'
Кочеганова П.П.
ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ *
Аннотация:
в статье рассматривается значимость процесса самоактуализации и направленности на самоактуализацию в педагогической профессии. Факторами, обусловившими обращение к самоактуализации, являются особый социальный статус профессии учителя; тенденция ухода молодых педагогов из профессии и кадровый дефицит, отсутствие разработанных психологических моделей реализации направленности на самоактуализацию у педагогов
Ключевые слова:
самоактуализация, профессиональная самоактуализация, профессиональная самоактуализация педагога, профессиональная идентичность
УДК 159.923.2
Кочеганова П.П.
аспирант
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь, Россия)
ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ
Аннотация: в статье рассматривается значимость процесса самоактуализации и направленности на самоактуализацию в педагогической профессии. Факторами, обусловившими обращение к самоактуализации, являются особый социальный статус профессии учителя; тенденция ухода молодых педагогов из профессии и кадровый дефицит, отсутствие разработанных психологических моделей реализации направленности на самоактуализацию у педагогов.
Ключевые слова: самоактуализация, профессиональная самоактуализация, профессиональная самоактуализация педагога, профессиональная идентичность.
Современные реалии глобализационного цифрового и динамично изменяющего BANI-мира актуализируют проблему личности с несформированной идентичностью, как личной, так и профессиональной, отсутствием направленности на профессиональную самоактуализацию [3]. Профессия, ее форма и ценностное содержание, является важнейшим системообразующим и смыслообразующим фактором, влияющим на психологическое и социальное благополучие как отдельной личности, так и общества в целом в самом широком его понимании. Особенно данное утверждение соотносится с профессией учителя – смыслообразующей профессией, в которой личное и профессиональное образуют неразрывную диаду. Личность, обладающая сформированной профессиональной идентичностью [3] и направленностью на профессиональную самоактуализацию, это человек, чей профессиональный выбор не является случайным стечением обстоятельств, а представляет собой неотъемлемую часть повседневной жизни и важную внутреннюю опору, терминальную ценность. Такая личность ориентирована на развитие, отличается гибкостью и адаптивностью, психологической устойчивостью, она открыта новому опыту, независима от других людей и социальных шаблонов, но вместе с тем осознает социальную значимость своей профессии и эмпатична, ее также часто свойственны ответственность, креативность, коммуникабельность, увлеченность.
Такая личность формирует высокоактивную открытую систему, где человек своим намерением развивает профессию, а, следовательно, повышает коэффициент ее эффективности и значимости, а профессия в свою очередь стимулирует развитие самого человека. Отсутствие профессиональной самоактуализации является катализатором снижения социального и материального уровня, невротических и депрессивных расстройств, переживания острого чувства одиночества и ненужности, эмоционального выгорания [5], действий, направленных на дискредитацию личности и профессии.
Е.В. Самаль рассматривает профессиональную самоактуализацию как процесс, обеспечивающий человеку достижение вершин жизни, личностной и профессиональной зрелости, как поиск «себя в профессии», индивидуального стиля профессиональной деятельности и профессионального имиджа [4].
На сегодняшний день профессиональная самоактуализация студентов педагогических вузов и работающих педагогов находится на крайне низком уровне и в совокупностью с другими факторами, провоцирует эмоциональное выгорание, неудовлетворенность и как итог – уход из профессии. В 2021 году Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС оценивал кадровый дефицит в сфере школьного образования в 250 тысяч человек [2]. Педагоги школьного и дошкольного образования в качестве значимой причины ухода из профессии называют отсутствие методической поддержки и карьерной траектории, отсутствие возможностей профессиональной самоактуализации. Более 80 % опрошенных во всех регионах России отметили отсутствие или исключительно формальный характер методической поддержки молодых педагогов, недостаточную эффективность системы наставничества, отсутствие условий карьерного роста и развития. Говоря о карьерных траекториях, будущие педагоги и молодые педагоги выделяют три направления: административное в государственной школе (должность завуча или директора школа); предпринимательское, как правило в формате онлайн-школы; фриланс в формате репетиторства либо с совмещением с работой в школе, либо без совмещения [1]. При этом первые два направления большинство молодых специалистов считают практически недоступными, а репетиторство более доступным и удобным, но менее престижным и не отвечающим их представлениям о профессиональной самоактуализации.
Таким образом, мы видим значимость проблемы самоактуализации педагога, как поиск способа не свести призвание к образовательной услуге, сохранив ценностно-смысловое наполнение профессии, но при этом создав баланс между интересами личности и общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3
Ссылка для цитирования:
Кочеганова П.П. ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 523 - 526. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8263 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*