо дочери врага народа.

 За два дня до смерти Я.Б. Гамарника, на глазах у встречающей жены, был арестован его товарищ И.П. Уборевич. На момент арестов Уборевича, Тухачевского и других командармов и комкоров, Гамарник находился в диабетической коме, поэтому «избежал» ареста и обвинения, которое не выдерживало никакой критики.

Для Веты начались дни пустого ожидания чего-то такого, чего она сама не понимала, но четко ощущала, что привычный ритм жизни был нарушен, остро пахло переменами. Все это время с ней рядом были школьные подруги – Ира Голямина и Виринея Каминская. Только спустя долгие годы Гамарник поняла, что сам факт того, что они были с ней рядом в эти страшные дни – это решение не только девочек, но, в первую очередь, их родителей, которых не коснулся страшный 1937 год.

10 июня 1937 Вета вместе с матерью Блюмой Савельевной Авербух-Гамарник была выслана в Астрахань, вместе с ними были высланы семьи опальных Тухачевского и Уборевича.

«Десятого июня утром ко мне вбежала Ветка и сказала, что они с мамой едут в Астрахань. Сколько было радости, когда я сказала, что мама тоже выбрала Астрахань. Женам предложили для ссылки несколько городов на выбор: Оренбург, Гурьев, Астрахань… Все выбрали Астрахань».

По пути жены и дочери военачальников узнали приговор трибунала по делу Тухачевского.

«До 12 июня без папы была только я. С 12 июня 1937 года без отцов, в самом страшном смысле этого слова, остались Мира Уборевич и Светлана Тухачевская и все остальные. Наших отцов не было больше на этой земле».

В Астрахани начались поиски жилья и работы. Кое-как смогли найти жилье, но никто не хотел брать на работу жен «врагов народа».

1 сентября 1937 года В. Гамарник, В. Уборевич и С. Тухачевская пошли в одну из Астраханских школ, а 5 сентября, вернувшись из школы, Вета увидела, что дома все перевернуто и мамы нет. Двое мужчин в штатском сказали ей, что мама у них и что они готовы отвести ее к маме. В. Гамарник как была в пионерской форме и с портфелем в руках, так и пошла с ними. Мужчины привели ее к проходной, за ней было здание, внутри которого ей сказали подняться на 2-й этаж, где закрыли в одной из комнат. Через некоторое время привезли В. Уборевич, С. Тухачевскую, С. Фельдмана, Г. Штейнбрюк и маленьких сестер Ивановых – так дети военной элиты оказались в детском приемнике.

В конце сентября 1937, в очередной раз пообещав отвезти к мамам, детям «врагов народа» приказали быстро собираться.

«27 сентября 1937 мы прибыли в Свердловск. Хорошо запомнила число, т.к. это день моего рождения. Долго ехали куда-то в крытом грузовике. Наконец машина остановилась. Мы выглянули и увидели группу ребят. «Что это?» «Нижне-Исетский детский дом». Иллюзии кончились. Дети врагов народа».

       С первого дня пребывания в детском доме Вета писала матери письма, первый год Б.С. Авербух-Гамарник отвечала дочери, а через год переписка оборвалась. Навсегда.

Только спустя долгие годы Вета узнала, что ее мама была расстреляна как жена врага народа.

Однажды В. Гамарник и В. Уборевич вызвали в райком комсомола, по дороге они строили предположения, зачем их туда вызывают. Принял их секретарь райкома, единственным его вопросом был: «В каком состоянии хранятся ваши комсомольские билеты?» Уборевич и Гамарник отдали их ему в руки, он открыл ящик своего письменного стола и убрал в него комсомольские билеты со словами: «Вы, дочери врагов народа, не имеете права на них».

Когда началась война, В. Гамарник, В. Уборевич и С. Тухачевская стали проситься на фронт, но им было отказано. «Детям врагов народа» не было доверия.

В. Гамарник пошла работать в Свердловский госпиталь, где и познакомилась со своим будущим мужем Валентином Кочневым.

Дождавшись 18-летия, Гамарник вышла за него замуж. Кочнев не побоялся связать судьбу с дочерью врага народа. Как героический участник Великой Отечественной войны он имел множество наград и орденов, но в 1949 году был лишен всего, в том числе и партбилета, а все потому, что был женат на Виктории Гамарник.

В поисках правды Гамарник (Кочнева) писала письма, одно из которых было лично адресовано И. Сталину: «Если я в чем-то виновата - посадите меня. Но как же можно исключать из партии моего мужа, прошедшего всю войну на передовой, боевого офицера, орденоносца, имеющего семнадцать благодарностей за Вашей подписью, товарищ Сталин, потерявшего на войне отца и брата…», она специально приехала из Кузнецка в Москву и оставила свое письмо в Спасских воротах Кремля.

Через две недели Кочневу был возвращен партийный билет, а еще через две недели Виктория Яновна была арестована по статье 7-35 «Социально-опасный элемент по биографическим данным» и направлена в Пензенскую тюрьму, где провела целый год, три с половиной месяца - в одиночной камере.

На ее долю выпало много страшных испытаний: смерть отца и расстрел матери, проживание в детском доме «особого назначения», тюрьмы, допросы, пересыльные лагеря, понимание, что две ее маленькие дочери Наталья и Татьяна остались без мамы на долгие годы… Но, несмотря на ужасы, которые ей пришлось пережить, В. Гамарник (Кочнева) не сломалась, она сохранила в себе все то лучшее, что ей дали родители. Она не утратила способности радоваться жизни, после нескольких лет красноярской ссылки смогла остаться женщиной, любящей жизнь и умеющей ее ценить. В Красноярске В. Гамарник (Кочнева) стала мамой в третий раз, на свет появилась ее младшая дочь Лена.

Летом 1955 года В. Гамарник (Кочнева), проездом из Красноярска в Кузнецк, оказалась в Москве, где узнала о своей реабилитации, реабилитации отца и матери, а также реабилитации семей Уборевич и Тухачевских.

А.И. Микоян помог Гамарник, Уборевич, Тухачевской и еще некоторым детям военачальников встать на ноги и устроиться.

Незадолго до смерти В. Уборевич вспоминала о том дне, когда они вместе с В.Я. Гамарник (Кочневой) ожидали приема А. Микояна в коридоре Кремля, тогда мимо них прошел К. Ворошилов, который не только не смог поздороваться с ними, он даже посмотреть на них не решился.

4 ноября 2002 года В.Я. Гамарник (Кочневой) не стало, несмотря на всё, через что ей пришлось пройти, она смогла сохранить лицо и пронести через всю жизнь честь и достоинство отца, чью фамилию с гордостью носила.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кочнева В.Я. «Жизнь. Воспоминания об отце». М., 2005.
  2. Уборевич В.И. «14 писем к Е.С. Булгаковой». М., 2009.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Музюкина А.И. «НЕКРЕМЛЁВСКИЙ» ПУТЬ В.Я. ГАМАРНИК (КОЧНЕВОЙ), ДОЧЕРИ ВОЕНАЧАЛЬНИКА ГАМАРНИКА Я.Б. // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 490 - 494. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8257 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8257



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.