'
Насырова Н.Ю.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА *
Аннотация:
в научной статье рассматривается понятие профессиональной востребованности, представлены подходы к изучению профессиональной востребованности педагога
Ключевые слова:
профессиональная востребованность, востребованность, педагог, подходы
УДК 159.9
Насырова Н.Ю.
студент магистратуры
Амурский Государственный университет
(г. Благовещенск, Россия)
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация: в научной статье рассматривается понятие профессиональной востребованности, представлены подходы к изучению профессиональной востребованности педагога.
Ключевые слова: профессиональная востребованность, востребованность, педагог, подходы.
Изучение профессиональной востребованности представляет собой относительно новый объект исследования в психологии. Профессиональная востребованность становится все более значимой в свете быстрой смены технологий и возрастания необходимости профессиональной адаптации работников. Психологические исследования в области профессиональной востребованности помогают людям лучше осознать свои потребности и ориентиры на рынке труда, а также предоставляют подходы к повышению конкурентоспособности в профессиональной деятельности.
Профессиональная востребованность играет ключевую роль как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, оказывая значительное влияние на профессиональное развитие педагога. Именно поэтому вопросы, связанные с профессиональной востребованностью, являются одними из наиболее важных в современной психологии, акмеологии и педагогике.
Вклад в понимание профессиональной востребованности внесли такие ученые, как Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько, Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова и др. Авторы определили нравственные качества, умственные способности, отношение к работе как личностные предикторы профессиональной востребованности. О.О. Богатырева указывает на то, что успешность профессиональной самореализации и карьерный рост могут служить критериями востребованности в выбранной профессии, обозначив тем самым не только наличие компетентности, но и удовлетворенность результатами профессиональной деятельности.
Е.В. Харитонова представила основные положения концепции социально-профессиональной востребованности личности в своих работах. Профессиональная востребованность определяется как «многоуровневая, строящаяся иерархически, имеющая связи с другими психологическими образованиями (активность, смысл, ценность, внешняя среда, общение, профессиональная деятельность и др.) метасистема субъективных отношений личности к себе как «значимому для других профессионалу» [5, с.5]. Профессиональная востребованность входит в структуру профессиональной Я-концепции личности и находится на стыке ее когнитивной и эмоциональной составляющих [4].
Изучение профессиональной востребованности личности можно рассматривать с разных подходов:
Системный подход, предложенный Е.В. Харитоновой, включает в себя анализ разных планов - целевого, структурного, компонентного, функционального и генетического.
Акмеологический подход соотносит профессиональную востребованность с проблемой становления жизненного пути личности.
Инновационный подход включает разработку и внедрение новых технологий в изучении личности и общества в целом.
Субъектно-деятельностный подход, разработанный К.А. Абульхановой, представляет деятельность как атрибут личности и выступает в активно-субъектном подходе.
Структурно-динамический подход, разработанный такими авторами, как А.Г. Ковалева, К.К. Платонова и Б.Д. Парыгина, определяет социально-психологические качества личности.
Интегративный подход включает в себя уровни интеграции и рассматривает становление будущего специалиста на профессиональных уровнях развития от получения образования до дальнейшего саморазвития и др.
В исследованиях Е.В. Харитоновой выделяются 4 основных подхода к изучению социально-психологической востребованности личности: Е. В. Харитонова выделяет 4 основных подхода к изучению социально-психологической востребованности личности: анализ востребованности специалистов как необходимого условия эффективности экономической (государственной и региональной) политики; оценка востребованности специалистов в контексте функционирования рынка труда; исследование востребованности личности в контексте реализации профессионального потенциала персонала в организации; анализ востребованности как характеристики личности профессионала [5].
Профессиональная востребованность является сравнительно новым объектом исследования в психологии. Профессиональная востребованность имеет большое значение в формировании представлений самосознания педагога. С одной стороны, она отражает осознанность педагогом своих целей и жизненного пути, а также отношение к профессиональному росту. С другой стороны, она влияет на уверенность педагога в своих возможностях и способностях. Профессиональная востребованность позволяет педагогам чувствовать себя комфортно в рабочей среде, раскрывать свой профессиональный потенциал и достигать успехов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3
Ссылка для цитирования:
Насырова Н.Ю. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 532 - 536. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8265 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*