'
Ибрагимов Ш.Ш., Бабашев К.А.
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ КАК ЭКОЛОГИЧНЫЙ ВИД ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ *
Аннотация:
в данной статье рассмотрены самый экологический вид топлива для автомобиля. Приведены разные виды природного газа, преимущества и недостатки пропан-бутана
Ключевые слова:
природный газ, пропан, метан, бутан, двигатель автотранспорта
УДК 1
Ибрагимов Ш.Ш.
магистрант кафедры «Наземные транспортные системы»
Ташкентский государственный технический университет
(г. Ташкент, Республика Узбекистан)
Научный руководитель:
Бабашев К.А.
доцент кафедры “Наземные транспортные системы”
Ташкентский государственный технический университет
(г. Ташкент, Республика Узбекистан)
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ КАК ЭКОЛОГИЧНЫЙ
ВИД ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Аннотация: в данной статье рассмотрены самый экологический вид топлива для автомобиля. Приведены разные виды природного газа, преимущества и недостатки пропан-бутана.
Ключевые слова: природный газ, пропан, метан, бутан, двигатель автотранспорта.
Природный газ — самое безопасное топливо из всех доступных на сегодняшний день. В случае аварии метан не скапливается в углублениях и не образовывает горючую смесь паров с воздухом. Так как газ легче воздуха, он сразу улетучивается, поэтому его утечка не представляет опасности.
Для заправки транспорта используют различные виды сжиженного газа: метан (природный газ), пропан, бутан и их смеси (так называемые углеводородные газы). Кроме того, метан используется и в сжатом (компримированном) виде. В этой статье речь пойдет именно о природном газе в качестве автомобильного топлива. Для того, чтобы получить компримированный газ, метан сжимают при помощи компрессора. Его объем при этом уменьшается в 200-250 раз. Для получения сжиженного газа природный газ нужно охладить до температуры —161,5 °С. Объем газа при этом уменьшается в 600 раз.
Для многих автомобилистов бензин – слишком дорогое удовольствие. Приходится экономить и отказывать себе в возможности использовать личный транспорт без ограничений. Переход на газовое топливо является хорошей альтернативой бензину, позволяет ощутимо экономить на заправках автомобиля. Рассмотрим, какие еще преимущества дает водителю работающий на газу двигатель.
Виды газ-топлива. Двигатели современных автомобилей могут функционировать на двух разновидностях газа:
Существует мнение, что двигатель, работающий на газовом топливе, быстрее портится и выходит из строя, но мнение это ошибочное и ничем не подтверждается. Напротив, специалисты-инженеры утверждают, что мотор автомобиля на газовом топливе работает без капитального ремонта в среднем в 1,5 – 2 раза дольше, чем на бензине. Это обусловлено тем, что газ – более однородная смесь, чем бензин, при работе двигателя происходит его полное сгорание. Кроме того, газ следующим образом влияет на работу мотора:
Цена газа значительно ниже, чем бензина, но расход на 10-20% больше за счет различной температуры сгорания топлива.
Преимущества и недостатки пропан-бутана. Жидкий газ имеет ряд преимуществ по сравнению с бензином:
К минусам можно отнести лишь то, что расход газа выше, чем бензина на 10 %. Особенность функционирования: двигатель прогревается на бензине, потом переключается на газ.
Свойства, достоинства и минусы метана. К числу плюсов природного газа относят:
Недостатки метана:
Для легковых автомобилей наиболее приемлемое топливо, альтернативное бензину – газ пропан-бутан. Метан, хотя и более экономичный, но из-за громоздкости баллонов использование на легковых машинах невозможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильев В.Г., Ермаков В.И., Жабрев И.П., Львов М.С., Мирончев Ю.П., Орел В.Е., Старосельский В.И., Ступаков В.П. - Недра, Москва, 1983 г., 375 стр. 2. Козлов А.Л., Нуршанов В.А., Пронин В.И. и др. Природное топливо планеты 1981. 160 с. 3. Kakharov, Z., Yavkacheva, Z. Determination of the bearing capacity of a building and structures of energy facilities. E3S Web of Conferences, 2023, 371, 02042. Kakharov, Z. Analysis of the mechanization of the work of compaction of grunts in railway construction / Z. Kakharov, A. Islomov // Universum: технические науки. – 2023. – No. 2-5(107). – P. 36-38. Кахаров, З. В. Взаимодействие стрелового крана с грузом / З. В. Кахаров // Universum: технические науки. – 2023. – № 1-2(106). – С. 48-50. Кахаров, З. В. Механизм процессов общего сжатия и расширения массы / З. В. Кахаров, Н. Б. Кодиров // Моя профессиональная карьера. – 2023. – Т. 1, № 44. – С. 11-14. Кахаров, З. В. Экономии энергоресурсов при производстве сборного железобетона / З. В. Кахаров, Н. Б. у. Кодиров // Chronos. – 2021. – Т. 6, № 10(60). – С. 13-16. Кахаров, З. В. Изменение состава веществ (материалов) в производстве / З. В. Кахаров, Ф. Ф. Эшонов // Научный журнал. – 2019. – № 3(37). – С. 22-23. Роддатис, К. Ф.Табл. 2.9. Средний состав природного газа, его теплота сгорания, плотность, объемы воздуха и продуктов сгорания при а=1 : [арх. 4 сентября 2011] // Справочник по котельным установкам малой производительности / М. : Энергоатомиздат, 1989. — 488 с. Рогозин Н.А, Папок К.К. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям- М. Химия 1975г.
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3
Ссылка для цитирования:
Ибрагимов Ш.Ш., Бабашев К.А. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ КАК ЭКОЛОГИЧНЫЙ ВИД ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 731 - 735. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8294 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*