'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 81

Просмотры  81 просмотров

Имашева В.Е.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ГБУ РБ «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ ИМ. Ш. ХУДАЙБЕРДИНА») *

  


Аннотация:
в данной статье представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности будущих замещающих родителей к воспитанию приемного ребенка. Представлена программа по подготовке будущих приемных родителей к воспитанию детей, оставшихся без попечения. Представлены результаты исследования после проведенной программы   

Ключевые слова:
психологическая готовность, замещающие родители, приемные родители, приемный ребенок, семейное воспитание, школа приемных родителей   


УДК 159

Имашева В.Е.

студент института педагогики

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

(г. Уфа, Россия)

 

 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

БУДУЩИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ГБУ РБ «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ ИМ. Ш. ХУДАЙБЕРДИНА»)

 

Аннотация: в данной статье представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности будущих замещающих родителей к воспитанию приемного ребенка. Представлена программа по подготовке будущих приемных родителей к воспитанию детей, оставшихся без попечения. Представлены результаты исследования после проведенной программы.

 

Ключевые слова: психологическая готовность, замещающие родители, приемные родители, приемный ребенок, семейное воспитание, школа приемных родителей.

 

Феномен психологической готовности к приемному родительству часто используется на всех этапах формирования замещающей семьи. Особое значение уделяется оказанию помощи и поддержки на всех этапах создания и существования замещающей семьи, поддержка детей, биологических родителей и родителей из замещающих семей, и передача им своих знаний, умений и навыков, оказание помощи детям в получении образования и развитии у них способностей, духовно-нравственное развитие детей, биологических родителей и родителей из замещающих семей.

Школа приемных родителей в ГБУ РБ «Центр содействия семейному воспитанию им. Ш.Худайбердина» ориентирована на воспитание, обучение и подготовку детей к взрослой самостоятельной жизни, реабилитацию, коррекцию и возврат детей в биологическую семью или их устройство в замещающую семью, подготовку (психологическую, педагогическую, социальную) желающих родителей к созданию замещающих семей, оказание помощи замещающим семьям (консультационной, юридической, социальной, педагогической, психологической) и так далее.

С целью изучения психологической готовности будущих замещающих родителей к воспитанию приемного ребенка нами было организовано исследование на базе данного реабилитационного центра.

Целью статьи является эмпирическое изучение психологической готовности будущих замещающих родителей к воспитанию приемного ребенка.

Эмпирическое исследование было направлено на изучение у будущих родителей мотивационной готовности, знания психологических особенностей их будущего ребёнка и уровня стрессоустойчивости и готовности родителей к сложным ситуациям. А также проверка эффективности внедренной и проведенной программы, анализ и сравнение полученных результатов исследования. В данном исследовании приняло участие 10 пар (20 человек), которые хотят создать замещающую семью и взять на воспитание приемного ребенка. Возраст испытуемых составил 31-55 лет. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий (проведение первоначального исследования по изучению у будущих родителей мотивационной готовности, знание психологических особенностей их будущего ребенка, а также уровень стрессоустойчивости будущие родителей), формирующий этап (разработка и внедрение программы мероприятий по подготовке будущих приемных родителей к воспитанию детей, оставшихся без попечения) и контрольный этап (проверка эффективности внедренной и проведенной программы через организацию повторного исследования по изучению мотивационной готовности, уровня стрессоустойчивости и преодоления трудных ситуаций, знания особенностей детей, а так же анализ и сравнение полученных результатов исследования).

Для реализации целей и задач исследования были выбраны следующие методики: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллер, анкета «Ребенок глазами родителей» (РГР) (О.М.Щедринская), тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона, копинг-тест Лазаруса.

Рассмотрим результаты исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллер. Результаты методики представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений»

 

По результатам исследования по данной методике нами было установлено, что над некоторыми качествами родителей необходимо работать, например, над тем, что многие родители считают, что необходимо ставить ребенка в центр внимания и выполнять все его пожелания. Стоит отметить, что такая манера воспитания отрицательно сказывается на формировании личностных качеств подрастающих детей.

Стрессоустойчивость будущих родителей изучались по тесту самооценки стрессоустойчивости С.Коухена, Г.Виллиансона. Результаты исследования рассмотрим на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень стрессоустойчивости испытуемых родителей

 

По результатам проведенного исследования выявлены родители, у которых отмечаются трудности в стрессоустойчивости.

