'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 85

Просмотры  75 просмотров

Насырова Н.Ю.

  


НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА *

  


Аннотация:
в научной статье рассматривается понятие профессиональной востребованности, представлены подходы к изучению профессиональной востребованности педагога   

Ключевые слова:
профессиональная востребованность, востребованность, педагог, подходы   


УДК 159.9

Насырова Н.Ю.

студент магистратуры

Амурский Государственный университет

(г. Благовещенск, Россия)

 

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА

 

Аннотация: в научной статье рассматривается понятие профессиональной востребованности, представлены подходы к изучению профессиональной востребованности педагога.

 

Ключевые слова: профессиональная востребованность, востребованность, педагог, подходы.

 

Изучение профессиональной востребованности представляет собой относительно новый объект исследования в психологии. Профессиональная востребованность становится все более значимой в свете быстрой смены технологий и возрастания необходимости профессиональной адаптации работников. Психологические исследования в области профессиональной востребованности помогают людям лучше осознать свои потребности и ориентиры на рынке труда, а также предоставляют подходы к повышению конкурентоспособности в профессиональной деятельности.

 Профессиональная востребованность играет ключевую роль как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, оказывая значительное влияние на профессиональное развитие педагога. Именно поэтому вопросы, связанные с профессиональной востребованностью, являются одними из наиболее важных в современной психологии, акмеологии и педагогике.

Вклад в понимание профессиональной востребованности внесли такие ученые, как Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько, Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова и др. Авторы определили нравственные качества, умственные способности, отношение к работе как личностные предикторы профессиональной востребованности. О.О. Богатырева указывает на то, что успешность профессиональной самореализации и карьерный рост могут служить критериями востребованности в выбранной профессии, обозначив тем самым не только наличие компетентности, но и удовлетворенность результатами профессиональной деятельности.

Е.В. Харитонова представила основные положения концепции социально-профессиональной востребованности личности в своих работах. Профессиональная востребованность определяется как «многоуровневая, строящаяся иерархически, имеющая связи с другими психологическими образованиями (активность, смысл, ценность, внешняя среда, общение, профессиональная деятельность и др.) метасистема субъективных отношений личности к себе как «значимому для других профессионалу» [5, с.5]. Профессиональная востребованность входит в структуру профессиональной Я-концепции личности и находится на стыке ее когнитивной и эмоциональной составляющих [4].

Изучение профессиональной востребованности личности можно рассматривать с разных подходов:

Системный подход, предложенный Е.В. Харитоновой, включает в себя анализ разных планов - целевого, структурного, компонентного, функционального и генетического.

Акмеологический подход соотносит профессиональную востребованность с проблемой становления жизненного пути личности.

Инновационный подход включает разработку и внедрение новых технологий в изучении личности и общества в целом.

Субъектно-деятельностный подход, разработанный К.А. Абульхановой, представляет деятельность как атрибут личности и выступает в активно-субъектном подходе.

Структурно-динамический подход, разработанный такими авторами, как А.Г. Ковалева, К.К. Платонова и Б.Д. Парыгина, определяет социально-психологические качества личности.

Интегративный подход включает в себя уровни интеграции и рассматривает становление будущего специалиста на профессиональных уровнях развития от получения образования до дальнейшего саморазвития и др.

В исследованиях Е.В. Харитоновой выделяются 4 основных подхода к изучению социально-психологической востребованности личности: Е. В. Харитонова выделяет 4 основных подхода к изучению социально-психологической востребованности личности: анализ востребованности специалистов как необходимого условия эффективности экономической (государственной и региональной) политики; оценка востребованности специалистов в контексте функционирования рынка труда; исследование востребованности личности в контексте реализации профессионального потенциала персонала в организации; анализ востребованности как характеристики личности профессионала [5].

Профессиональная востребованность является сравнительно новым объектом исследования в психологии. Профессиональная востребованность имеет большое значение в формировании представлений самосознания педагога. С одной стороны, она отражает осознанность педагогом своих целей и жизненного пути, а также отношение к профессиональному росту. С другой стороны, она влияет на уверенность педагога в своих возможностях и способностях. Профессиональная востребованность позволяет педагогам чувствовать себя комфортно в рабочей среде, раскрывать свой профессиональный потенциал и достигать успехов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. [Текст] / М.: Академический проект-Фонд «Мир», 2008. 336 с.
  2. Макарова, Е.Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании [Эл. ресурс] // ИТС. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-integrativnogo-podhoda-v-vysshem-professionalnom-obrazovanii.
  3. Маркина Н.В., Крамская И.Р., Маковецкая Ю.Г. Взаимосвязь профессиональной востребованности педагогов и особенностей их жизненных сценариев в конектсе профессиогенеза [Эл. ресурс] // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-professionalnoy-vostrebovannosti-pedagogov-i-osobennostey-ih-zhiznennyh-stsenariev-v-konektse-professiogeneza.
  4. Селюч, М.Г. Акмеологические подходы к исследованию профессиональной востребованности личности (на примере преподавателя вуза) [Эл. ресурс] // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-podhody-k-issledovaniyu-professionalnoy-vostrebovannosti-lichnosti-na-primere-prepodavatelya-vuza.
  5. Харитонова Е.В. Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности [Текст]: дис. ... док. псих. наук: М., 2012. 569 с.
  6. Харитонова Е.В., Ясько Б.А. Взаимообусловленность профессиональной востребованности и индивидуально-психологических особенностей личности [Эл. ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimoobuslovlennost-professionalnoy-vostrebovannosti-i-individualno-psihologicheskih-osobennostey-lichnosti.
  7. Харитонова, Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности [Текст] / Е. В. Харитонова ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – М.: Ин-т психологии, 2014. - 410 с 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Насырова Н.Ю. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 532 - 536. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8265 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8265



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.