На следующем этапе изучали уровень умения справляться с трудными жизненными ситуациями по копинг-тесту Лазаруса. Результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Уровень умения справляться с трудными жизненными

ситуациями по копинг-тесту Лазаруса

 

По результатам проведенного исследования мы видим, что большая часть испытуемых хорошо справляется с трудными жизненными ситуациями, однако были выявлены испытуемые, которые боятся этого и стараются всячески избежать ответственности.

В конце рассмотрим уровень знаний замещающих родителей о своих будущих приемных детях «Ребенок глазами родителей». Результаты исследования отражены на рисунке 4.

Рис. 4. Уровень знаний родителями качеств их будущего приемного ребенка

по анкете «Ребенок глазами родителей»

 

По результатам исследования нами было установлено, что среди испытуемых родителей преобладает средний уровень знаний о детях.

Таким образом, на основе проведенного исследования нами было установлено, что испытуемые родители обладают хорошей мотивационной готовностью, высоким уровнем стрессоустойчивости и умением справляться с тяжелыми жизненными ситуациями, знают своих будущих детей. Однако выявлены родители, с которыми необходимо проводить дополнительную работу по повышению их уровня психологической готовности.

По итогам констатирующего этапа исследования нами было установлено, что необходимо изучить более подробно, какая проводится работа по формированию психологической готовности замещающих родителей. По итогам проводимой работы у родителей должен повыситься уровень психологической готовности к созданию семьи, сформируются полные знания о будущих детях, сформируются представления о замещающей семье с правовой точки зрения. Результаты представлены на рисунках ниже.

Рис. 5. Результаты исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений»

 

Рис. 6. Уровень стрессоустойчивости испытуемых родителей после программы

 

Рис. 7. Уровень умения справляться с трудными

жизненными ситуациями по копинг-тесту Лазаруса

 

Рис. 8. Уровень знаний родителями качеств их будущего

приемного ребенка по анкете «Ребенок глазами родителей»

 

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что в ходе проведенного исследования нами было установлено, что работа с родителями в школе оказала положительное влияние на формирование психологической готовности родителей к созданию замещающей семьи и воспитанию приемного ребенка. Родители стали более стрессоустойчивые, легче стали относиться к трудным жизненным ситуациям, больше узнали своих детей, увеличилась их мотивационная готовность. Можно говорить о том, что проводимая работа принесет должный эффект в работе с приемными родителями.

С целью изучения психологической готовности будущих замещающих родителей к воспитанию приемного ребенка нами было организовано исследование на базе ГБУ РБ «Центр содействия семейному воспитанию
им. Ш.Худайбердина», в котором приняло участие 20 человек (10 семейных пар).  Исследование было направлено на изучение мотивационной готовности будущих приемных родителей, уровень их стрессоустойчивости и умения справляться с трудными ситуациями, а также знания о своих будущих детях. По результатам исследования нами было установлено, что большее количество родителей хорошо знают своих детей, обладают хорошей мотивационной готовностью, стрессоустойчивостью и умением справляться с трудными ситуациями, однако были выявлены родители, с которыми необходимо проводить работу, так как все показатели были достаточно низкими.

Поэтому нами изучена программа для подготовки замещающих родителей. Целью программы является повышение уровня психологической готовности родителей к созданию замещающей семьи, улучшение качества знаний о замещающей семье, ее особенностях; юридических, педагогических, психологических и социальных моментах, повышение уровня педагогической ответственности и компетентности замещающих родителей.

По итогам проводимой работы нами было организовано повторное исследование для изучения ее эффективности. Работа проводилась по тем же направлениям, что и при первоначальном исследовании. В рамках контрольного этапа нами было установлено, что родители изменили отношение к воспитанию детей и взаимодействию с ними на более конструктивный и не приносящий вред развитию личности ребенка, изучили особенности своих будущих детей, повысился уровень стрессоустойчивости и умения справляться со сложными жизненными ситуациями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антонович О.С. Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком: автореф.дис.канд.псих.наук: 19.00. Самара, 2009.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Имашева В.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ГБУ РБ «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ ИМ. Ш. ХУДАЙБЕРДИНА») // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 509 - 517. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8261 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8261



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.